Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….. 5
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура……………………………….. 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране……………………………………………….. 9
1.3 Показатели оценки состояния малого предпринимательства…….. 12
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….. 14
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России………………………………………………. 14
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….. 23
2.3 Нормативно - правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов малого предпринимательства в стране……. 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………………………………………………….. 28
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране……………………………………………. 28
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

      - некоммерческие, которые в своей  деятельности преследуют иные  цели. Они могут заниматься предпринимательской  деятельностью лишь постольку,  поскольку это необходимо для  достижения их уставных целей  и не имеют права распределять  прибыль, которая получена, между своими участниками (потребительские кооперативы, фонды, учреждения, ассоциации).

      По  формам предпринимательской деятельности предприятия можно классифицировать:

      - хозяйственные товарищества и  общества (полное и командное  товарищества, АО, ООО, ОДО);

      - производственные кооперативы;

      - унитарные предприятия.

      Нормативной базой для создания и ликвидации малого предпринимательства является Федеральный закон РФ от 8 августа 2001г № 129 – ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон от 26 октября 2002г №127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятия».

      Прекращение деятельности предприятия может  осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).

      В течение пяти лет после признания  гражданина банкротом по его заявлению  повторно не может быть возбуждено дело о банкротстве. 
 
 
 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ

3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране

      Развитие  малого предпринимательства – сложный  и длительный во времени процесс. Он связан не только с необходимостью совершенствования законодательной  базы, но и с менталитетом, культурой населения, наличием предпринимательских традиций, всей системой государственного управления в обществе, экономическим состоянием, коньюктурой внутреннего и международных рынков и многими другими факторами.

      В этой связи, кардинальные  изменения  за  2-3 года - практически невозможны. Вместе с тем, существующая практика подготовки программ рассчитывается именно на такой срок. В результате, мы или повторяем частные, не приводящие к нужным результатам задачи, или ставим цели, которые и по срокам не достижимы, и не обеспечены ресурсами.

      По  нашему убеждению,  для успешного  развития малого предпринимательства  необходима Государственная Стратегия  развития малого предпринимательства  как минимум на 10 лет. Этот период достаточен, что бы поставить крупные  цели и успеть мобилизовать и политическую волю, и материальный ресурс для их реализации15.

      Необходимость такой стратегии неоднократно  обосновывалась в решениях Всероссийских  конференций, проводимых под патронажем ТПП РФ, однако не нашлось государственных  структур, способных взять на себя решение подобных задач.

      Необходимо  специальное решение Правительства  РФ, обеспечивающее создание рабочей  группы и возможностей для ее работы. В рабочую группу целесообразно  пригласить руководителей министерств  и ведомств в ранге не ниже заместителей руководителя, представителей  ведущих объединений предпринимателей, представителей научного сообщества.

      Подходы к разработке такой стратегии  имеются у  Академии менеджмента  и рынка и могут  быть взяты  как  один из вариантов  в качестве отправной точки для последующей работы.

      Основу  любой стратегии составляют цели и приоритеты. На наш взгляд, основными  целями на ближайшие десятилетие  должны быть следующие:

  1. Обеспечение мер, позволяющих существенным образом сократить временные и финансовые расходы малых предприятий  на взаимодействие с разрешающими, фискальными и проверяющими органами. Для этого потребуется или упростить существующие системы контроля, отчетности, либо создать механизмы (институты), помогающие преодолевать за государственный счет неизбежные препятствия.
  2. Обеспечение мер, стимулирующих приток новых людских ресурсов в сферу малого предпринимательства (опека начинающих, активная пропаганда малого предпринимательства, стимулирования населения к занятию предпринимательством и самозанятостью).
  3. Содействие повышению конкурентоспособности малых производственных и инновационных предприятий на межрегиональных и международных рынках (поддержка коммерциализации технологий, создание механизма гарантийных, залоговых  и венчурных фондов, консалтинговое сопровождение бизнес - проектов, содействие выходу на зарубежные рынки).
  4. Сокращение доли «теневого» малого бизнеса (упрощение системы бухгалтерского учета, снижение налоговой нагрузки, стимулы и дополнительные меры поддержки для доказавших профессионализм и законопослушность предприятий).
  5. Создание разветвленной сети необходимой и достаточной инфраструктуры для обслуживания малого бизнеса во всех уголках России.

      Малый бизнес - очень разный. Поэтому, помимо создания общих благоприятных условий  для деятельности всех хозяйствующих субъектов,  необходимы специальные меры поддержки конкретных групп предприятий.

      Условно, малые предприятия можно объединить в  несколько больших групп:

      Малые предприятия, работающие на местные рынки (сфера торговли, услуг, строительная индустрия). Именно такие предприятия создают большее количество рабочих мест. Они являются школой  бизнеса и ступенью для первоначального накопления капитала. Если федеральный уровень обеспечит простоту и необременительность регулирования их деятельности, то организация конкретной поддержки может быть делом региональных, и особенно, муниципальных властей. Программы  федерального уровня, направленные на развитие такого рода предприятий, следует реализовывать в депрессивных регионах, в удаленных регионах, т.е. там, где нет, и в ближайшее время не могут появиться собственные ресурсы. На федеральном уровне необходимо реализовывать специальные меры по пропаганде предпринимательской деятельности среди населения, и особенно молодежи, а так же программы подготовки кадров, причем в местах приближенных к месту проживания.

      Малые предприятия, работающие на межрегиональные рынки (как правило, являются производителями достаточно качественных товаров (услуг) и (или) работают в партнерстве с крупными предприятиями (субконтрактинг). Развитие таких предприятий может предусматриваться  отраслевыми программами. В данном случае необходимо предусмотреть особые меры, позволяющие малым предприятиям на равных конкурировать при получении заказов и ресурсов с представителями крупных предприятий, в том числе, в отраслях, которые традиционно оставались за крупными предприятиями (добывающие, перерабатывающие, оборонная промышленность, пищевая промышленность и пр.). Потребуется принятие норм, стандартов, обеспечивающих потенциальную возможность таким предприятиям стать  конкурентоспособными. Данные программы должны  реализовываться как отраслевыми ведомствами, так и региональными администрациями.

      Малые предприятия, ориентирующиеся на внешние рынки. Роль таких предприятий, и, следовательно, усилия по их поддержке  с каждым годом будут возрастать. Именно такие предприятия будут пробивать дорогу на международные рынки. Для их поддержки необходимы не только условия для  привлечения венчурного капитала, но и меры по защите интеллектуальной собственности, помощь в создании систем качества в соответствии с международными стандартами, содействие выставочно-ярмарочной деятельности, а так же судебной и арбитражной практики на территории других государств  (в случае необходимости)  по защите интересов российских участников рынка.

      Все мероприятия должны подкрепляться:

      - мерами научно-методического сопровождения,

      - кадровым обеспечением (профориентация, подготовка, повышение квалификации, стимулирование моральное и материальное), 

      - развитием информационной поддержки (по всем аспектам деятельности),

      - развитием  действующей инфраструктуры для малого бизнеса (учебно-деловые центры, бизнес-инкубаторы, агентства, технопарки, промышленные парки, маркетинговые центры, центры субконтрактации, микрофинансовые организации, специализированные лизинговые компании),

      - содействием взаимовыгодному сотрудничеству крупного и малого бизнеса (льготы и преференции крупным предприятиям, вкладывающим в развитие сектора малого бизнеса), содействие в имущественном обеспечении  (офисные и производственные площади).

      Очень важным элементом стратегии должно стать повышение роли объединений  предпринимателей при выработке  законов, решений касающихся малого предпринимательства, организация  общественного контроля за их выполнением. Для этого необходима консолидация и предпринимательского сообщества, отказ от действий, способных нанести ущерб другой социальной группе. Мы все в одной лодке, которая называется Россия: и начинающий, и средний, и крупный бизнес. И если мы хотим приятного и безопасного плавания – необходимо с пониманием относиться к интересам всех пассажиров, потому что они не только плывут, но и гребут. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Основные направления  государственной  политики в сфере  малого предпринимательства

      В настоящее время государственная  политика по отношению к малому бизнесу  в Российской Федерации только формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.

      Малый бизнес в силу своей специфики  имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

      Государственная политика в отношении малого бизнеса  может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с  внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

      С точки зрения предпринимателя государство  должно создать условия, в которых  он сможет эффективно достигать своих  целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).

      С точки зрения государства предприниматель  призван обеспечить реализацию целей  и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения  целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.

      Главным принципом государственной поддержки  малого предпринимательства должно стать создание преимущественно  экономических и правовых условий  нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

Информация о работе Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации