Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….. 5
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура……………………………….. 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране……………………………………………….. 9
1.3 Показатели оценки состояния малого предпринимательства…….. 12
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….. 14
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России………………………………………………. 14
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….. 23
2.3 Нормативно - правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов малого предпринимательства в стране……. 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………………………………………………….. 28
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране……………………………………………. 28
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………...
-
некоммерческие, которые в своей
деятельности преследуют иные
цели. Они могут заниматься
По
формам предпринимательской
- хозяйственные товарищества и общества (полное и командное товарищества, АО, ООО, ОДО);
- производственные кооперативы;
- унитарные предприятия.
Нормативной базой для создания и ликвидации малого предпринимательства является Федеральный закон РФ от 8 августа 2001г № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон от 26 октября 2002г №127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия».
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).
В
течение пяти лет после признания
гражданина банкротом по его заявлению
повторно не может быть возбуждено
дело о банкротстве.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
Развитие
малого предпринимательства – сложный
и длительный во времени процесс.
Он связан не только с необходимостью
совершенствования
В этой связи, кардинальные изменения за 2-3 года - практически невозможны. Вместе с тем, существующая практика подготовки программ рассчитывается именно на такой срок. В результате, мы или повторяем частные, не приводящие к нужным результатам задачи, или ставим цели, которые и по срокам не достижимы, и не обеспечены ресурсами.
По нашему убеждению, для успешного развития малого предпринимательства необходима Государственная Стратегия развития малого предпринимательства как минимум на 10 лет. Этот период достаточен, что бы поставить крупные цели и успеть мобилизовать и политическую волю, и материальный ресурс для их реализации15.
Необходимость такой стратегии неоднократно обосновывалась в решениях Всероссийских конференций, проводимых под патронажем ТПП РФ, однако не нашлось государственных структур, способных взять на себя решение подобных задач.
Необходимо
специальное решение
Подходы к разработке такой стратегии имеются у Академии менеджмента и рынка и могут быть взяты как один из вариантов в качестве отправной точки для последующей работы.
Основу любой стратегии составляют цели и приоритеты. На наш взгляд, основными целями на ближайшие десятилетие должны быть следующие:
Малый бизнес - очень разный. Поэтому, помимо создания общих благоприятных условий для деятельности всех хозяйствующих субъектов, необходимы специальные меры поддержки конкретных групп предприятий.
Условно,
малые предприятия можно
Малые предприятия, работающие на местные рынки (сфера торговли, услуг, строительная индустрия). Именно такие предприятия создают большее количество рабочих мест. Они являются школой бизнеса и ступенью для первоначального накопления капитала. Если федеральный уровень обеспечит простоту и необременительность регулирования их деятельности, то организация конкретной поддержки может быть делом региональных, и особенно, муниципальных властей. Программы федерального уровня, направленные на развитие такого рода предприятий, следует реализовывать в депрессивных регионах, в удаленных регионах, т.е. там, где нет, и в ближайшее время не могут появиться собственные ресурсы. На федеральном уровне необходимо реализовывать специальные меры по пропаганде предпринимательской деятельности среди населения, и особенно молодежи, а так же программы подготовки кадров, причем в местах приближенных к месту проживания.
Малые предприятия, работающие на межрегиональные рынки (как правило, являются производителями достаточно качественных товаров (услуг) и (или) работают в партнерстве с крупными предприятиями (субконтрактинг). Развитие таких предприятий может предусматриваться отраслевыми программами. В данном случае необходимо предусмотреть особые меры, позволяющие малым предприятиям на равных конкурировать при получении заказов и ресурсов с представителями крупных предприятий, в том числе, в отраслях, которые традиционно оставались за крупными предприятиями (добывающие, перерабатывающие, оборонная промышленность, пищевая промышленность и пр.). Потребуется принятие норм, стандартов, обеспечивающих потенциальную возможность таким предприятиям стать конкурентоспособными. Данные программы должны реализовываться как отраслевыми ведомствами, так и региональными администрациями.
Малые предприятия, ориентирующиеся на внешние рынки. Роль таких предприятий, и, следовательно, усилия по их поддержке с каждым годом будут возрастать. Именно такие предприятия будут пробивать дорогу на международные рынки. Для их поддержки необходимы не только условия для привлечения венчурного капитала, но и меры по защите интеллектуальной собственности, помощь в создании систем качества в соответствии с международными стандартами, содействие выставочно-ярмарочной деятельности, а так же судебной и арбитражной практики на территории других государств (в случае необходимости) по защите интересов российских участников рынка.
Все мероприятия должны подкрепляться:
- мерами научно-методического сопровождения,
- кадровым обеспечением (профориентация, подготовка, повышение квалификации, стимулирование моральное и материальное),
- развитием информационной поддержки (по всем аспектам деятельности),
- развитием действующей инфраструктуры для малого бизнеса (учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, агентства, технопарки, промышленные парки, маркетинговые центры, центры субконтрактации, микрофинансовые организации, специализированные лизинговые компании),
- содействием взаимовыгодному сотрудничеству крупного и малого бизнеса (льготы и преференции крупным предприятиям, вкладывающим в развитие сектора малого бизнеса), содействие в имущественном обеспечении (офисные и производственные площади).
Очень
важным элементом стратегии должно
стать повышение роли объединений
предпринимателей при выработке
законов, решений касающихся малого
предпринимательства, организация
общественного контроля за их выполнением.
Для этого необходима консолидация и предпринимательского
сообщества, отказ от действий, способных
нанести ущерб другой социальной группе.
Мы все в одной лодке, которая называется
Россия: и начинающий, и средний, и крупный
бизнес. И если мы хотим приятного и безопасного
плавания – необходимо с пониманием относиться
к интересам всех пассажиров, потому что
они не только плывут, но и гребут.
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
В
настоящее время
Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.
Государственная политика в отношении малого бизнеса может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.
Главным
принципом государственной