Сущность франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

Содержание

1. Франчайзинг
1.1 Сущность франчайзинга
1.2 Формы франчайзинга
1.3 Преимущества и недостатки
2. франчайзинг как способ организации своего бизнеса.
2.1. что способствовало развитию франчайзинга
2.2. что необходимо для организации франчайзинга
3. анализ коммерческой деятельности по сбыту продукции Ачинского
павильона «Шиносервис».

Работа состоит из  1 файл

аркадий курсовая.docx

— 58.67 Кб (Скачать документ)

3)Сервисный.  В рамках сервисного франчайзинга  франчайзер, кроме передачи оборудования и предоставления права на продажу услуг, осуществляет передачу технологий продаж, обслуживания клиентов, а также контролирует все аспекты их применения. В целом, сервисный франчайзинг представляет собой синтез двух описанных выше видов франчайзинга в сфере услуг. Сущность его заключается в том, что франчайзи предоставляется право на осуществление определенного вида деятельности под торговой маркой франчайзера. Знакомая всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком и технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов.

 

4)Франчайзинг  бизнес-формата. Наиболее же перспективным на сегодняшний день видом франчайзинга является франчайзинг бизнес-формата. Здесь франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих аренде торговой марки документов - так называемого brand-book, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. В результате, франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Во многих случаях, как это, например, происходит в сетях фаст-фуд McDonald's, франшизные точки обслуживаются централизованными поставками продуктов, следуют единому подходу в части технологического процесса, ассортимента, стиля обслуживания и так далее. Исключения в виде незначительных отклонений от стандарта допускаются очень редко. К примеру, несмотря на то, что во всем мире в ресторанах сети McDonald's напитки, содержащие алкоголь, не входят в ассортимент продукции, в Германии и Чехии в меню включено пиво, поскольку оно является неотъемлемой частью национальной культуры. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций. К примеру, в США, по оценкам экспертов, на сегодняшний день франчайзинг бизнес-формата составляет около 75% от общего количества франчайзинговых соглашений.

5)Конверсионный  франчайзинг - способ расширения  сети, при котором действующее  самостоятельное предприятие переходит  на работу по договору франчайзинга  и присоединяется к системе  франчайзинговых предприятий, работающих  под контролем одного франчайзера.

6)Корпоративный  франчайзинг - способ, при котором  франчайзи оперирует не отдельным предприятием, а сетью франчайзинговых предприятий с использованием наемных менеджеров.Субфранчайзинг - форма, при которой получатель мастер-франшизы контролирует определенный район с правом продажи субфраншиз франчайзера.

 

 

1.3. Преимущества и недостатки.

Преимущества  системы франчайзинга для франчайзоров:

1)развитие  цепи франшизных предприятий позволяет не расширять сеть собственных предприятий и значительно экономить свой капитал и свои трудовые ресурсы;

2)хозяин  каждого предприятия - франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;

3)риск, сопутствующий  каждому коммерческому делу, уменьшается  для франчайзора, так как его собственный капитал участвует в расширении дела в минимальной степени;

4)франчайзор не занимается будничными управленческими проблемами и не имеет проблем с персоналом каждой франшизной точки;

5)благодаря  использованию чужих ресурсов, как  финансовых, так и управленческих  развитие бизнеса идет быстрее  по сравнению с другими системами.

Преимущества  для франчайзи:

1)Уникальная  возможность начать собственное  дело. Даже абсолютно неподготовленный  в предпринимательстве человек,  желающий заняться бизнесом, может  с высокой степенью надежности  открыть собственное дело. При  этом франчайзи является не работником франчайзора, а владельцем собственного бизнеса.

2)Получение  готовой "ниши" в бизнесе.  Франчайзи покупает готовый бизнес, завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный всесторонне франчайзором на практике. Таким образом, франчайзи покупает гарантированно "хороший" надежный бизнес.

3)Использование  известного товарного знака. Франчайзи покупает право пользоваться относительно известным, уважаемым, популярным брендом, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может понять, чьими товарами или услугами он пользуется, франчайзора или франчайзи.

4)Широкая  реклама. Наличие известного товарного знака, рекламных и маркетинговых программ франчайзора дают возможность пользоваться всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе. Таким образом, франчайзи получает возможность рекламировать свой товар с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия.

5)Помощь  и поддержка. Франчайзор передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзор обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем.

6)Решение  вопросов финансирования. Бизнес  в форме франчайзинга во всем  мире считается более надежным  бизнесом по сравнению со свободным  малым предпринимательством в  связи с тем, что этот бизнес  уже хорошо опробован и является  частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзор, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга. Вот почему банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации более охотно работают с франчайзи по сравнению с обычными предпринимателями.

7)Помощь  в снабжении. Обычно франчайзор предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.

Недостатки франчайзинга для франчайзи: 

1)Нужен начальный  капитал. Для того чтобы купить  франшизу и начать работать, необходимо  иметь начальный капитал, величина  которого изменяется в значительных  пределах в зависимости от  вида деятельности. Так, например, чтобы открыть гостиницу, необходима  сумма до нескольких миллионов  долларов США. Для того чтобы  открыть свое дело, например, по  уборке помещений, необходим начальный капитал 5 - 20 тысяч долларов США.

2)Во франчайзинге  меньше свободы, чем в обычном  предпринимательстве. Существует  категория людей, для которых  предпринимательство в форме  франчайзинга противопоказано из-за  того, что они предпочитают самостоятельное  принятие решений, болезненно  воспринимают контроль над их  деятельностью и требования, советы  и указания своего "старшего" партнера, которые предусмотрены  франшизным договором. Однако для тех, кто может разумно построить свои отношения с франчайзором, некоторая потеря свободы в свободном предпринимательстве не является серьезным недостатком.

3)Франшизный бизнес нельзя "попробовать" и затем безболезненно бросить. Для российского малого предпринимательства характерна большая диверсифицированность деятельности. Типичным случаем является, когда предприниматель занимается сразу несколькими видами деятельности, так сказать "пробует их на успех". То, что не очень хорошо идет, отпадает само собой. Так путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности "попробовать" и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь. С другой стороны ограниченность срока действия франшизного договора создает некоторую неопределенность в планировании будущего франчайзи.

Указанные три  недостатка являются естественной платой за получение вышеназванных семи преимуществ.

Что касается франчайзоров, то основная, негативная составляющая для них заключается в необходимости кропотливой продуманной работы с франчайзи, от которых фактически зависит успех бизнеса в целом. Основной проблемой для франчайзора является обеспечение эффективного контроля франчайзи с целью гарантий высокого качества и продуктивности ведения бизнеса. Высокая репутация франшизной системы является основой экономического успеха франчайзора. Поэтому усилия по сохранению и поддержанию высокой репутации бизнеса могут быть весьма велики. Кроме того, каждого франчайзора подстерегает опасность недобросовестного поведения франчайзи. Это может выражаться в занижении финансово-экономических показателей с целью уменьшения периодических платежей. Наиболее ярким примером недобросовестного поведения франчайзи является разрыв франшизного договора под каким-либо благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом. Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей для экономики страны в целом. Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих "учеников" преподавателей, как в учебных центрах франчайзоров. Международный франчайзинг влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику. Развитие франчайзинга в стране:

1)повышает  общую культуру предпринимательских  отношений;2)способствует созданию новых рабочих мест;

3)способствует  приобретению новых идей, методов  и технологий в бизнесе;

4)создает  комплексную систему практического  обучения малому предпринимательству  без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

5)привлекает  значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.  

2.Франчайзинг  как способ организация своего  бизнеса.

2.1.Что  способствовало развитию франчайзинга.

Франчайзинг распространился за последние сорок  лет как предпочтительный по сравнению  с другими бизнес-форматами вариант осуществления сбыта и распределения по следующим причинам:

он выгоден и франчайзеру, и франчайзи;

в социально-экономической  среде действовали благоприятные факторы;

сыграли роль заинтересованные третьи стороны.

Точка зрения франчайзера

Основным  побудительным мотивом для франчайзера является обычно недостаток капитала или нежелание подвергать себя риску, беря в долг. Поскольку франчайзи предоставляет капитал, который вкладывается в новое предприятие, экспансия может осуществляться с меньшими затратами капитала фирмы, и некоторые риски, связанные с коммерческой деятельностью, переходят с фирмы на франчайзи. Также возникает потенциальная возможность более быстрого роста, чем было бы возможно при самостоятельном расширении компании, и франчайзеру требуется меньше сотрудников, чем для собственных подразделений. Относительно небольшие капиталовложения со стороны франчайзера должны привести к более высокой прибыли от использованного капитала.

 

Более того, франчайзинг позволяет фирмам на уровне своих торговых точек приобретать  некоторые из характеристик, присущих малым предприятиям, например знание местных условий, более длительные часы работы, гибкость. Поскольку франчайзи вкладывают собственные средства в бизнес, они обычно являются высокомотивированными, показатели их предприятий будут лучше, чем у тех, которыми руководят менеджеры компании. И наконец, но ни в коем случае не в последнюю очередь, поскольку владение собственным делом дает некоторые преимущества, проще найти хороших франчайзи, чем хороших менеджеров, так что компания, которая не может позволить себе нанять менеджера необходимого уровня или с особыми знаниями для управления своим подразделением, при помощи франчайзинга получает возможность решить проблемы персонала.

Информация о работе Сущность франчайзинга