Трудовые ресурсы и резервы их рационального использования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

В данной работе излагаются теоретические вопросы, связанные с использованием трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, и проводится комплексный анализ СХПК «Коминтерн» Красночетайского района Чувашской Республики: анализ ресурсного потенциала, финансовых результатов от производственной деятельности, и в частности использование и влияние использования трудовых ресурсов на результаты деятельности хозяйства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы эффективной системы использования трудовых ресурсов
Особенности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве...5
Рынок рабочей силы в сельском хозяйстве………………………………..7
Система факторов повышения эффективности использования трудовых ресурсов ...………………………………………………………………….10
2. Характеристика природных и экономических условий предприятия
Характеристика природных условий……………………………………..13
Специализация и сочетание отраслей……………………………………..14
Ресурсный потенциал предприятия……………………………...…… .....15
Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства ..18
3. Численность, состав и эффективность использования работников предприятия
Состав и структура трудовых ресурсов…………………………………..20
Показатели обеспечения предприятия трудовыми ресурсами………….21
Показатели использования рабочей силы……………………………….. 22
Уровень и динамика производительности труда в сельскохозяйственном производстве……………………………………………………………… .24
4. Пути улучшения использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве
Материальная заинтересованность работников………………………… 26
Механизация производственных процессов……………………………. .28
Повышение квалификации кадров……………………………………….. 29
Пути решения проблемы занятости……………………………………….32
Выводы и предложения ………………………………………………………34
Список литературы ……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Трудовые ресурсы и резервы их рационального использования на предприятии.doc

— 374.00 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с материальным поощрением по итогам работы за год целесообразно осуществлять и текущее премирование за определенный период (месяц, квартал и т.д.) за качественное выполнение отдельных важных и срочных видов работ, внедрение прогрессивных технологий, обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию и освоение новых мощностей и т.д.

     Также при необходимости следует устанавливать  дополнительные трудовые и социальные льготы для отдельных категорий  специалистов (в виде снижения платы  за предоставляемое жилье, топливо  и другие услуги).

     Следовательно, система стимулирования работников сельского хозяйства в условиях переходного периода должна включать вознаграждение за количество и качество затраченного труда, за конечные результаты производства, компенсационные выплаты  и льготы, не связанные с ними, натуральную оплату.

     К тому же важным условием эффективности  системы материального стимулирования является соответствие организации  труда в хозяйстве ряду требований, важнейшие из которых:

  • соответствие уровня заработной платы конъюнктуре рынка, учет соотношения спроса и предложения на рабочую силу на рынке труда;
  • установление минимального (гарантийного) уровня оплаты, ниже которого она не может быть;
  • отсутствие верхних пределов заработной платы, что позволяет стимулировать работника к высокой производительности труда;
  • стимулирование через систему вознаграждения роста доходов предприятия и его подразделений;
  • осуществление оплаты труда в соответствии с индивидуальным трудовым вкладом каждого работника в экономические результаты деятельности подразделения и предприятия в целом; методы, условия и размеры оценки трудового вклада должны определятся самим коллективом;
  • простота и ясность системы оплаты, доступность ее для понимания каждым рабочим и служащим.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.2 Механизация производственных процессов.

     Условием  успешной деятельности сельскохозяйственных предприятий является своевременное  обеспечение их всеми необходимыми средствами и предметами труда, поставляемыми  промышленностью. 

     Ведущими  элементами МТБ сельского хозяйства являются технические средства (техника), поскольку их совершенствование и применение играют решающую роль в увеличении производства и росте производительности труда.

     Механические  орудия труда (машины) – это наиболее активная часть средств производства. С их помощью осуществляется непосредственное воздействие труда на природный процесс.

     Наряду  с тракторами и другими силовыми машинами (самоходные комбайны, машины и др.) применяется целый комплекс самоходных машин, позволяющих механизировать технологические процессы в растениеводстве и животноводстве, а также осуществлять первичную переработку и транспортировку продукции.

     Механизация сельского хозяйства – это замена ручного труда машиной, менее совершенных машин – более совершенными, разрозненных отдельных машин – их системой. Развитие механизации имеет три стадии: частичная механизация, комплексная механизация и автоматизация.

     Частичная механизация охватывает лишь отдельные технологические процессы производства. Основную часть их выполняет малопродуктивный труд.

     При комплексной механизации все технологические процессы, которые связаны с производством продукции, выполняются с помощью машин и механизмов, как на основных, так и на вспомогательных работах.

     Высшей  формой комплексной механизации  является автоматизация – такой уровень комплексной механизации, когда все технологические операции, связанные с производством продукции, выполняются машинами. Роль человека сводится к контролю работы технологических линий.

     Для комплексной механизации характерно наличие системы машин. Система машин – это совокупность разных видов машин, которые обеспечивают последовательное выполнение производственных процессов при производстве тех или иных видов сельскохозяйственной продукции.

     Рациональная  система машин, предназначенная для комплексной механизации, должна обеспечивать:

  • механизацию всех производственных процессов;
  • проведение работ в оптимальные агротехнические и зоотехнические сроки;
  • рост производительности труда, высвобождение работников от тяжелого и малопроизводительного труда;
  • относительно равномерное использование рабочей силы в течение года;
  • увеличение выхода продукции с единицы земельной  площади при снижении ее себестоимости.

     Для обеспечения этих требований проводят:

  • комбинирование и универсализацию, что позволяет машинам и агрегатам выполнять больше видов работ, в том числе и одновременно (например, пахать, вносить удобрения и сеять);
  • стандартизацию и унификацию деталей и узлов, что помогает сократить номенклатуру запасных частей;
  • увеличение количества самоходных машин, замена прицепных рабочих машин навесными, которыми управляет водитель;
  • увеличение мощности двигателей и рабочей скорости агрегатов, что повышает их производительность;
  • широкое использование контрольно-измерительных приборов;
  • уменьшение металлоемкости машин и  повышение их надежности.

     В настоящее время техническая  оснащенность сельскохозяйственных предприятий  находится в катастрофическом положении. За последние 10-12 лет машинно-тракторный парк уменьшился на 50-60%. Около 80% имеющейся  техники – это машины, амортизационный срок эксплуатации которых давно прошел. Снижение количественного состава машин привело к увеличению агротехнических сроков выполнения полевых работ в 2-2,5 раза, следствием чего становятся потери урожая, достигающие 30-40%.

     Приоритетными направлениями при решении проблемы восстановления технической оснащенности хозяйств, во многом зависящей от государственной политики в этой сфере, следует считать:

  • обеспечение роста цен на сельскохозяйственную продукцию в соответствии с инфляцией и повышение цен на энергоносители и промышленную продукцию, используемую в сельскохозяйственном производстве;
  • активизация организации машинно-технологической станции. Пока там сосредоточено всего лишь 2% имеющейся техники, а этот показатель необходимо довести до 20-25%;
  • обеспечение возможности хозяйствам приобретать технику на льготных  условиях лизинга. Увеличение закупок сельхозмашин будет способствовать оживлению тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, созданию новых рабочих мест.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.3 Повышение квалификации  кадров

     Действие  конкурентного рыночного механизма  в АПК многократно ускоряет процесс  смены источников сырья и материалов, технологий производства, видов продукции. Как следствие, резко возрастает поток оперативной информации, увеличивается число управленческих решений, повышается ответственность руководителей  и специалистов за результаты производственной и финансовой деятельности предприятий, что предъявляет повышенные требования к их знаниям и мастерству.

     Одновременно  с ростом потребности в высококвалифицированных  кадрах в АПК наблюдается процесс  сокращения численности работников аппарата управления, расширение практики совмещения специалистами одного профиля  функций, выполняемых разными должностными лицами. Поэтому проблема воспроизводства квалифицированных кадров сельского хозяйства по-прежнему продолжает оставаться актуальной.

     Под воспроизводством квалифицированных кадров сельского хозяйства понимают сложный социально-экономический процесс непрерывного обеспечения отрасли работниками трудоспособного возраста, получивших профессиональную специальную подготовку и участвующих в хозяйственной деятельности предприятий второй сферы АПК.

     Квалифицированные сельскохозяйственные кадры – это лица трудоспособного возраста, имеющие специальное аграрное образование, участвующие в хозяйственной деятельности предприятий и организаций, входящих во вторую сферу АПК.

     Проблему  нехватки квалифицированных кадров можно решить:

  1. через систему дополнительного профессионального образования;
  2. привлекая молодых специалистов, выпускников аграрных образовательных учреждений.

Дополнительное  профессиональное образование

     Дополнительное  профессиональное образование (ДПО) занимает особое место в системе образования. За годы реформ роль ДПО значительно возросла из-за выявившихся негативных кадровых тенденций на селе. Сегодня большинство руководителей и специалистов агропромышленного производства, обучавшихся когда-то при планово-директивной экономике, по-прежнему не владеют рыночными методами работы, многие предприятия возглавляют руководители практики, низка закрепляемость на селе выпускников высших и средних аграрных образовательных учреждений. Поэтому в настоящее время нет важнее проблемы, чем переподготовка и повышение квалификации закрепившихся на селе, работающих в сельскохозяйственном производстве руководителей, специалистов и кадров массовых профессий. Ведь после обучения в системе повышения квалификации эти специалисты снова возвращаются на свои рабочие места и реализуют полученные знания на практике. Для улучшения действующей системы ДПО необходимо:

  • улучшить подбор преподавателей. Руководителям и специалистам в системе ДПО требуется сообщать новые конкретные знания, адаптированные к ситуации, сложившейся в каждом регионе и в каждый период времени. Поэтому для проведения занятий необходимо привлекать руководителей и специалистов органов управления АПК и других ведомств, работников производства, научных сотрудников. Так будут удовлетворяться высокие требования руководителей и специалистов в новых, перспективных и востребованных знаниях;
  • необходимо издавать методические рекомендации, адаптированные к конкретным условиям региона, содержащие новую информацию, эффективный опыт, советы по его применению. Особенностью взрослых слушателей является то, что они не могут все, даже ценное и важное, запомнить и записать. И наличие такой литературы поможет им решить данную проблему;
  • курс повышения квалификации должен предусматривать повышение общекультурного уровня специалистов и руководителей. В программу переподготовки кадров следует включать вопросы культуры и имиджа специалиста, психологии работы в коллективе, дипломатического и застольного этикета, культуры речи и публичных выступлений, особенности общения с женщиной и пожилым человеком, подготовки деловых писем и др.;
  • переоснащение образовательных учреждений ДПО техническими средствами обучения (компьютерами, видеосистемами, проекционными аппаратурами) и транспортом. Транспорт необходим для перевоза приглашаемых преподавателей для проведения занятий на местах – в районах, крупных предприятиях;
  • образовательные учреждения системы ДПО должны организовывать информационно-консультационные центры, ведь основная задача системы ДПО дать руководителям и специалистам конкретные знания для решения конкретных производственных задач;
  • интеграция образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования и научных учреждений. Интеграция научно-исследовательских и учебных заведений рассматривается как гарантия обеспечения достойных условий для производства и воспроизводства кадрового потенциала АПК и внедрения научных разработок.

    Привлечение молодых специалистов, выпускников аграрных образовательных  учреждений

     Сельское  хозяйство является привлекательной  сферой приложения труда для многих выпускников общеобразовательных школ и средних специальных заведений, растет общий конкурс в высшие учебные заведения РФ. И, тем не менее, закрепляемость выпускников агрообразовательных учреждений на селе очень низка.

Информация о работе Трудовые ресурсы и резервы их рационального использования на предприятии