Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….. 5
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура……………………………….. 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране……………………………………………….. 9
1.3 Показатели оценки состояния малого предпринимательства…….. 12
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….. 14
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России………………………………………………. 14
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….. 23
2.3 Нормативно - правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов малого предпринимательства в стране……. 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………………………………………………….. 28
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране……………………………………………. 28
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………...
Однако
именно малый бизнес может заполнить
те ниши, которые пустовали в плановой
экономике, и выполнить те функции,
которые зачастую не готов взять
на себя крупный и средний бизнес.
Это, прежде всего, услуги населению (бытовые,
образовательные, в сфере отдыха и т. д.)
и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг
и др.).
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:
1. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры.
2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство)5.
Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства. Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур6.
На
основе анкетирования были определены
основные трудности на пути развития
индивидуального
- отсутствие стартового капитала (71%);
- налоговая политика государства (64%);
- отсутствие поддержки государством (67%);
- трудности
в обеспечении помещением (63%).
Таблица 2.1.1 - Основные проблемы на пути развития индивидуального предпринимательства
Проблемы | Ответы (в %) |
Отсутствие, труднодоступность стартового капитала | 71 |
Трудности
со строительством или получением помещения |
63 |
Отсутствие единомышленников, команды | 36 |
Большая
ответственность, боязнь риска, незащищенность |
34 |
Налоговая политика государства | 64 |
Сложность регистрации | 11 |
Дороговизна сырья, ресурсов, техники | 42 |
Отсутствие опыта, знаний | 28 |
Отсутствие поддержки | 67 |
Анализируя
развитие предпринимательства в
стране, необходимо установить, какие
цели преследовали все участники
этого процесса.
Участниками процесса развития предпринимательства
являются: государство, руководители государственных
предприятий, персонал государственных
предприятий, персонал предпринимательской
единицы. Каждый из участников преследует
свои цели, которые в идеале должны сочетаться.
Цели развития предпринимательства в
России представлены в приложении 1.
Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:
Целью предприятия в данном случае является:
В свою очередь, целью руководства является получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей.
Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей7.
Развитие
малого предпринимательства позволило
в значительной степени ликвидировать
дефицит товаров и услуг и в условиях экономического
спада и кризиса государственных предприятий,
создать рабочие места для 8 млн. человек,
а с учетом вторичной занятости для 15 млн.
человек и довести долю малых предприятий
во внутреннем валовом продукте до 10%.
1.3 Показатели оценки состояния малого предпринимательства
Предприниматель вынужден постоянно оперировать конкретными экономическими показателями в основном прогностического характера, получаемыми на основе расчетов.
Для
собственников малых
Совокупный доход - разница между фактической валовой выручкой и фактически понесенными издержками производства. Таким образом,
где Дс - совокупный доход;
Вв.ф. - фактическая валовая выручка;
Ип.ф. - фактически понесенные издержки производства
Валовая выручка - сумма всех поступлений (доходов):
- от реализации товаров, продуктов, услуг, работ;
- от продажи имущества, всех других объектов собственности;
- внереализационные доходы (например, платежи, поступающие от лизингополучателя, если рассматриваемая фирма, в отношении которой рассчитывается валовая выручка, является лизингодателем).
При
определении валовой выручки
используется понятие временного периода
(день, декада, месяц, квартал, год и т. д.),
т. е. валовая выручка определяется за
какой-то определенный период и представляет
собой итог всех кассовых поступлений
и поступлений на расчетные счета фирмы.
Исключение составляют получаемые фирмой
кредиты и гранты (безвозмездная финансовая
помощь), а также транзитные суммы (суммы,
временно зачисляемые на расчетный счет),
если их зачисление на счет подтверждается
необходимыми договорными обязательствами
в письменной форме, а также авансированные
платежи, подлежащие учету в будущем периоде8.
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1
Общая характеристика
современного состояния
малого предпринимательства
в России
Малое
предпринимательство как
Завершение этапа становления малого предпринимательства потребовало решения задач по рационализации его отраслевой структуры, выравниванию региональных диспропорций, повышению экономической эффективности этого сектора экономики. Его дальнейшее развитие призвано решить ряд социально-экономических проблем: создание условий для обеспечения политической стабильности в обществе, формирование рациональной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, рост доходной части бюджетов всех уровней и другие.
Стабилизация
социально-экономического положения
оказывает положительное
По данным Госкомстата России с 2003 г. наблюдается снижение числа малых предприятий (рисунок 2.1.1). В результате на начало 2006 г. в РФ малых предприятий было меньше, чем в 2001 г. (в 2001 г. их было 861,1 тыс., в 2006г. - 843 тыс.). Эта тенденция свидетельствует об ухудшении экономических условий для развития предпринимательства в России.9
Рисунок
2.1.1 – Число малых предприятий
в России на начало года (ед.)
Количество малых предприятий в России по состоянию на 01.10.2009 г. составляло 952,5 тыс. против 892 тыс. на 01.10.2008г., рост за рассматриваемый год составил 6,8%.
Число малых предприятий:
- в торговле и общественном питании, на которые приходится 46,3% от их общего количества, увеличилось с 417,6 тыс. до 441 тыс.
- в промышленности число малых предприятий увеличилось со 119 тыс. до 128 тыс.,
- в строительстве - со 116,9 тыс. до 121,1 тыс.,
- в сфере общей коммерческой деятельности по обеспечению рынка - с 39,4 тыс. до 44,3 тыс.,
- на транспорте - с 21,8 тыс. до 26,3 тыс.;
- в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - с 19,9 тыс. до 22,3 тыс.,
- в сельском хозяйстве - с 17,7 тыс. до 19,3 тыс.
В
то же время в оптовой торговле
продукцией производственно-технического
назначения число малых предприятий за
год сократилось с 27,5 тыс. до 25,7 тыс., в
науке и научном обслуживании - с 22,2 тыс.
до 20,7 тыс.
Общая численность занятых на малых предприятиях
в 2009 г. составляла 8 млн. 525,9 тыс., что на
4,7% больше по сравнению с аналогичным
периодом
прошлого года.
Рисунок
2.1.2 – Численность малых
Малые предприятия за 2009 г. произвели продукции, работ и услуг в действующих ценах по всем видам деятельности на сумму 1 трлн. 637 млрд. руб. против 1 трлн. 207,1 млрд. руб. в январе-сентябре 2003 г. Выручка от реализации продукции составила 6 трлн. 260,7 млрд. руб., инвестиции в основной капитал - 62,2 млрд. руб.
По прогнозу Минэкономразвития РФ, к 2010 году число малых предприятий в России увеличится более чем на треть (34,7%) и достигнет 1,2 млн. По данным МЭРТ, на конец 2011 г. в России будет действовать 950 тыc. малых предприятий (в 2009 г. их было 890 тыс.). В 2012 г. таких предприятий будет около 1 млн., а в 2010 г. - уже 1,2 млн.
В регионах с низким уровнем социально-экономического развития реализация мер государственной поддержки будет иметь, наряду с экономической, и социальную значимость, являясь эффективным механизмом снижения безработицы.10
Современное состояние малого предпринимательства оставляет желать лучшего. Число малых предприятий практически не увеличивается и из года в год колеблется на уровне 900 тыс. На конец прошлого года, например, их, было 950 тыс., то есть быстрого развития этого сектора экономики не наблюдается. По-прежнему, очень низкой остается доля малых предприятий в ВВП. Если в большинстве стран Запада этот показатель превышает 50%, а в некоторых доходит и до 70%, то в России малым бизнесом создается всего 10-12% ВВП. Проблема обеспечения малого бизнеса финансами решалась до сегодняшнего дня очень медленно. Хотя за последние три года объемы кредитования в целом по стране увеличились в 2 раза, этот рост пришелся в основном на долю устойчивых предприятий, которые взаимодействуют с банковским сектором и имеют кредитную историю. А малым предприятиям, особенно вновь создающимся, получить заем по-прежнему очень сложно. По оценкам экспертов, потребность малого бизнеса в заемных средствах удовлетворяется на 20-30%. Банкам невыгодно работать с малыми заемщиками: очень велика доля накладных расходов при оформлении микрокредитов, высоки риски, отсутствуют залоги.
Сложившаяся в 90-е годы отраслевая структура малого предпринимательства в 2009 году существенно не изменилась. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рисунке 2.1.3
Рисунок
2.1.3 – Доля малых предприятий по отраслям
экономики
Так, основными видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (47,9%). На втором месте – промышленность и строительство. Доля малых предприятий этих отраслей составляет 13,7 и 12,8% соответственно.