Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………….. 5
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура……………………………….. 5
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране……………………………………………….. 9
1.3 Показатели оценки состояния малого предпринимательства…….. 12
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………….. 14
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России………………………………………………. 14
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России………………………………………………………………………….. 23
2.3 Нормативно - правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов малого предпринимательства в стране……. 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………………………………………………….. 28
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране……………………………………………. 28
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства…………………………………………….. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать документ)

      В российской промышленности малые предприятия  представлены в основном в машиностроении и металлообработке (32,7% всех малых  предприятий промышленного сектора), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (16,1%), а также в пищевой промышленности (14,4%).

      Общий объем продукции и услуг, произведенных  малыми предприятиями, составил в 2009 г. 2 трлн. 273,9 млрд. руб., что превысило показатель 2008г. на 35%. В 2008 г. рост производства продукции и услуг малыми предприятиями в текущих ценах составлял 45%, в 2007г. - 36%, в 2006 г. - 39%. В целом за 2000-2009 гг. объем производства малых предприятий вырос в 8,7 раза. Темпы роста производства в малом бизнесе в прошлом году оказались самыми низкими за последние 4 года. Тем не менее, в целом за 2000-2009 гг. производство продукции и услуг малыми предприятиями России за вычетом инфляции удвоилось. Абсолютные объемы производства в малом бизнесе практически не сказываются на общей величине выпуска продукции в стране.11

        Капиталовложения в малый бизнес достаточно низки. Доля малых организаций в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составила в 2008 г. 2,7% (5,4% в 2006 г.). Этим объясняется тот факт, что малыми предприятиями используется немногим более 3% основных фондов промышленности. Инвестиции в основной капитал на одного работника в малом бизнесе более чем втрое ниже соответствующего показателя по стране в целом. Причем ситуация здесь ухудшается год от года. Если в 2006 г. инвестиции в основной капитал на одного работника в малом бизнесе относились к аналогичному показателю примерно, как 1:2, то в 2008 г. это соотношение уже было 1:3,3.

      По  итогам 2009 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,2% и составила 7602,4 тыс. чел. (рисунок 2.1.4).

      В 2009г. по сравнению с 2008г. малые предприятия обеспечили на 232,7 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 15,8%, увеличившись на 0,6 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом почти во всех федеральных округах, за исключением Южного ФО. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях произошел в Уральском и Дальневосточном федеральных округах – на 6,8% и 6,4% соответственно. 12 

 

Рисунок 2.1.4 - Среднесписочная численность занятых на МП в России, тыс. чел.

      Тем не менее, статистика показывает, что  удельный вес прибыльных малых предприятий  в общем числе малых предприятий в 2009 г. был выше, чем по крупным и средним предприятиям (66,1% и 62,1% соответственно), причем данный показатель за рассматриваемый период неуклонно возрастал. Коэффициент текущей ликвидности с 2004 г. также увеличивался со средним темпом роста 103%, а это лишний раз свидетельствует о том, что в малом бизнесе неэффективные предприятия не выживают. Однако отметим, что рентабельность малых предприятий за рассматриваемый период была ниже, чем по крупным и средним предприятиям, и данный разрыв из года в год увеличивается. Так, если в 2006 г. рентабельность малых предприятий составляла 3,9% при 6,3% по крупным и средним предприятиям, то в 2008 г. значения данных показателей составляли уже 2,6% и 14,4% соответственно.13

      Как видно из рисунка 2.1.5, развитие малого и среднего предпринимательства происходит весьма неравномерно в различных регионах Российской Федерации. Более половины работающих в стране малых предприятий сосредоточено в 8 субъектах РФ, около четверти - в Москве. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе (см. диаграмму 5). Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий.

      

     Рисунок 2.1.5 – распределение числа малых  предприятий по экономическим районам

     Аналогично, почти треть всех постоянно работающих на МП – жители Центрального района (см. рисунок 2.1.6). На долю москвичей приходится пятая часть, на долю жителей Санкт-Петербурга – десятая часть от общей численности постоянно работающих на малых предприятиях. Приведенные данные свидетельствуют о высокой дифференциации российских регионов по уровню развития внешней среды предпринимательства.

     

     Рисунок 2.1.6 – распределение среднесписочной  численности занятых по экономическим  районам

      В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см. рисунок 2.1.7), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

     

 

     Рисунок 2.1.7 – число малых предприятий  на 1000 эителей

     Таким образом, малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. В условиях России, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики. 

2.2 Тенденции и факторы  развития малого  предпринимательства  в России

      Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

      Из  опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее  состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Быстрый  рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.

      Производственные  возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят  из тех рыночных ниш, которые большие  фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли14.

      Перечислим  важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

   - политическая обстановка в обществе;

   - состояние экономики страны;

   - политика государства в области экономики;

   - меры поддержки малого бизнеса;

   - правовое обеспечение малого  бизнеса;

   - налоговая политика;

   - финансово-кредитная политика;

   - уровень жизни населения;

   - цивилизованность предпринимательства.

      В настоящее время в России условия  для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные. До тех пор, пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственной предпринимательство, а государство всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Нормативно-правовые  акты, регламентирующие  функционирование  субъектов малого  предпринимательства  в стране

      Статья 23 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «Предпринимательская деятельность гражданина» устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, ГК РФ непосредственно конкретизирует право гражданина на занятие предпринимательской деятельностью, предусмотренное статьей 34 Конституции РФ, которой определено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Осуществление предпринимательской деятельности является следствием реализации общего конституционного права гражданина на труд, т. е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 Конституции РФ).

      При этом статьей 24 ГК РФ устанавливается, что гражданин отвечает по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом  не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливае6тся гражданским процессуальным законодательством.

      Второй  вариант - выступить единственным учредителем юридического лица и вести предпринимательскую деятельность от его имени.

      В ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может  от своего имени приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (ст.48.1 ГК РФ), а также заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

      Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

      В рамках многообразия имеющихся форм собственности могут быть созданы  субъекты хозяйствования различных  организационно-правовых форм. Классификация последних возможна по следующим основаниям: количество участников и специфика их деятельности, форма управления, способ распределения прибылей, источники имущества, пределы имущественной ответственности и т. п.

      По  характеру участия учредителей  в деятельности предприятия:

      - юридические лица, участники которых  объединяют свои личные усилия  для достижения предпринимательской  цели – это полные хозяйственные  товарищества (статья 69 ГК РФ);

      - юридические лица, участники которых  объединяют свои капиталы –  это Акционерное общество (статья 96 ГК РФ), Общество с ограниченной ответственностью (статья 87 ГК РФ), Общество с дополнительной ответственностью (статья 95 ГК РФ).

      По  объему вещных прав предприятия могут  быть классифицированы на следующее:

      - предприятия, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены;

      - предприятия, обладающие правом  хозяйственного ведения имущества,  которое предоставлено собственником  для осуществления их хозяйственной  деятельности;

      - предприятия, обладающие правом собственности на их имущество.

      В соответствии с целями деятельности выделяются следующие виды:

      - коммерческие предприятия, целью  которых является максимизация  прибыли (хозяйственные товарищества  и общества, производственные кооперативы,  унитарные предприятия);

Информация о работе Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации