Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….. 5
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура……………………………….. 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране……………………………………………….. 9
1.3 Показатели оценки состояния малого предпринимательства…….. 12
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….. 14
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России………………………………………………. 14
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….. 23
2.3 Нормативно - правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов малого предпринимательства в стране……. 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………………………………………………….. 28
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране……………………………………………. 28
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курсовая  работа по дисциплине «Национальная  экономика» 
 

  Исполнитель: Е.В. Ермилова
  Студент группы: ЭПБ-10                         
  Научный руководитель: канд. экон. наук, доцент Н.В. Новикова
Предварительная оценка: _____________  
Допуск  к защите:_____________________  
Дата  защиты: _______________________  
Оценка:_____________________________  

Краснотурьинск

2011

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….. 5
    1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура……………………………….. 5
    1.2 Факторы и условия функционирования  и развития малого предпринимательства  в стране……………………………………………….. 9
    1.3 Показатели оценки состояния  малого предпринимательства…….. 12
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….. 14
    2.1 Общая характеристика современного  состояния малого предпринимательства  в России………………………………………………. 14
    2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….. 23
    2.3 Нормативно - правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов малого предпринимательства в стране……. 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ…………………………………………………………………….. 28
    3.1 Стратегические направления развития  малого предпринимательства в  стране……………………………………………. 28
    3.2 Основные направления государственной  политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 35
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………... 39
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Опыт  ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость  наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

      Хозяйственная практика в малом бизнесе находится  в причинно-следственной зависимости  углубляющейся специализацией общественного  производства и дифференциацией  товаров и услуг. Экономическая  маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

      Разработке  проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных  и зарубежных экономистов. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых форм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т. д.

      Но  в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные  преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры  индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах.

     Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.

     В России крепнет понимание того, что  развитие малого бизнеса является необходимым  условием функционирования рыночной экономики, в этом и заключается актуальность выбранной темы данной курсовой работы.

     Основная  цель работы состоит в рассмотрении форм и методов организации малого бизнеса, описании современного состояния малого предпринимательства в России, а также направлений развития и государственного регулирования малого бизнеса.

     Работа  состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 25 литературных источников и приложений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура

      Малое предпринимательство (малый бизнес) - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка1

      Для малого бизнеса характерно:

   - юридическая независимость;

   - управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

   - небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода); 

   - численность персонала.

      Малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

      Преимущества малого предпринимательства2

   - увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

   - рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

   - селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

   - создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

   - трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

   - подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

   - разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

   - косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

   - ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

   - мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

   - снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений;

   - улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

      Однако, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные: 

   - более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

   - зависимость от крупных компаний;

   - недостатки в управлении собственным делом;

   - слабая компетентность руководителей;

   - повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

   - трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

   - неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др3.

      Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      Лидером в части развития малого бизнеса остаются США. Здесь с 1987 по 1992 годы вообще 100% новых рабочих мест были созданы малым бизнесом, а 99% всех предприятий страны относятся к малым, 98% из них - коллективы со штатом не более 25 человек. Эти компании выпускают 55% новых товаров, 50% всех товаров, произведенных в частном секторе США, и осваивают до 20% ассигнований, выделяемых в рамках госзаказа.

      В нашей стране реально малое предпринимательство имеет более крупные масштабы по сравнению с вышеприведенной статистикой, поскольку значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах. По мнению специалистов, число самозанятых граждан сравнимо с количеством малых предпринимателей, а возможно, даже превосходит его. И для развития стимулов таких категорий граждан к «легализации» своих доходов требуются активные действия со стороны государства4

      Сектор  частного малого бизнеса в России - ровесник рыночных реформ. Малое предпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное с многочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать с помощью так называемой SWOT - таблицы (таблица 1.1.1).

Таблица 1.1.1 – SWOT - анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности

Сильные стороны малого бизнеса Слабые стороны  малого бизнеса Возможности малого бизнеса Угрозы существованию  малого бизнеса
1. Небольшой  стартовый капитал Ограниченный  (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного  разорения
2. Высокая  эффективность Ограниченные  перспективы роста Сбалансированное  развитие Быстрое достижение «потолка» роста
3. Гибкость Высокая зависимость  от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения  конкурента в эту нишу
4. Самостоятельность Отсутствие  влиятельной поддержки Творческая  самореализация Уязвимость  к попыткам силового давления «сильных мира сего»

      Из  таблицы 1.1.1 видно, что жизнь малого предпринимателя - это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, в частности, российской.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации