Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:41, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование организации бухгалтерского учета и анализа эффективности использования основных средств, как с теоретической, так и с практической точки зрения, а также разработка рекомендаций по совершенствованию действующей практики их бухгалтерского учета. Для реализации поставленной цели следует решить целый ряд задач, основными из которых являются:
- изучение теоретических и методологических аспектов учета и анализа эффективности использования основных средств,
- изучение действующей практики учета и анализа эффективности использования основных средств,
- разработка рекомендаций по улучшению учета и анализа основных средств.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1.Теоретические основы учета основных средств 6
1.2.Теоретические основы анализа основных средств 19
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГУП ТПО ЖКХ Удмуртской Республики 25
1.1.Местоположение, правовой статус и виды деятельности организации 25
2.2.Организационное устройство, размеры и специализация хозяйства 27
2.3.Основные экономические показатели деятельности организации 28
2.4.Организация бухгалтерского учета организации 32
ГЛАВА ΙΙΙ. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ в ГУП ТПО ЖКХ
Удмуртской Республики 35
3.1.Документальный учет движения основных средств 35
3.2.Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия основных средств 40
3.3.Учет амортизации основных средств 43
3.4.Учет ремонта основных средств 46
3.5.Совершенствование учета основных средств 48
ГЛАВА IV. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ в ГУП ТПО ЖКХ Удмуртской Республики 51
4.1.Анализ динамики, структуры движения и технического состояния основных средств 51
4.2.Показатели эффективности использования основных средств 54
4.3.Факторный анализ фондоотдачи и рентабельности использования основных средств 56
4.4.Резервы повышения эффективности использования основных средств 59
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Государственным комитетом по статистике РФ утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по поступлению основных средств: акт о приемке-передаче объекта основных средств(кроме зданий, сооружений)(ф.№ОС-1), акт о приемке-передаче здания (ф.№ОС-1а), акт о приемке-передаче групп объектов основных средств (ф.№ОС-1б), накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф.№ОС-2), акт о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.№ОС-3), акт о приемке (поступлении) оборудования (ф.№ОС-14), акт о приемке-передаче оборудования в монтаж (ф.№ОС-15).
В качестве специализированных форм первичных документов по учету поступления основных средств(утверждены приказом МСХ РФ от 26.07.96г. №215)используются: акт о приемке-передаче основных средств (ф.№101-АПК),акт о приемке-сдаче отремонтированных и реконструированных, объектов основных средств (ф.№102-АПК), акт приема многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию (ф.№103-АПК).
В ГУП ТПО ЖКХ Удмуртской Республики поступление основных средств оформляется унифицированными формами первичной учетной документации.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме – передаче основных средств на каждый объект в отдельности (форма №ОС-1 – акт о приеме-передаче объекта основных средств(кроме зданий, сооружений); форма №ОС-1а – акт о приеме-передаче здания (сооружения); форма №ОС-1б - акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)). Общий акт на несколько объектов можно составить лишь в том случае, когда объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
В актах указывают наименование
объекта, год постройки или
выпуска заводом, краткую характеристику
объекта, первоначальную стоимость,
присвоенный объекту
После оформления акт о приеме – передаче основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту. На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отдел предприятия.
Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств организации акт составляют в двух экземплярах.
Поступившие на склад оборудование для установки оформляют актом о приеме оборудования. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. В случае невозможности произвести качественную приемку оборудования при его поступлении на склад акт о приемке оборудования является предварительным, составленным по наружному осмотру.
Передачу оборудования монтажные
организации оформляют актом
о приеме – передаче оборудования
в монтаж с указанием в нем
монтажной организации, наименования
к стоимости переданного
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции объекта оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией. Акт подписывают работник отдела, уполномоченный на приемку основных средств, и представитель предприятия, производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, и реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах.
Внутреннее перемещение
Объекты основных средств могут выбывать из организации в результате: продажи (реализации) объекта другому юридическому или физическому лицу; списания в случае морального и (или) физического износа; передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций; ликвидации при авариях, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях; передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств; списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору; по другим причинам.
Операции по списанию основных
средств в ГУП ТПО ЖКХ Удмуртск
Комиссия определяет причины списания объекта основных средств, производит осмотр объекта, подлежащего списанию, выявляет лиц, виновных
в порче объекта основных средств, определяет возможность использования деталей, полученных при разборке, демонтаже.
В актах на списание основных средств
указывают техническое
Основные недостатки первичного учета основных средств представлены в таблице 4.
Таблица 4
Ошибки, выявленные в первичных документах по учету основных средств
Название документа |
Выполняе- мые работы в момент составления |
Кто подписывает |
Когда представляется в бухгалтерию |
Выполняемые работы в бухгалтерии хозяйства |
Замечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Акт о списании основных средств (ф. ОС – 4, ОС -4а, О |
Указываются наименова-ние объекта, техническая характерис-тика и причины ликвидации, объем выполнен-ных работ. |
Члены комиссии, бухгалтер, руководитель хозяйства |
На следующий день после оформления документа |
Проверка правильности
составления документа. Проставление
первоначаль-ной стоимости |
Документ поступает
позже указанного срока. Не
хватает подписей некоторых |
Название докумен-та |
Выполняе- мые работы в момент составления |
Кто подписывает |
Когда представляется в бухгалтерию |
Выполняемые работы в бухгалтерии хозяйства |
Замечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.Акт о приеме (поступле-нии) оборудова-ния (ф. ОС-14), |
Указывается наименова-ние оборудова-ния, их техническая характерис-тика, заключение |
Члены комиссии, бухгалтер, руководитель хозяйства |
На следующий день после оформления документа |
Контроль правильности составления документа. Указание стоимости за единицу и всего, инвентарного |
Нет подписи руководи-теля. |
Таким образом, можно сказать, что по первичному учету основных средств имеются некоторые нарушения. Выявлены недостатки, которые необходимо устранить. Отсутствие актов ввода в эксплуатацию и подписи в них руководителя не позволяет принять к учету объекты основных средств.
3.2. Синтетический и аналитический учет поступления и выбытия основных средств
Наличие и движение основных средств на предприятии ведется в первоначальной оценке.
Аналитический учет поступления основных средств на предприятии представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме №ОС-6. Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер.
Карточка состоит из 7 разделов. В них указывают сведения об объекте на дату передачи, данные об объекте на дату принятия к учету и о переоценках, сведения о приеме, внутреннем перемещении, затратах на ремонт и краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. Они заполняются на основе первичных документов. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях.
Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.
В конце года по итоговым суммам карточек учета движения составляется оборотная ведомость движения основных средств, итоги которой сверяются с данными Главной книги и служат основанием для заполнения отчетности.
Учет движения основных средств предусмотрен в журнале-ордере№13-АПК, где для счета учета основных средств выделен специальный раздел.
Синтетический учет основных средств, их поступления и выбытия на предприятии ведется на счетах: 01 «Основные средства», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 91 «Прочие доходы и расходы», субсчете 1 «Реализация и прочие выбытие основных средств».
Счет 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе. По дебету счета отражается поступление и принятие на баланс объектов основных средств, а также увеличение их стоимости; по кредиту отражается выбытие и уменьшение стоимости объектов основных средств.
Стоимость капитального строительства накапливалась в дебете счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". По окончании строительства, руководством предприятия была назначена приемочная комиссия, которая составила акт, где были указаны готовность основного средства к производственной деятельности, качество выполненных работ, наличие недоделок, которые должны быть устранены, сроки их устранения и т.п. При принятии на баланс сооружений по законченному капитальному строительству, бухгалтерией предприятия были составлены проводки которые представлены в таблице 5.
Таблица 5
Схема бухгалтерских проводок
по движению основных средств
за 2009 год
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Корреспонди-рующие счета |
Документы, на основании которых производятся бухгалтерские записи | |
в руб. |
дебет |
кредит | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.Приобретен дизельный генератор от поставщиков за плату (приложение 10): - отражена покупная стоимость - выделен НДС -объект основных средств введен в эксплуатацию |
44 500,00
6788,14 37711,86
|
08
19 01
|
60
60 08
|
Накладная, счет-фактура, акт приема-передачи основных средств (ф. ОС-1) |
2.Списани сотовый телефон непригодной для использования (приложение 11): -списание первоначальной стоимости, - списание амортизации на дату выбытия, - списание остаточной стоимости - списаны убытки от списания основных средств |
23008,47
9586,86
13421,61
13421,61 |
01
02
91
99 |
01
01
01
91 |
Акт на списание основных средств (ф. ОС-4) |