Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа
В условиях рыночных отношений обеспечить промышленному предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления его производственной деятельностью. Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое другое, уметь быстро, а главное правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде, и в соответствии с ними корректировать свою деятельность.
Введение
1. Оперативное управление. [стр. 5].
1.1. Понятие и сущность оперативного управления.
1. 2. Календарно-плановые расчеты производства. [стр.7]
1.3. Использование в оперативном управлении системы сетевого планирования и управления. [стр.8]
2. Стратегическое управление. [стр.10]
2.1. Сущность и структура стратегического управления.
2.2. Особенности стратегического планирования. [стр.13]
2.3. Технология планирования стратегии. [стр.15]
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного управления. [стр.17]
3.1. Сравнения и различия стратегического и оперативного управления и планирования
4. Организация и связь оперативного и стратегического управления на промышленных предприятиях. [стр.21]
4.1. Основные направления cсовершенствования и повышение эффективности производственной деятельности предприятий на основе взаимосвязи оперативного и стратегического управления. [cтр.22]
Заключение.
Список использованной литературы
В число основных задач оперативно-календарного планирования на предприятии входит: обеспечение максимальной прибыли предприятия, выполнения договорных обязательств предприятия по выпуску продукции заданных объемов и качества в установленные сроки, минимальной длительности производственного цикла, максимального использования производственных ресурсов предприятия, слаженной работы всех звеньев предприятия, максимальной реализации принципов параллельности, непрерывности и ритмичности.
В ходе оперативно-календарного планирования
производится и строгая координация
работы цехов основного и
1.3. Использование в оперативном управлении системы сетевого планирования и управления
Разработка методических основ формирования оптимальных календарных планов-графиков предполагает выбор математической модели, полностью отражающей производственный процесс на предприятии. В частности, при этом важно учитывать порядок выполнения операций. Построение в этом случае адекватной модели невозможно без сетевого графика.
Использования системы сетевого планирования и управления (СПУ) в качестве математической модели сложного производственного процесса изготовления продукции ведет к переводу экономических расчетов на строгие математические основы. Сеть обеспечивает возможность осуществления взаимосвязи и координации движения всего множества заказов, находящихся в производстве. При этом отдельные заказы (их маршруты) выступают как элементы единой системы, которая может быть подвергнута всестороннему анализу. Сетевой граф наглядно отражает существующие между операциями производственного процесса взаимосвязи, позволяет довольно точно определять обязанности между исполнителями.
Сетевая модель трактуется как модель
комплекса работ, обязательной составляющей
которой является сеть комплекса. Сеть
комплекса рассматривается как
абстрактное понятие, как ориентированный
граф, отображающий отношения предшествования
и непосредственного
Несмотря на их широкую применимость,
сетевые модели типа работы-дуги обладают
одним очень существенным недостатком.
При осуществлении
Производственный процесс
Особенность задач календарного планирования
заключается в наличии
Возможны два варианта постановки задачи оптимизации. Первая из них предусматривает достижение максимального конечного результата при заданных ресурсах, а вторая - заданного конечного результата при минимальных затратах производственных ресурсов. Задача построения оптимальных планов-графиков рациональной организации производства может быть сведена к первому варианту.
Последовательность решения
В ходе оперативного управления производством на предприятиях решаются два типа оптимизационных задач. В задачах первого типа определяется оптимальный порядок запуска изделий в производство с целью получения минимальной длительности производственного цикла отдельных изделий. В ходе рассмотрения такой задачи решается проблема оптимальной организации производственного процесса во времени. Для решения этого типа задач используются модели объемно-календарного планирования, а в качестве оптимизационного метода - один из методов теории расписаний.
Задачи второго типа заключаются в оптимизации использования производственных ресурсов предприятия с целью достижения рациональной организации производственного процесса в пространстве. Такие задачи решаются с использованием модели объемного планирования и методов линейного программирования.
Критерием оптимальности, наиболее полно
отражающим требование наилучшего использования
производственных ресурсов (при обеспечении
минимальных сроков выпуска изделий),
основного требования, предъявляемого
при решении задач календарного
планирования, является минимум длительности
совокупного производственного
цикла изготовления месячного портфеля
заказов. Чем меньше значение этого
показателя, тем плотнее составлено
расписание, а значит, лучше используются
производственные мощности предприятия,
его материальные и трудовые ресурсы.
В свою очередь, длительность совокупного
производственного цикла в
То есть применение системы СПУ
и знание правила приоритетности
запуска решений в производство
позволяет рационально
2. Стратегическое управление.
2.1. Сущность и структура
Стратегическое планирование является
инструментом, с помощью которого
формируется система целей
Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления. Процесс стратегического управления кроме стратегического планирования включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии. Рассмотрим основные компоненты стратегического планирования.
Определение миссии предприятия.
Этот процесс состоит в
Формулирование целей и задач функционирования предприятия,
Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели. К ним относятся:
• доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.);
• эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность, материалоемкость и т.п.);
• положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);
• ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного - капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);
• производственная мощность предприятия;
• продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, конкурентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.п.);
• организационные изменения в фирме (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);
• качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);
• социальная ответственность фирмы
(благотворительная
• потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);
• развитие фирмы (темпы роста хозяйственной деятельности).
Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления. Процесс стратегического управления кроме стратегического планирования включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии. Рассмотрим основные компоненты стратегического планирования.
Определение миссии предприятия.
Этот процесс состоит в
Формулирование целей и задач функционирования предприятия,
Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели. К ним относятся:
• доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.);
• эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность, материалоемкость и т.п.);
• положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);
• ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного- капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);
• производственная мощность предприятия;
• продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, конкурентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.п.);
• организационные изменения в фирме (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);
• качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);
• социальная ответственность фирмы
(благотворительная
• потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);
• развитие фирмы (темпы роста хозяйственной деятельности).
Чтобы сделать эффективный
2.2. Особенности стратегического планирования
Современный темп изменений в экономике
является настолько большим, что
стратегическое планирование представляется
единственным способом формального
прогнозирования будущих
· стратегическое планирование должно дополняться текущим;
· стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;
·
годовая детализация
одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;
· большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.
Основное преимущество стратегического
планирования состоит в большей
степени обоснованности плановых показателей,
в большей вероятности
Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков, которые ограничивают сферу его .применения:
1. Стратегическое планирование
не дает и не может дать
в силу своей сущности
Информация о работе Управление предприятием –важнейшее условие обеспечения роста его экономики