Управление государственным и муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть систему управления государственной собственностью и правомерности применяемых принципов и методов управления имуществом Красноярского края. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты управления и использования государственной собственности
1.1 Понятие государственной собственности………………………...5
1.2 Нормативно-правовая база, инструменты, осноные направления, органы регулирования………………………………………………….......9
2. Теоретические основы управления муниципальной собственностью
2.1 Сущность и основные характеристики муниципальной собственности……………………………………………………….…......15
2.2 Проблемы правового регулирования муниципальной собственности………………………………………………………….…..22
2.3 Методы оценки эффективности управления муниципальной собственностью……………………………………………………………28
3. Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края………………………………………………….....34
Заключение………………………………………………………...42
Список используемой литературы…………………………..…4
Приложение №1…………………………………………………………..…47
Приложение №2……………………………………………………...………49
Приложение №3. …………………………………………………….………53

Работа состоит из  1 файл

КУРСАК ГОС. И МУН.УПРАВЛЕНИЕ-МОЙ.docx

— 71.95 Кб (Скачать документ)

 

Государственная собственность - ключевое звено государственного сектора.

Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

Государство владеет большим  объемом собственности: унитарными предприятиями и учреждениями, акциями  различных компаний (в том числе  с контрольным пакетом акций), недвижимость в России и за рубежом. Собственность должна эффективно использоваться, служить источником поступления  средств в бюджет для решения  социальных и экономических задач.

Несмотря на то, что в  результате быстрой и массовой приватизации около 75% предприятий РФ стали частными, государственный сектор продолжает играть ведущую роль в базовых  отраслях национальной экономики: на транспорте и связи, в отраслях топливно-энергетического  комплекса, добыче драгоценных металлов и камней, военной и космической  технике и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Государство владеет  высококвалифицированными материальными  активами и является одним из самых  крупных собственников. Государству  в России принадлежит 1/3 всей собственности.

Структура государственной  собственности включает: федеральные  государственные предприятия и  учреждения; акционерные общества и  другие предприятия, имеющие государственную  долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. долю государственного сектора оценивают по новой методике с учетом предприятий, контролируемых государством на прямую.

Федеральные государственные  унитарные предприятия и учреждения. Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям - на праве оперативного управления. Контроль государства за использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям - эффективно или неэффективно она используется, по отношению к учреждениям - по назначению или нет.

Руководители унитарных  предприятий бесконтрольно управляют  финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения  о направлениях использования прибыли.

Акционерные общества и другие предприятия, имеющие государственную  долю в уставном капитале. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества распределяются следующим образом.

Государство является акционером в 2500 акционерных обществах (АО), где  доля превышает 25% уставного капитала. Всего же государство участвует  в 3089 обществах. В Российской Федерации  в их управлении «золотая акция».

Недвижимое имущество. Государство является собственником недвижимости. Продажа недвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнения государственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.

У государства есть огромный сектор собственности - земля. Государству  необходимо исполнять свои функции  в области земельных отношений.

Функции регулирования  в области земельно-правовых отношений  осуществляются в соответствии с  Земельным Кодексом Земельные участки  являются наиболее сложным объектом управления недвижимости. Проблемы их разделения между федеральной, субфедеральной собственностью, возможности их передачи в частную собственность гражданам  страны и нерезидентам, оценки рыночной стоимости и организации рынков купли - продажи, вовлечения в хозяйственный  оборот предприятий, предпринимателей все еще далеки от решения теорией  и практикой.

Управление собственностью тесно связано с ее учетом. Формирование статистики собственности тесно  связано с этим процессом и  также делится на несколько ветвей, оперируя принадлежностью объекта  к форме собственности и рядом  других качественных параметров. Создается  и развивается и налаживается система статистических показателей  собственности. Инвентаризация объектов, формирование реестров недвижимости и  их объединение в единый кадастр  требуют применения новых высокопроизводительных технологий обработки информации, реализуемых  с помощью техники. Важное условие  качественного управления функционирования собственности - создание единой автоматизированной информационной системы данных об объектах недвижимости.

Функционирование приватизированных  предприятий, которым не принадлежали земельные участки, где они располагались, приводило к снижению возможностей привлечения инвестиций. Отсутствие механизма разграничения прав собственности  на землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местного самоуправления) порождает произвол.

Специальным государственным  органом, осуществляющим управление федеральной  собственностью является Федеральное  агентство по управлению государственным  имуществом.

В его обязанности входят:

  1. проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  2. управление и распоряжение объектами федеральной собственности;
  3. межотраслевая координация процесса приватизации и управления федеральной собственностью.

Государственный сектор представляет собой важный инструмент реализации социальной политики.

Активно участвуя в рыночных отношениях путем свободного заключения договоров купли-продажи, контрактов, заказов и т.п., государство как  собственник тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение  спроса и предложения, использование  ресурсов.

Государство на предприятия  государственного сектора влияет в  направлении развития импортозамещения, выравнивания территориальных условий  для развития бизнеса.

Из многообразия регулирующих функций государственного сектора  следует выделить деятельность, направленную на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью  обеспечения продовольственной  безопасности государства.

Процесс управления и распоряжения объектами собственности регулируется нормативными правовыми актами как  на федеральном, так и на региональном уровне. Что касается вопросов управления федеральным имуществом, то они возложены  в настоящее время на Федеральное  агентство по управлению федеральным  имуществом согласно Постановлениям Правительства от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)предприятий». Основные положении управлению государственным имуществом и приватизации изложены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 (в ред. от 29 ноября 2000 г.)) и определяют региональные аспекты управления и приватизации собственности с учетом местных условий и специфики развития экономики субъектов РФ.

Управление государственной  собственностью преследует следующие  цели:

  • упорядочение осуществления государством полномочий собственника государственного имущества;
  • увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью и оптимизация расходов государства в государственном секторе экономики;
  • оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
  • использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

 

 

 

2. Теоретические основы управления муниципальной собственностью

 

2.1 Сущность и основные характеристики муниципальной собственности

 

В соответствии с Конституцией РФ муниципальная собственность  признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности (ст. 8).

Понятие и правовая природа  института муниципальной собственности  обуславливается существом местного самоуправления — как деятельности населения по решению вопросов местного значения. Исключительное и единственное назначение муниципальной собственности  — служить обеспечению жизнедеятельности  населения муниципального образования, эффективного решения вопросов местного значения.

Федеральный закон 2003 г. «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» дает определение муниципальной собственности  через ее состав. Так, в состав муниципальной  собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные  земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной  собственности, муниципальные предприятия  и организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Одновременно законодатель вводит еще одно понятие, опосредующее содержание муниципальной собственности: муниципальная казна. К муниципальной  казне Гражданским кодексом отнесено все муниципальное имущество, включая средства местного бюджета, кроме закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.

Процесс формирования муниципальной  собственности стал возможен в результате разграничения государственной  собственности и выделения из нее объектов, передаваемых в собственность  муниципальных образований. Одним  из первых и основных актов в этом направлении стало Постановление  Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. «О разграничении  государственной собственности  в Российской Федерации на федеральную  собственность, собственность республик  в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»1, в соответствии с которым появились конкретные объекты, составляющие муниципальную собственность и органы местного самоуправления получили реальное право распоряжения ими.

В силу указанного нормативного акта право муниципальной собственности  возникло на следующие объекты:

- на жилищный и нежилой  фонд, находящийся в управлении  местных администраций;

- на жилищно-эксплуатационные  предприятия и ремонтно-строительные  предприятия, обслуживающие вышеуказанные  объекты;

- объекты инженерной инфраструктуры  городов, городского пассажирского  транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также  предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт  указанных объектов;

- другие объекты, находящиеся  в оперативном управлении исполнительных  органов городских и районных  Советов народных депутатов (местной  администрации).

Кроме указанных объектов в муниципальную собственность  были переданы предприятия розничной  торговли, общественного питания  и бытового обслуживания населения; оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

Другим актом по формированию состава муниципальной собственности  стал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной  собственности на землю»2, который установил, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

- земель особо охраняемых  природных территорий местного  значения;

- земель сельскохозяйственного  назначения;

- земель населенных пунктов;

- земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, энергетики и иного  назначения;

- земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного  назначения;

- земель водного фонда,  если на этих находящихся в  государственной собственности  земельных участках располагается  недвижимое имущество, находящееся  в муниципальной или частной  собственности, за исключением  недвижимого имущества, перечисленного  Федеральным законом; эти находящиеся  в государственной собственности  земельные участки предоставлены  гражданину, коммерческой организации,  органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному  предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации,  которые созданы органами местного  самоуправления, за исключением  земельных участков, указанных Федеральным законом; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

Информация о работе Управление государственным и муниципальным имуществом