Управление государственным и муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть систему управления государственной собственностью и правомерности применяемых принципов и методов управления имуществом Красноярского края. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной собственности;
- рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления государственным имуществом;
- рассмотреть проблемы управления государственной собственностью.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты управления и использования государственной собственности
1.1 Понятие государственной собственности………………………...5
1.2 Нормативно-правовая база, инструменты, осноные направления, органы регулирования………………………………………………….......9
2. Теоретические основы управления муниципальной собственностью
2.1 Сущность и основные характеристики муниципальной собственности……………………………………………………….…......15
2.2 Проблемы правового регулирования муниципальной собственности………………………………………………………….…..22
2.3 Методы оценки эффективности управления муниципальной собственностью……………………………………………………………28
3. Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края………………………………………………….....34
Заключение………………………………………………………...42
Список используемой литературы…………………………..…4
Приложение №1…………………………………………………………..…47
Приложение №2……………………………………………………...………49
Приложение №3. …………………………………………………….………53

Работа состоит из  1 файл

КУРСАК ГОС. И МУН.УПРАВЛЕНИЕ-МОЙ.docx

— 71.95 Кб (Скачать документ)

-земель запаса в границах  муниципальных образований, если  на них не располагается недвижимое  имущество, находящееся в государственной  собственности, или приватизированное  недвижимое имущество, находившееся  до его приватизации в государственной  собственности.

Формирование муниципальной  собственности происходило также  в результате:

- передачи объектов федеральной  и региональной собственности  в муниципальную;

- наделения самоуправляющейся  территории собственностью в  результате перераспределения;

- преобразования муниципальных  образований;

- приобретения или отчуждения  собственности (купля-продажа, приватизация);

- создания новых объектов.

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»3 в ст. 50 регулирует состав муниципального имущества зависимости от целей его использования:

- имущество, предназначенное  для решения вопросов местного  значения;

- имущество, предназначенное  для осуществления отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления;

- имущество, предназначенное  для обеспечения деятельности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий  и учреждений в соответствии  с нормативными правовыми актами  представительного органа муниципального  образования;

- имущество, необходимое  для решения вопросов, право решения  которых предоставлено органам  местного самоуправления федеральными  законами и которые не отнесены  к вопросам местного значения.

При этом в зависимости  от типа муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской  округ) состав муниципального имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, может различаться (ч.2, ч.3. ч.4 ст. 50 ФЗ РФ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ»)4.

Права собственника в отношении  имущества, входящего в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять следующие формы  сделок с муниципальным имуществом: сдача в аренду; передача в доверительное  управление, в залог; отчуждение в  порядке приватизации; совершение иных сделок в соответствии с гражданским  законодательством.

Доходы от использования  и приватизации муниципального имущества  поступают в местный бюджет.

При передаче муниципального имущества в доверительное управление необходимо учитывать, что:

- передача имущества юридическим  лицам для более эффективного  его использования без перехода  прав собственности;

- действия управляющего  в интересах собственника;

- передаваемое муниципальное  имущество не должно быть закреплено  за предприятиями и учреждениями;

- решение принимается  местной администрацией по коммерческому  конкурсу;

- передача недвижимого  муниципального имущества подлежит  государственной регистрации.

Залог является способом обеспечения  исполнения обязательств. Предметом  залога не могут быть объекты муниципальной  собственности, которые:

- изъяты из оборота,

- принадлежат муниципальным  учреждениям на праве оперативного  управления,

- подлежат обязательной  приватизации либо приватизация  которых запрещена.

Передачу муниципального имущества в залог осуществляют комитет по управлению имуществом или  муниципальное предприятие с  согласия комитета по управлению имуществом.

Приватизация муниципального имущества – это возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципального образования имущества в собственность  физических и юридических лиц. Правовую основу приватизации муниципального имущества  составляет ФЗ РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества»5 от 21.12.01г.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления  хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен  и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и  увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Правовой основой функционирования муниципальных унитарных предприятий  является ФЗ РФ «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях»6 от 14.11.02 г. Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней муниципальным образованием имущество (только хозяйственное ведение или оперативное управление в отношении недвижимого имущества). Оно имеет право на часть прибыли от использования имущества, создается и ликвидируется органами местного самоуправления. Муниципальное образование не отвечает по обязательствам муниципального унитарного предприятия.

Муниципальное учреждение - это организация, созданная муниципальным  образованием для осуществления  управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого  характера и финансируемая местным  бюджетом полностью или частично. Создается на основе оперативного управления муниципальным имуществом. Законодательно установлено особое правовое положение  отдельных видов муниципальных  учреждений (школ, больниц, музеев и  т.п.)7. В соответствии со ст. 54 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»8 и ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»9 от 21.07.05 г. органы местного самоуправления могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных муниципальным органам.

Размещение муниципального заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона либо без проведения торгов путем  запроса котировок цен на товары, работы и услуги у единственного  поставщика на товарных биржах.

 

2.2 Проблемы правового регулирования муниципальной собственности

 

В регулировании экономического развития территории местное сообщество решает множество вопросов обеспечения  своей жизнедеятельности. Проблема заключается в том, что на сегодня  у органов местного самоуправления обязательств примерно в три раза больше, чем финансовых возможностей. Однако для решения хозяйственных  задач необходимо стабильное финансовое благополучие муниципального образования. В регулировании финансового  благополучия отводится ведущая  роль объектам муниципальной собственности.

Гражданский кодекс РФ (далее  ГК РФ) в статье 215 не даёт определения  понятия муниципального имущества, а лишь констатирует то, что имущество, принадлежащее на нраве собственности  городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной  собственностью.

В Федеральном законе РФ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ»10 (ст. 29) также отсутствовало понятие муниципальной собственности и только определялся её основной состав.

Ничего нового не внёс в  понятие муниципальной собственности  и Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ»11 (далее — Закон о местном самоуправлении). Однако более подробно определяются объекты муниципального имущества, которые могут находиться в собственности поселений (ст. 50). Это новое в муниципальном праве. Надо отметить, что это хорошо, когда определён состав муниципальный собственности под полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления.

Если говорить о праве  собственности муниципалитета как  публичного образования, то приобретение такого права муниципальными образованиями  происходит в первую очередь при  наделении муниципалитетов полномочиями в законодательном порядке. И  это регулируется не гражданским  законодательством, а публичным  правом. И только после наделения  полномочиями определяется объектный  состав муниципальной собственности. Как уже сказано выше само муниципальное  образование, как и государство, не обладает правом собственности. Правом собственности обладают исключительно  органы местного самоуправления в соответствии с определёнными в законодательном  порядке полномочиями. И не все, а  только исполнительно-распорядительный орган. Представительный же орган таким  правом не обладает.

Состав имущества, которое  может находиться в муниципальной  собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и  необходимостью создания условий для  деятельности органов местного самоуправления.

Компетенция муниципальных  образований складывается из вопросов местного значения, отнесённых к таковым  Законом о местном самоуправлении, и отдельных государственных  полномочий, осуществление которых  возложено на органы местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации.

Формулировки вопросов местного значения предусматривают различные  способы их решения органами местного самоуправления. В одних случаях  органы местного самоуправления обеспечивают предоставление услуг населению  посредством создания необходимых  для этого муниципальных предприятий  и учреждений. В других случаях  органы местного самоуправления организуют представление указанных услуг, что возможно осуществить как  через организации, находящиеся в муниципальной собственности, так и через другие хозяйствующие субъекты. В ряде случаев органам местного самоуправления предписывается создание условий для предоставления определённых услуг населению, то есть их деятельность должна быть направлена на развитие необходимой инфраструктуры, находящейся в иных формах собственности. В зависимости от этого решается вопрос о возможности нахождения тех или иных объектов имущества в муниципальной собственности. Однако в новом законе о местном самоуправлении не обусловлен порядок исполнения других полномочий органами местного самоуправления и наделения их дополнительным имуществом для реализации этих и других полномочий. Говоря о собственнике муниципального имущества, необходимо выделить и население местного сообщества, его участие в гражданских правоотношениях.

Конституция Российской Федерации  в п. 1 ст. 130 (12 ) рассматривает население как самостоятельный субъект права муниципальной собственности в решении вопросов местного значения. В старом законе о местном самоуправлении от 28 августа 1995 года (ст. 29) в качестве собственника муниципального имущества рассматривалось и население. Новый же закон о местном самоуправлении право владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом от имени муниципального образования возлагает на органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 51). Прямо закон не указывает в качестве субъекта права муниципальной собственности население, но в то же время это право должно соответствовать Конституции РФ.

Между тем ни один из нормативных  актов не определяет форму владения, пользования и распоряжения населением муниципальной собственностью.

Хотя ГК РФ в гл. 3 (13) не предусматривает способность граждан (физических лиц) иметь гражданские права и нести обязанность, по такое право, прежде всего, относится к личным имущественным и неимущественным правам гражданина. Такие выводы вытекают из положений ст. 8 ГК РФ, которая делает ссылки на основания возникновения гражданских прав и обязанностей. В соответствии с данной нормой закона гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом или таковыми актами, но в силу общих начал смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Следовательно, на основании закона о местном самоуправлении население муниципального образования можно признать субъектом гражданского права в силу закона. Что касается иных правовых актов, то таковыми являются законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований. В них и должна быть чётко прописана роль населения как собственника муниципального имущества и участника гражданских правоотношений.

Несмотря на то, что объекты  муниципальной собственности определены во многих нормативных правовых актах, всё же нормы по разграничению  права собственности на объекты  культуры отсутствует.

25 июня 2002 года Президент  РФ подписал Федеральный закон  «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»14. Этот Закон призван разрешить многочисленные споры, связанные с памятниками истории и культуры.

Преамбула Закона определяет, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории  и культуры) народов России является предметом совместного ведения  Российской Федерации и её субъектов. Заметим, что данное право собственности  принадлежит не муниципальным образованиям на территории, которых располагаются  объекты культурных ценностей, а  Российской Федерации и субъектам  Российской Федерации. При этом государственная  охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) объявлена в качестве одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным имуществом