К задачам Агентства по управлению
государственным имуществом Красноярского
края относят:
- Обеспечение управления государственной собственностью края.
- Обеспечение управления федеральной собственностью, переданной в управление края в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- Обеспечение распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных федеральным законодательством.
- Обеспечение формирования доходов краевого бюджета за счет эффективного использования находящегося в государственной собственности края имущества (далее - краевое имущество).
- Обеспечение реализации государственной политики в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности
К компетенции Агентства
по управлению государственным имуществом
Красноярского края относят:
- Приобретение имущества в государственную собственность края, осуществление передачи краевого имущества в федеральную и муниципальную собственность в установленном порядке, за исключением принятия решения о приобретении имущества, решения о передаче краевого имущества.
- Выступление заказчиком при проведении оценки рыночной стоимости объектов государственной казны края, а также имущества, приобретаемого в государственную казну края.
а) Осуществление экспертизы отчетов
об оценке имущества, предоставляемого
в залог, в целях предоставления государственных
гарантий Красноярского края.
б) Осуществление мониторинга имущества,
предоставленного в залог в целях обеспечения
исполнения обязательств принципала по
удовлетворению регрессного требования
к принципалу в связи с исполнением в полном
объеме или в какой-либо части государственной
гарантии Красноярского края.
- Принятие решений о закреплении краевого имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за краевыми унитарными предприятиями и краевыми государственными учреждениями и решений об его изъятии в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
- Согласование распоряжения краевым недвижимым имуществом, принадлежащим краевым унитарным предприятиям, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом краевого унитарного предприятия, совершения иных сделок краевым унитарным предприятием.
- Согласование решений об отнесении имущества краевых автономных учреждений к категории особо ценного движимого имущества и об исключении имущества краевых автономных учреждений из категории особо ценного движимого имущества.
- Согласование распоряжения краевым недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за краевым автономным учреждением или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества.
- Списание объектов государственной казны края в установленном порядке.
- Списание имущества, закрепленного на праве оперативного управления за органами государственной власти края, краевыми государственными бюджетными учреждениями, если иное не установлено нормативными правовыми актами края.
- Выступление от имени края учредителем краевых унитарных предприятий, утверждение их уставов, внесение в них изменений, в том числе утверждение уставов в новой редакции.
- Согласование назначения на должность руководителей краевых унитарных предприятий, заключения с ними, изменения и прекращения трудовых договоров.
- Согласование уставов краевых государственных учреждений, внесение в них изменений, а также трудовых договоров с руководителями краевых государственных бюджетных учреждений.
- Согласование при реорганизации краевых государственных бюджетных учреждений передаточных актов или разделительных балансов.
- Координация в соответствии с законодательством края деятельности иных органов исполнительной власти края в сфере управления краевым имуществом.
- Принятие в случаях, установленных законами края, решений о предоставлении краевого имущества, за исключением земельных участков и жилых помещений, в аренду (Приложение №1).
- Принятие в установленном порядке решений о предоставлении в безвозмездное пользование краевого имущества, за исключением земельных участков и жилых помещений, рыночная стоимость которого не превышает 5 млн. рублей на начало текущего года.
- Принятие в установленном порядке решений об отчуждении краевого имущества, за исключением земельных участков и жилых помещений, рыночная стоимость которого не превышает 5 млн. рублей на начало текущего года.
- Заключение договоров о передаче краевого имущества, за исключением земельных участков и жилых помещений, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.
- Подготовка и представление в министерство экономики и регионального развития края информации о результатах приватизации краевого имущества.
- Принятие решений о слиянии, разделении земельных участков, находящихся в государственной собственности края.
а) Заключение в случаях, установленных
федеральным законодательством, соглашений
о перераспределении земельных участков,
находящихся в государственной собственности
края, и земельных участков, находящихся
в государственной, муниципальной или
в частной собственности.
- Согласование от имени края границ земельных участков, смежных с земельными участками, находящимися в государственной собственности края.
- Принятие решений о предоставлении находящихся в государственной собственности края земельных участков в собственность физических и юридических лиц, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование в соответствии с действующим законодательством.
- Заключение договоров купли-продажи, аренды и иных договоров в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности края. (Приложение № 2).
- Принятие в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной собственности края.
- Осуществление функций по приватизации краевого имущества, если иное не установлено нормативными правовыми актами края.(Приложение №3).
- Осуществление от имени края управления принадлежащими краю акциями (долями) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ.
- Назначение (освобождение) в установленном порядке представителей края в органы управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности края, а также представителей края в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции").
- Заключение договоров о представлении интересов края в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в государственной собственности края, в установленном порядке.
- Учет в установленном порядке краевого имущества, ведение Реестра государственной собственности края.
- Выступление от имени края при государственном кадастровом учете краевого недвижимого имущества и при государственной регистрации права собственности края на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки в результате разграничения государственной собственности на землю, и сделок с краевым недвижимым имуществом.
- Обращение в суд с заявлением о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут ему принадлежать на праве собственности, на торгах (конкурсах, аукционах) в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
- Принятие решений об образовании земельных участков в счет невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.
- Направление в суд заявлений о признании права собственности края на земельный участок, образованный в счет невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.
- Подготовка и представление министерству экономики и регионального развития края предложений.
- Осуществление реализации целевых программ в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, правовыми актами Правительства края.
- Осуществление управления в установленном порядке краевыми государственными учреждениями, подведомственными Агентству.
- Осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.
- Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего краевым унитарным предприятиям краевого имущества.
- Осуществление контроля за надлежащим использованием краевого имущества, не закрепленного за краевыми унитарными предприятиями.
- Представление интересов края в установленном порядке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах государственной власти края и иных государственных органах края, органах местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Агентства.
- Выступление в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением краевым имуществом, если иное не установлено законодательством края.
- Получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти края и иных государственных органов края, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и иных организаций информации, необходимой для осуществления компетенции Агентства.
- Регистрация согласованных предложений о разграничении муниципального имущества между муниципальными образованиями края.
- Рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Агентства, в установленном порядке.
- Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в соответствии с действующим законодательством.
- Организация хранения, комплектования, учета и использования архивных документов Агентства.
- Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации Агентства.
- Проведение конференций, совещаний и семинаров, обеспечение приема делегаций и отдельных лиц по вопросам, входящим в компетенцию Агентства.
- Создание совещательных органов в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края.
- Издание приказов по вопросам, входящим в компетенцию Агентства.
- Осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Заключение
В работе рассмотрены основные
проблемы учета и контроля за состоянием
государственного и муниципального
имущества в России.
Исходным элементом построения
системы управления, основой принятия
управленческих решений по распоряжению
государственной собственностью является
информация о состоянии объектов
собственности. Основным источником получения
этой информации является полный, достоверный
и постоянный учет государственного
и муниципального имущества.
В целях организации всестороннего
учета государственного и муниципального
имущества ведутся реестры.
Учет государственного и
муниципального имущества включает
в себя два основных аспекта: первичный
учет (предполагает внесение сведений
об объекте учета в реестр) и
вторичный (текущий) учет (предполагает
внесение новых (изменившихся) данных
об объекте учета с целью контроля
и актуализации имеющихся сведений).
Текущий учет имущества неразрывно
связан с процедурой контроля за его
состоянием. Как правило, для этого
проводят документальные проверки соответствия
данных бухгалтерской отчетности за
отчетный период данным, имеющимся
в реестре. На основе результатов
документальной поверки актуализируется
база данных государственного имущества,
вносятся необходимые изменения
и корректировки.
На сегодняшний
день в России отсутствует единый
порядок учета государственного
и муниципального имущества. Несмотря
на то, что в соответствии с пунктом
4 статьи 26.11 федерального закона "Об
общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
порядок учета имущества субъекта
Российской Федерации устанавливается
федеральным законом, на сегодняшний
день такой закон до сих пор
не принят, и каждый субъект учета
государственного и муниципального
имущества (будь то региональный, или
местный уровень) устанавливает
собственные правила его ведения.
Между тем принятие федерального
закона в данной области могло
бы дать положительный эффект, выражающийся,
прежде всего, в увеличении эффективности
управления и распоряжения государственным
и муниципальным имуществом, уменьшением
расходов по его содержанию и увеличению
доходной части консолидированного
бюджета России от его использования.
Основным положением закона
должно стать именно то, что учет
государственного и муниципального
имущества осуществляется по единым
методологическим принципам и правилам.
Также должен быть досконально и
четко прописан порядок осуществления
документальных проверок. За несоблюдение
установленного порядка осуществления
этой процедуры должна быть установлена
ответственность для должностных
лиц, осуществляющих ее.
Законодательно должно быть
установлено, что правила учета
государственного и муниципального
имущества устанавливаются Правительством
Российской Федерации, изменяются и
дополняются им по мере необходимости.
Поскольку текущий учет государственного
имущества и актуализация реестра
должны осуществляться только после
проведения анализа данных бухгалтерской
отчетности, то законодательно должно
быть также установлено, что внесение
изменений в порядок ведения
бухгалтерского учета возможно только
с одновременным внесением изменений
в единый порядок учета государственного
и муниципального имущества.
Методология проведения учета
должна разрабатываться Правительством
России на основе консультаций с экспертами
в области бухгалтерского учета.
Сама же процедура учета
может быть разработана на основе
уже существующего порядка учета
государственного имущества с учетом
особенностей каждого региона и
муниципального образования России.
Внедрение единого порядка
потребует значительных затрат и
на взгляд автора работы должно осуществиться
за счет средств федерального бюджета.
В результате реализации принятого
закона в России появится достоверная,
исчерпывающая информационная база
для принятия рациональных решений
по поводу распоряжения общественным
имуществом.
Список используемой
литературы
- Аккуратов И.Ю. Право муниципальной собственности. Опыт теоретического анализа. М., 2010.
- Аналитическая записка по итогам первого года работы проекта "Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации (вопросы местного самоуправления)" // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4.
- Аяцков Д.Ф., Володин В.В. Местное самоуправление в России - Саратов, 2006.
- Велиева Д.С., Лысенко В.В., Капитанец Ю.В., Кулушева М.А., Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». М., 2007.
- Глинка В.И. К вопросу о муниципальной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 17. С. 34 - 36.
- Живихина И.Б., Капура М.М., Лиманский Г.С., Рыбаков В.А. Методологические проблемы права собственности: Монография. М., 2008.
- Зотов В. Б. Муниципальное управление - М.: ЮНИТИ, 2007.
- Иванов В.В. Муниципальное управление - М.: ИНФРА-М, 2006.
- Комментарий к ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Под ред. В.И. Шкатуллы – М., 2006.
- Короткова О.И. Эффективность надзора за управлением и распоряжением государственной и муниципальной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 11. С. 12 - 17.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2010. 672с.
- Меpкулов В.М. Муниципальное право – М., 2006.
- Муниципальное управление / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. - М.: Муниципальный мир, 2006.
- Муниципальное управление / Под ред. Н.В. Шумянкова. - М.: Экзамен, 2007.
- Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ (части первой) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М., 2009.
- О государственном и муниципальном имуществе: проект Федерального закона // Местное самоуправление. 2003. N 3.
- Парахина В.Н. Муниципальное управление - М.: КНОРУС, 2007.
- Рянжин В.П. Муниципальное пpаво – М., 2006.
- Симонова О.В. К вопросу о системе органов управления муниципальной собственностью // Общество и право. 2009. N 5. С. 119 - 121.
- Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. – М.: Питер, 2007.
- Смолькова А.В. Право муниципальной собственности в России: истоки законодательного регулирования, современное состояние и перспективы // Общество и право. 2009. N 1.
- Соловьев В.Н. К вопросу о передаче имущества из государственной в муниципальную собственность как специальном способе приобретения права собственности // Юридический мир. 2009. N 11. С. 12 - 16.
- Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 2008.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62с.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40. Ст. 3822.