Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:18, контрольная работа
Цель данной работы состоит в определении эффективной концепции организации оплаты труда на предприятиях торговли. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) изучение основных теоретических вопросов эффективной организации оплаты труда в торговле: сущности и социально-экономического значения заработной платы, а также видов, форм и систем оплаты труда на предприятиях торговли, показателей по труду и заработной плате, и некоторых вопросов планирования заработной платы работников торговли;
2) анализ организации оплаты труда на конкретном торговом предприятии;
Общая сумма фонда заработной платы торгового предприятия составит сумму всех
Нормативный метод планирования ФЗП основан на соотношении темпов прироста объема товарооборота и ФЗП (производительности труда и средней заработной платы одного работника). Принято считать (т.е. установлен норматив), что при увеличении товарооборота на 1% (в сопоставимых ценах) ФЗП увеличивается на 0,8%, а при уменьшении товарооборота на 1% ФЗП уменьшается на 1,2%.
К экономико-статистическим методам планирования фонда заработной платы относятся:
-
расчет ФЗП на основе
-
расчет ФЗП на основе плановой
численности работников
ФЗПп=
Зф* Чп * Iзп,
Где: ФЗПп – плановый ФЗП работников торгового предприятия на будущий год, руб.;
Зф – фактическая заработная плата одного работника за текущий год;
Чп – плановая среднесписочная численность работников на будущий год;
Iзп – предлагаемый индекс средней зарплаты одного работника в будущем году по сравнению с текущим годом.
Метод
экономико-математического
Основными являются следующие модели:
У
= a + bx1,
Где: У – ФЗП торгового предприятия, руб.;
x1 – объем товатрооборота торгового предприятия, руб.;
a, b – параметры
модели.
У
= a + bx2,
Где: У – ФЗП торгового предприятия, руб.;
x2 – производительность труда i-го работника, руб.;
a, b – параметры модели.
Достоинством экономико-статистических методов и метода экономико-математического моделирования ФЗП является наличие информационной базы; недостатками – приблизительность расчетов, перенос негативных тенденций изменения показателей (если это имело место) на будущий год.
Рассчитанный
одним из методов плановый ФЗП
на будущий год необходимо увязать
с основными показателями хозяйственной
деятельности торгового предприятия
(прибылью, товарооборотом, доходом, издержками
обращения) в случае необходимости
ввести соответствующие коррективы.[4,
1.4
Сущность и виды материального
стимулирования труда
Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб.
В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это. Под мотивацией в данном случае понимается процесс побуждения себя или других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Одним из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирования,
является стимулирование.
Стимулирование труда — это внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно.[20,36]
Стимулы могут быть материальными и нематериальными.
К первой группе относятся денежные (заработная плата, премии и т.д. ) и неденежные (путевки, бесплатное лечение, транспортные расходы и др.).
Ко второй группе стимулов можно отнести: социальные (престижность труда, возможность профессионального и служебного роста), моральные (уважение со стороны окружающих, награды) и творческие (возможность самосовершенствования и самореализации).
Формы материального стимулирования:
Заработная плата — важнейшая часть системы оплаты и стимулирования труда, один из инструментов воздействия на эффективность труда работника. Это вершина системы стимулирования персонала компании, но при этом заработная плата в большинстве случаев не превышает 70% дохода работника.
Среди форм материального стимулирования кроме заработной платы можно отнести бонусы, процент, надбавку.[20,47]
Бонус — денежная выплата по результатам выполнения работы. Использование бонусов как системы материального поощрения предполагает создание шкалы бонусов в зависимости от какого-либо показателя деятельности.
Бонусное премирование распространяется на весь персонал компании — по итогам полугодия/года. Размер бонусного вознаграждения дифференцирован по размеру: в зависимости от прироста объема продаж (по отношению к прошлому году). Он рассчитывается по определенной формуле, в основе которой лежит размер среднемесячной ставки, количество тарифных ставок и определенный коэффициент увеличения. Выполнение отраслевых нормативов незначительно влияет на размер премии, гораздо больше она зависит от достижения стратегических целей компании. Перевыполнение плана также незначительно влияет на вознаграждение, поскольку мы в этом не заинтересованы. Таким образом, каждая группа персонала получает «свой» бонус, с учетом уровня управления, уровня должности и степени ее влияния на конечный результат
Распределение бонусного вознаграждения между подразделениями и отдельными сотрудниками зависит от следующих факторов:
- степени выполнения целей: компании, подразделения, индивидуальных;
- степени влияния должности на достижение стратегических целей компании (при этом, чем ниже статус работника, тем больше вознаграждение зависит от его личных усилий, чем выше статус — тем больше вознаграждение зависит от успешности коллектива в целом.
Размер личного бонусного вознаграждения рабочего зависит только от его индивидуальных показателей, производительности и качества. Если он в течение года не имел замечаний по производительности, качеству и трудовой дисциплине — бонусное вознаграждение он получит в полном объеме. Но при этом размер суммы, которая будет направлена на выплату вознаграждений, зависит от выполнения целей компании по продажам.
Кроме того, специалисты и руководители могут получить еще дополнительный бонус за высокие личные результаты, которые связаны с управлением проектами, с участием в проектах, за какие-то личные достижения. Это оценка за сверхрезультаты, при таких достижениях коэффициент бонусного вознаграждения может увеличиваться еще больше.
Процент — это денежное вознаграждение, определяемое как часть от значимого показателя деятельности сотрудника (например, в процентах от продаж — для менеджера по продажам, в процентах от привлеченных кредитов — для специалиста по работе с банками). Проценты применяются, как правило, в тех случаях, когда KPI представляет собой единственный показатель.
Характерное отличие бонуса от процента заключается в том, что бонус представляет собой фиксированную ставку для некоторого диапазона результатов. Кроме того, всегда есть предельный размер бонуса, в то время как при использовании процента такого предела в большинстве случаев нет.
Надбавка — дополнительная фиксированная
выплата как поощрение за качественную
работу, квалификацию или стаж.[21,87-90]
Глава II. Организация оплаты труда в магазине ООО «Сезам»
2.1
Общая характеристика
магазина ООО «Сезам»
и основных технико-экономических
показателей его работы
в 2007-2010 гг.
Магазин «Сезам» расположен по адресу: г.Альметьевск, ул. Ленина, 127. Магазин находится в трехэтажном пристроенном здании общей площадью 730 кв. метров, из которых площадь торговых залов составляет 450 кв. метров. Магазин имеет асфальтированные подъездные пути, автостоянку перед входом, яркую вывеску.
Магазин «Сезам» открыт в 2006 г. для реализации продовольственных товаров. В ассортименте магазина представлены: хлеб и хлебобулочные товары, крупы, мука, макароны, сахар, мясные товары, молочные товары, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, свежие и консервированные фрукты и овощи, пряности и приправы, чай, кофе. Исходя из этого магазин «Сезам» следует отнести к магазинам с универсальным ассортиментом.
Ассортимент
товаров магазина «Сезам» постоянно
расширяется и углубляется. Так,
если в 4-ом квартале 2008 г. в магазине
было представлено 5 наименований мучных
кондитерских изделий, то в 1-ом квартале
2009 г. их присутствовало уже 8, во 2-ом –
11. Углубление ассортимента происходит
и за счет предложения покупателям
продукции различных
На
1 марта 2010 г. штатная численность
персонала магазина составила 19 чел.
Из них: 1 заведующий магазином, 1 бухгалтер,
1 экономист, 10 продавцов и контролеров-
Магазин
использует в качестве основного
метода продажи метод
В целях эффективного развития деятельности магазина важно оценивать его кадровые возможности. Людей, работающих на предприятиях торговли, следует рассматривать как носителей культуры, знаний, опыта, навыков решения проблем и действий в непредвиденной ситуации. А именно эти параметры в конечном итоге определяют эффективность работы предприятия в конкурентных рыночных условиях.
Работники
администрации магазина (зав. магазином,
бухгалтер, экономист) имеют высшее
экономическое образование и
большой (от 4 до 17 лет) опыт работы в
потребительской кооперации. Продавцы
и контролеры-кассиры имеют
Возрастной состав кадров магазина; в возрасте 20-35 лет – 11 чел.(53%), в возрасте 36-45 – 4 чел.(24%), свыше 45 лет – 4 чел.. Коллектив представлен молодыми энергичными и в тоже время достаточно опытными работниками, что при низком уровне текучести кадров (около 6,1% в год) определяет позитивные кадровые возможности, а также дальнейшему развитию и совершенствованию торговли в магазине ООО «Сезам».
Характеристику
достигнутых магазином
Данные таблицы 2, показывают, что на протяжении изучаемого периода экономическая эффективность не имела однозначной тенденции. Так, в 2008 г. товарооборот в денежном выражении снизился по сравнению с 2007 г. на (1769 000,0 – 1 752 755,9) = 16 244,1 тыс. руб. или 0,9 %. Вместе с тем на протяжении 2008 г. значение показателя возросло по сравнению с 2007 г. на 168 817,1 тыс. руб., а с 2008 г. уже на 185 061,2 тыс. руб.
Эффективность торговой деятельности можно проследить с помощью показателя удельного товарооборота на 1 работника. Отмечается увеличение значения данного показателя в 2009 г. и в расчете на всех работников, и в расчете на одного работника прилавка. Эта наблюдается при фактически незначительном сокращении численности работников в 2008 г. (на 1 чел.).
Даже при росте торговой площади в 2009 г. на 30 м2 (за счет сокращения незадействованной складской площади) удельный товарооборот на 1м2 в 2009 г. имел тенденцию к увеличению на 107,1 тыс. руб. по сравнению с 2007 г. и на 145,8 тыс. руб. по сравнению с 2008 г.. Но при стабильной величине торговой площади 2007-2008 гг.. на уровне 420 м2 в 2009 г. данный показатель сократился из-за снижения товарооборота.
Динамика
валового дохода за рассматриваемый
период аналогична той, что имела
место в анализе товарооборота
магазина. В 2008 г. объем валового дохода
и его уровень (% к товарообороту)
снизился на 28041 тыс. руб. и 1,46% соответственно.
Однако в 2009 г. показатели возросли по
сравнению как с 2006 г.. Валовой
доход предприятия тесно связан
с его издержками обращения и
прибылью. Эти связи можно представить
формулами: