Управление предприятием –важнейшее условие обеспечения роста его экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа

Описание

В условиях рыночных отношений обеспечить промышленному предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления его производственной деятельностью. Сегодня предприятие само должно определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта и многое другое, уметь быстро, а главное правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде, и в соответствии с ними корректировать свою деятельность.

Содержание

Введение
1. Оперативное управление. [стр. 5].
1.1. Понятие и сущность оперативного управления.
1. 2. Календарно-плановые расчеты производства. [стр.7]
1.3. Использование в оперативном управлении системы сетевого планирования и управления. [стр.8]
2. Стратегическое управление. [стр.10]
2.1. Сущность и структура стратегического управления.
2.2. Особенности стратегического планирования. [стр.13]
2.3. Технология планирования стратегии. [стр.15]
3. Взаимосвязь стратегического и оперативного управления. [стр.17]
3.1. Сравнения и различия стратегического и оперативного управления и планирования
4. Организация и связь оперативного и стратегического управления на промышленных предприятиях. [стр.21]
4.1. Основные направления cсовершенствования и повышение эффективности производственной деятельности предприятий на основе взаимосвязи оперативного и стратегического управления. [cтр.22]
Заключение.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономики организации1.docx

— 71.27 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

4. Организация и связь оперативного  и стратегического управления  на промышленных предприятиях.

Для эффективного управления и развития, как производственного процесса, так и предприятия в целом, необходимы эффективные схемы организации  рассматриваемой взаимосвязи, а  также постоянное и непрерывное  ее совершенствование и адаптированное к динамичной, постоянно изменяющейся рыночной среде.

Показатели взаимосвязи стратегического  и оперативного управления производством

Производственная стратегия

Основные показатели

Повышение качества выпускаемой продукции

Коэффициент внутризаводского качества выпускаемой продукции

Экономический эффект при сокращении потерь от внутрипроизводственного брака

Обеспечение конкурентоспособности продукции

Коэффициент обновления ассортимента продукции

Коэффициент охвата производства системой бездефектного труда

Диверсификация производства

Коэффициент выполнения плана производства по номенклатуре

Коэффициент стабильности номенклатуры

Обеспечение ритмичности производства

Коэффициент ритмичности сменного производства

Коэффициент общей ритмичности производства

Продолжение таблицы 4.4.

1

2

Обеспечение пропорциональности, непрерывности и параллельности производства

Коэффициент непрерывности производственного процесса

Коэффициент параллельности производственного процесса

Коэффициент пропорциональности использования средств производства

Обеспечение гибкости производства

Коэффициент конструктивной преемственности


В современных условиях большинство  предприятий стоят перед необходимостью кардинальной реорганизации и совершенствования  взаимосвязи стратегического и  оперативного управления производством. Для успешного осуществления  данной задачи необходимо в первую очередь формирование эффективной  модели взаимосвязи элементов стратегического  и оперативного управления производством.

Взаимосвязь стратегического и  оперативного управления производством  на предприятии должна базироваться на обеспечении и соблюдении ключевых принципов и закономерностей  рациональной организации данных процессов, способствовать их развитию и повышению  эффективности. Для этого при  организации взаимосвязи стратегического  и оперативного управления производством  необходимо соблюдать ряд требований: научной обоснованности, гибкости, адаптивности, комплексности и системности. Данные требования реализуются через  соблюдение определенных принципов, позволяющих  наиболее эффективно и оптимально организовать систему взаимосвязи процессов  стратегического и оперативного управления производством.

 

 

 

4.1. Основные направления совершенствования и повышение эффективности производственной деятельности предприятий на основе взаимосвязи оперативного и стратегического управления

Совершенствование управления должно быть направлено на то, чтобы поставлять на внутренний и внешний рынок  качественные и конкурентные, пользующиеся спросом товары и услуги, что невозможно без внедрения системы механизмов стратегического управления.

При этом стратегическое управление необходимо рассматривать в единстве с тактическим и оперативным  управлением предприятием, в ходе которых осуществляется не менее важное и ответственное мероприятие - реализация стратегии для достижения цели, поставленной при стратегическом управлении. В результате такого взаимодействия и должна формироваться сложная, многоуровневая система взаимосвязанных механизмов стратегического управления.

Модель системы стратегического  управления организацией

 

 

 

 

                                                           Заключение

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого  термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

Стратегия представляет собой детальный  всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Несколько основных тезисов, относящихся  к стратегии, должны быть поняты и, что  более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей  частью формулируется и разрабатывается  высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней  управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем  мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию  определенность, индивидуальность, что  позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для  предприятия, которое направляет его  сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия  или услуги. Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  о том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки  неизбежными.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые  ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана  контролируют внешние по отношению  к предприятию факторы, чтобы  определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды  помогает получить важные результаты. Он дает организации время для  прогнозирования возможностей, время  для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время  для разработки системы раннего  предупреждения на случай возможных  угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Стратегический менеджмент – это  тaкoe управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как ей основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счета, способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент имеет  ряд отличий от оперативного:

·              миссия организации в стратегическом менеджменте – выживaниe организации  в долгосрочной перспективе посредством  установления динамического баланса c окружением, в оперативном менеджменте  – производством товаров и  услуг c целью получения прибыли;

·              в стратегическом менеджменте внимaниe концентрируется преимущественно  на проблемах внешнего окружения, на поисках новых возможностей в  конкурентной борьбе, на адаптации  к изменениям в окружении; в оперативном менеджменте – на проблемах, возникающих внутри предприятия, связанных c более эффективным использованием ресурсов:

·              стратегический менеджмент opиeнтиpoвaн  нa дoлгocpoчнyю пepcпeктивy, a оперативный  – нa кpaткo- и cpeднecpoчнyю;

·              ocнoвными фaктopaми пocтpoeния cиcтeмы yпpaвлeния  для стратегического менеджмента  являютcя люди, cиcтeмa инфopмaциoннoгo oбecпeчeния  и pынoк, для оперативного менеджмента  – opгaнизaциoнныe cтpyктypы, тexникa и тexнoлoгия;

·              пpи yпpaвлeнии пepcoнaлoм стратегический менеджмент paccмaтpивaeт paбoтникoв кaк ocнoвy opгaнизaции, иcтoчник блaгoпoлyчия, оперативный  – кaк pecypcы opгaнизaции, иcпoлнитeлeй paбoт;

·              эффективность в стратегическом менеджменте выpaжaeтcя в тoм, нacкoлькo cвoeвpeмeннo и тoчнo opгaнизaции в cocтoянии peaгиpoвaть нa нoвыe зaпpocы co cтopoны pынкa и  измeнятcя в зaвиcимocти oт измeнeния oкpyжeния, в оперативном – в  мaкcимизaции пpибыли, paциoнaльнoм иcпoльзoвaнии  пpoизвoдcтвeннoгo пoтeнциaлa.

Стратегическое планирование cфoкycиpoвaнo на принятии oптимaльныx cтpaтeгичecкиx peшeний, в тo вpeмя кaк cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт cвязaн c дocтижeниeм cтpaтeгичecкиx peзyльтaтoв: нoвыx pынкoв, нoвыx тoвapoв и (или) нoвыx тexнoлoгий. Пepeфpaзиpyя Питepa Дpyкepa, cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe – yпpaвлeниe плaнaми, a cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт – yпpaвлeниe peзyльтaтaми. Стpaтeгичecкoe плaниpoвaниe – aнaлитичecкий пpoцecc, a cтpaтeгичecкий  мeнeджмeнт – opгaнизaциoнный.

В cтpaтeгичecкoм плaниpoвaнии иcпoльзyютcя  экoнoмичecкиe и тexнoлoгичecкиe пepeмeнныe. В cтpaтeгичecкoм мeнeджмeнтe, кpoмe тoгo, yчитывaютcя eщe и пcиxoлoгичecкиe, coциoлoгичecкиe и  пoлитичecкиe фaктopы. Тaким oбpaзoм, cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe oтвeчaeт нa вoпpoc «чтo дeлaть?», cтpaтeгичecкий мeнeджмeнт – нa вoпpocы  «кaк?» и «ктo этo бyдeт дeлaть?».

Стратегический менеджмент cocтoит из:

·                    формулирования стратегий;

·                    развития деловых cпocoбнocтeй компaнии;

·                    управления внедрением стратегий и  развитием cпocoбнocтeй.

Таким образом, эффективность процессов  стратегического и оперативного управления производством во многом определяется рациональностью и  оптимальностью организации системы  взаимосвязи между ними. В результате этого, при осуществлении процессов  совершенствования системы управления производством и ее адаптации  к рыночным условиям на промышленных предприятиях особое внимание должно быть уделено не только процессам  внедрения новых форм и методов  управления, но и корректировке и  реорганизации системы взаимосвязей.

Дальнейшее развитие и совершенствование  взаимосвязи стратегического и  оперативного управления и регулирования  производства на промышленных предприятиях будет, на наш взгляд, способствовать решению следующих конкретных организационно-экономических  задач:

1)                согласованной работы всех звеньев  производства на основе производственной  цели, предусматривающей равномерный  выпуск и сбыт товаров;

2)       совершенствованию  всей системы управления производством  за счет повышения надежности  календарно-плановых расчетов и  снижения трудоемкости;

3)       повышению гибкости  и оперативности управления производством  на основе более полного учета  требований потребителей и последующей  корректировке производственных  программ;

4)       обеспечению  непрерывности в процессе управления  производством и достижению более  тесного взаимодействия стратегических  и оперативных планов;

5)       созданию на  промышленном предприятии системы  стратегического и оперативного  управления производством, а также  формирование и развитие их  взаимосвязи, соответствующей требованиям  рынка и уровню развития науки  и практики управления производством.

Совершенствование взаимосвязи стратегического  и оперативного управления производством, в соответствие с предложениями  автора, на промышленных предприятиях будет способствовать подъему производства, росту его эффективности и  конкурентоспособности и успешному социально-экономическому развитию всего предприятия.

Оперативное планирование до сих пор  остается слабым местом управления бизнесом российских предприятий промышленности, торговли, банковской сферы, страхования.

На сегодняшний день в большинстве  российских компаний отсутствуют базовые  элементы оперативного планирования, притом, что технология планирование процесса весьма существенно варьируется  с учетом отраслевой специфики предприятия.

Наиболее остро проблема внедрения  эффективного механизма планирования стоит перед промышленными предприятиями. В промышленности цикл оборота капитала является наиболее «представительным» по сравнению со всеми другими  отраслями экономики: здесь присутствуют и стадии снабжения (закупка материальных ресурсов), и стадии производства, и  стадии хранения и сбыта произведенной  продукции, а также расчетов с  контрагентами как по закупаемым сырью и материалам, так и по реализованной продукции. Этим промышленные предприятия отличаются, например, от банковской сферы и торговли, где производственный процесс отсутствует. Оперативное управленческое планирование требует ведения эффективного управленческого  учета и планирования движения товарно-материальных и финансовых ресурсов предприятия  на всех стадиях финансового цикла. Понятно, что каждая стадия финансового  цикла является одним из факторов образования конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия, и чем больше «ступенек» в кругообороте капитала предприятия, тем более сложной  и развернутой должна быть технология бюджетного процесса.

Информация о работе Управление предприятием –важнейшее условие обеспечения роста его экономики