Сущность франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

Содержание

1. Франчайзинг
1.1 Сущность франчайзинга
1.2 Формы франчайзинга
1.3 Преимущества и недостатки
2. франчайзинг как способ организации своего бизнеса.
2.1. что способствовало развитию франчайзинга
2.2. что необходимо для организации франчайзинга
3. анализ коммерческой деятельности по сбыту продукции Ачинского
павильона «Шиносервис».

Работа состоит из  1 файл

аркадий курсовая.docx

— 58.67 Кб (Скачать документ)

1. Франчайзинг

1.1 Сущность франчайзинга

1.2 Формы франчайзинга

1.3 Преимущества и недостатки

2. франчайзинг как способ организации своего бизнеса.

2.1. что способствовало  развитию франчайзинга

2.2. что необходимо для  организации франчайзинга

3. анализ коммерческой деятельности по сбыту продукции  Ачинского

павильона «Шиносервис».

 

 

 

Введение

Сегодня в  России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими  товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую  репутацию, и косвенно указывают  на высокое качество товаров и  услуг. Одним из эффективных каналов  дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и  по всему миру, является франчайзинг. Для нашей экономики франчайзинг  является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах  он столетиями практиковался как  средство обеспечения потребителей общества в различных услугах. Привлекательность  франчайзинга заключается в наличии  неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга. В настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого и среднего, затрудняется повышенными коммерческими рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат. Организация предприятия бизнеса на условиях франшизы значительно снижает предпринимательские риск, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки малого и среднего предпринимательства, одного из возможных решений столь важной государственной задачи.

В первой главе  курсовой работы будут рассмотрены  основные понятия франчайзинга, его  нормативное регулирование, а так  же изложены основные преимущества и  недостатки. Во второй главе будет  подробно рассмотрен франчайзинговый  договор. В третьей главе представлен  анализ франчайзинга в России, изложены основные проблемы, с которыми столкнется франчайзинг в нашей стране.

Основные  термины:

Франчайзер - юридическое или физическое лицо, имеющее высокую репутацию на определенном рынке, собственный товарный знак и заключившее договор- франчайзинг с другим предприятием.

Франчайзи - юридическое или физическое лицо, которому предоставляют право на рынок товаров или услуг франчайзера в определенной области и территории на основе франчайзингого договора.

Франшиза - деловая  концепция, разработанная для использования в пределах франшизной системы.

Роялти -периодические выплаты вознаграждения, установленные пропорционально показателям деятельности, согласованным сторонами договора.

 

 

1. Франчайзинг.

1.1.Сущность франчайзинга.

Важным составным  элементом успеха является четкое и  полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг  может быть определен как способ доставки продукции или услуг  потребителю, способ развития бизнеса  и завоевании рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств  и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться  также и как соглашение, при  котором производитель или единоличный  распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или  услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен  на получение от них платежей при  условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций. Суть франчайзинга заключается в поддержании и  распространении концепций, которые  имеют вес и признание на рынке, а также в том, чтобы помочь предпринимателям, начинающим бизнесменам  и инвесторам, создающем свое новое  дело и диверсифицирующим свою деятельность, избежать затруднений и неустойчивости, сопутствующих новым начинаниям. Франчайзинг может быть определен  как способ доставки продукции или  услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.

Единственным  нормативным документом, регулирующим франчайзинг в России, является 54 глава Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что  некоторые ведущие специалисты  по франчайзингу критикуют сам факт наличия главы 54, считая, что строгие, не всегда оправданные регламентации  сдерживают развитие франчайзинга в  России, особенно международные контакты. В отличие от общепринятой мировой  практики в 54 главе применена новая терминология: франчайзинг называется "коммерческая концессия", франчайзор - "правообладатель", франчайзи - "пользователь". Это вносит некоторые неудобства в развитии международного франчайзинга. Конспективно критика некоторых положений главы 54 сводится к следующему:

1)Двойная  регистрация договоров коммерческой  концессии (статья 1028) является ничем  не оправданной мерой, так как  совершенно непонятно к каким  нежелательным последствиям приводит  отсутствие регистрации договоров  в налоговых инспекциях. Требование  регистрации в патентном ведомстве  договоров коммерческой концессии  абсолютно оправдано. На наш  взгляд такой регистрации вполне  достаточно, так как все франшизные договора содержат элементы, касающиеся передачи права на использование товарного знака.

2)Статья 1034 "Ответственность правообладателя  по требованиям, предъявляемым  к пользователю", констатирующая  субсидиарную ответственность франчайзора по предъявляемым к франчайзи требованиям, нарушает основной принцип системы франчайзинга - независимость франчайзора и франчайзи. Наличие субсидиарной ответственности в значительной мере уменьшает преимущества развития в форме франчайзинга по сравнению с развитием путем создания собственных корпоративных предприятий.

3)Положение  статьи 1035 о праве франчайзи на заключение нового договора с франчайзором по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях противоречит необходимости развития франшизной системы, так как условия через 5 - 10 и более лет могут существенно измениться. Следует отметить, что приведенные выше недостатки главы 54 ГК РФ хотя и создают некоторые неудобства в развитии франшизных систем в России, но пока на практике не являются существенным препятствием для предпринимателей. Российская ассоциация франчайзинга разработала предложения по изменениям и дополнениям в главу 54 ГК РФ, которые снимают указанные выше негативные положения. Эти предложения обсуждены и одобрены многими франшизными компаниями, работающими на российском рынке. Все необходимые документы по корректировке главы 54 ГК РФ были обсуждены на парламентских слушаниях и совещаниях в заинтересованных министерствах и ведомствах России. Однако, дальнейшее продвижение указанных предложений находится вне компетенции Ассоциации франчайзинга. Что касается других приведенных причин медленного развития франчайзинга в России, то вселяет надежду, что программа дебюрократизации экономики, налоговая и судебная реформы, мероприятия по поддержке малого предпринимательства должны существенно улучшить предпринимательский климат в России, а это неизбежно положительно скажется на темпах развития российского франчайзинга. (2) Однако, с 1 февраля 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, который существенно изменит правила, применимые к торговой деятельности. Новый закон отличает следующее:

1)Закон носит  комплексный характер и применим не только по отношению к сетям розничной торговли, но также к любому лицу, осуществляющему торговлю товарами;

2)Государственное  регулирование торговли осуществляется  в трех основных формах: техническое  регулирование, антимонопольное  регулирование и государственный контроль (надзор);

3)Установлены  новые правила заключения и  исполнения договоров поставки  продовольственных товаров, включая  максимальную отсрочку оплаты  товаров (10, 30 и 45 дней, в зависимости  от вида товаров), а также запрет  дискриминации и недобросовестных методов торговли;

4)Введение  возможности государственного регулирования  цен на социально значимые  продовольственные товары первой  необходимости в случае роста  цен на такие товары более чем на 30% в течение 30 дней;

5)Ограничение  доминирующего положения торговых  сетей двадцатью пятью процентами  рынка для продовольственных товаров;

6)Исключение  административных барьеров в  торговле и создание целевых  программ развития торговли и инвестиционных проектов.

 

1.2.Формы франчайзинга

Характер  отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения. В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера. Как правило, крупные международные франчайзеры используют следующую схему развития франчайзинговой сети в той или иной стране: на первом этапе создается собственное представительство, которое в течение нескольких лет, наряду с изучением рынка, осуществляет основную деятельность с использованием стандартных подходов, тем самым апробируя его в новых условиях и, если это необходимо, адаптируя. Если в результате делается вывод о соответствии бизнес-подхода компании условиям рынка и о готовности местных компаний работать по франшизе, представительство начинает осуществлять поиск и отбор франчайзи, в полной мере обеспечивая поддержку и контроль их деятельности без привлечения головного офиса. В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:

1)Производственный. Производственный франчайзинг предполагает передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается. В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsicola и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров. Производственный франчайзинг имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг). В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.

 

2)Товарный. При товарном франчайзинге франчайзи на льготных условиях получает от франчайзера товары для их дальнейшей реализации. При этом франчайзером, как правило, выступает крупный производитель, предоставляющий франчайзи право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера товаров, изготовителем которых может быть как сам франчайзер, так и другие компании. Как правило, франчайзер поставляет франчайзи определенный товар в рамках оговоренного ассортимента для продажи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака. Кроме того, франчайзер, как правило, обеспечивает франчайзи финансовой (в случае приобретения или строительства объектов недвижимости), рекламной, консультационной и информационной поддержкой, предоставляя также услуги обучения и стажировки персонала. Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В целом, по мнению экспертов, товарный франчайзинг в большей степени выгоден франчайзеру, поскольку обеспечивает продвижение его товарного знака и расширение сети сбыта при минимальных капитальных и текущих затратах. Чаще всего товарный франчайзинг используется в продаже бензина, автомобилей, велосипедов, алкогольных и безалкогольных напитков и других товаров в рознице.

Информация о работе Сущность франчайзинга