Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:18, контрольная работа
Цель данной работы состоит в определении эффективной концепции организации оплаты труда на предприятиях торговли. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) изучение основных теоретических вопросов эффективной организации оплаты труда в торговле: сущности и социально-экономического значения заработной платы, а также видов, форм и систем оплаты труда на предприятиях торговли, показателей по труду и заработной плате, и некоторых вопросов планирования заработной платы работников торговли;
2) анализ организации оплаты труда на конкретном торговом предприятии;
Прибыль = валовой доход (или доход от реализации) – издержки обращения;
Валовой
доход – товарооборот – покупная
стоимость реализованных
Поэтому рассмотрим динамику издержек обращения (их объема и уровня) в сопоставлении с динамикой валового дохода и прибыли.
В 2007 г. уровень издержек обращения в 18,3% значительно (на 2,73%) превосходил уровень валового дохода (первый входит в состав второго), поэтому магазин в 2007 г. вместо прибыли получил убыток – 41050,0 тыс. руб. В 2008 г. экономическая ситуация несколько улучшилась, что выразилось в высоком уровне валового дохода по сравнению с уровнем издержек обращения (первый выше второго на 0,81%). Это предопределило получение магазином прибыли в 2008 г, которая составила 9871,2 тыс. руб. или 0,56% от товарооборота (показатель рентабельности продаж). Следует отметить, что рентабельность торговли магазина в 2008 г. находилась на очень низком уровне. Это связано с низким уровнем валового дохода, который снижается в 2008 г., что свидетельствует об удорожании покупной стоимости товаров. Наряду со снижением в 2008 г. уровня издержек обращения удорожание покупной стоимости товара не позволило магазину добиться значительных экономических успехов в данном периоде.
В 2009 г. уровень валового дохода несколько возрос, также повысился уровень издержек обращения. Однако это не помешало магазину получить прибыль в размере 24479,3 тыс. руб., что составило 1,26% к товарообороту.
В 2008 г. возросла рентабельность издержек обращения: теперь 1 руб. затрат принес 0,04 руб. прибыли по сравнению с тем, что в 2007 г. каждый затраченный руб. давал почти 0,13 руб. убытка.
В 2009 г. рентабельность издержек обращения возросла по сравнению с 2008 г. более чем в 2 раза (8,87 руб.). Это явилось положительной тенденцией, указывающей на рост экономической эффективности работы магазина.
Общую
картину динамики экономической
эффективности магазина подтверждает
снижение товарооборачиваемости в
днях, что говорит о сокращении
времени цикла обращения
Основное
внимание руководства коммерческой
деятельностью магазина должно быть
приковано к поиску вариантов
снижения покупной стоимости товаров
(при росте уровня их качества в
соответствии с положениями покупателей)
и увеличения валового дохода, к
работе по снижению уровня издержек обращения
при повышении качества торгового
обслуживания. Вместе с тем руководству
следует стимулировать персонал
к активной трудовой деятельности путем
справедливой оплаты труда по трудовому
вкладу и достигнутому результату,
учитывая методы работы и их влияние
на стратегические интересы персонала.
Рассмотрим организацию оплаты труда
в магазине «Сезам» и перспективы
его совершенствования.
2.2
Анализ эффективности
применяемых форм
и системы оплаты
труда работников
магазина ООО «Сезам»
и пути ее повышения
Изучение
основ организации оплаты труда
в магазине «Сезам» показало, что
на данном торговом предприятии применяется
повременно-премиальная
Оклады
устанавливаются приказом заведующего
магазином и пересматриваются администрацией
не реже 1 раза за полугодье, но не чаще
1 раза в месяц. Прежде чем издавать
приказ об утверждении окладов, заведующий
магазином выносит проект системы
окладов на обсуждение администрации,
затем всего трудового
Рассмотрим, какова динамика окладов в магазине «Сезам» по кварталам 2008-2009 гг.. (таблица 3, приложение 2).
Анализ
данных Таблицы 3 демонстрирует соблюдение
интересов администрации в
Образовательный уровень и интеллектуальная нагрузка работников администрации создают объективные предпосылки для более высокого уровня вознаграждения. Но вместе с тем материальную ответственность за товарные ценности несут старшие продавцы и продавцы. Из их заработка производятся удерживания за порчу товаров, их утерю и другую убыль сверх установленных норм, в том числе хищения покупателями (в магазинах самообслуживания это не редкость). Поэтому сложившиеся соотношения окладов нарушают принцип справедливости вознаграждения.
Пропорции
между оплатой труда
Данные таблицы 3 позволили выявить тот факт, что постепенное повышение уровня оплаты (которое является естественным и компенсирует инфляцию) реализуется только для административных работников, что нарушает принцип справедливости в оплате труда на данном предприятии. Сам уровень окладов, применяемых в 2008-2009 гг.. показывает, что инфляционные процессы более тяжелым бременем отражаются на доходах продавцов, и неквалифицированного персонала магазина (уборщицы, грузчиков). Но социальная сторона оплаты труда мало учитывается руководством магазина при пересмотре системы окладов, и базовая величина зарплаты работников именно этих категорий персонала увеличивается наиболее редко.
Относительные величины прироста оклада (% к предшествующему кварталу) также показывают, что более быстрыми темпами возрастает оклад у бухгалтера, заведующего магазином, экономиста.
Одна
из важнейших задач оплаты труда
– закрепление ценных кадров на
предприятии – решается с помощью
создания более благоприятных условий
оплаты, ее своевременной выплаты, возможностей
увеличения дохода за счет вклада в
развитие предприятия и получения
более высоких показателей
Среди прочих аспектов, определяющих величину оклада (рыночная стоимость труда, экономические возможности предприятия) серьезное значение должно отводиться соизмерению окладов со стоимостью жизни, выражаемую через показатель прожиточного минимума в регионе.
Низкий
уровень оплаты труда не позволяет
обеспечить воспроизводство рабочей
силы персонала. Поэтому ситуация в
подобных условиях оплаты является низкая
профессиональная отдача от персонала
предприятия, пассивность в решении
общих проблем предприятия и
совершенствовании механизма
Наряду
с тем, что величина оклада весьма
низкая, у продавцов и контролеров
– кассиров магазина практически
отсутствует возможность
В системе стимулирования
На сегодняшний день на
Премирование
работников предусмотрено только квартальной
и годовой периодичности. Премирование
имеет место только за те периоды,
в которых был перевыполнен план
по товарообороту. Оно осуществляется
из чистой прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия. В зависимости от достигнутых
показателей прибыли и
Обычно
проект распределения премиального
фонда готовится экономистом, затем
рассматривается заведующим магазином,
и после его одобрения
В (таблице 4, приложение 3) представлен пример распределения премиального фонда среди работников магазина в 3-ем квартале 2009 г., который был одним из наиболее успешных за 3 года работы магазина (в 1-2 кварталах премия не начислялась). В 3-ем квартале 2009 г. на премирование было направлено 2% от объема полученной прибыли, что в денежном выражении составило 118422, 32 руб.
Данные таблицы 4 указывают на огромные диспропорции в распределении премиальных средств между администрацией и работниками прилавка. Так, заведующий магазином получил квартальную премию в 15 раз выше, чем продавцы, контролеры-кассиры, кондитеры.
Важную
роль играет частота использования
премирования за результат труда, а
также удельный вес переменной части
(премии) в общем объеме заработной
платы. Чем больше вес переменной
заработной платы, тем большая связь
между оплатой труда и его
эффективностью, тем выше стремление
и реальный вклад работника в
повышение показателей
Рассчитаем удельный вес премиальной части зарплаты в оплате труда заведующего магазином в 3-ем квартале 2009 г.:
-
премиальных на месяц 3-его
квартала приходится в среднем:
35526,7
: 3 = 11842,2 руб.
-
заработная плата за месяц
3-его квартала составила в
среднем:
3900
+ 11842,2 = 15342,2
-
доля премиальной части в
11842,2
: 153,422 = 77,19%
Расчеты
позволяют сделать вывод о
высокой степени
Для сравнения произведем аналогичные расчеты доли переменной части зарплаты у продавца:
-
премиальные на месяц 3-его
квартала приходится в среднем:
2368,45
: 3 = 789,48 руб.
-
заработная плата за месяц
3-его квартала составила в
среднем:
1300
+ 789,48 = 2089,48 руб.
-
доля премиальной части в
789,48 : 20,8948
= 37,78%
Расчет
доли премиальной части в заработной
плате продавца показывает, что работник
этой категории может быть заинтересован
в повышении своего трудового
вклада в развитие магазина только
на 38%. Небольшая доля заработка зависит
от того, какие методы работы продавец
применяет и каков уровень
его профессионального