Задачи и методы структуризации проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:36, реферат

Описание

Структуризация, суть которой сводится к разбивке проекта на иерархические подсистемы и компоненты, необходима для того, чтобы проектом можно было управлять.
В терминах управления проектами структура представляет собой «дерево» ориентированных на продукт компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта.
Говорят также, что структура проекта — это организация связей и отношений между ее элементами. Инвестиционные проекты, как правило, имеют иерархическую, переменную структуру, которая формируется применительно к конкретным условиям функционирования.
Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить, — как между собой, так и с конечной целью проекта.

Работа состоит из  1 файл

методы структуризации проектов.docx

— 155.20 Кб (Скачать документ)

 

Жизненный цикл проекта является исходным понятием для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих  решений.

 

Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда "проекта  еще нет", до состояния, когда "проекта  уже нет".

 

Для деловых людей начало проекта связано с началом  его реализации и началом вложения денежных средств в его выполнение.

 

Окончанием существования  проекта может быть:

 

- ввод в действие объектов, начало их эксплуатации и использования  результатов выполнения проекта; 

 

- перевод персонала, выполнявшего  проект, на другую работу;

 

- достижение проектом  заданных результатов; 

 

- прекращение финансирования  проекта; 

 

- начало работ по внесению  в проект серьезных изменений,  не предусмотренных первоначальным  замыслом (модернизация);

 

- вывод объектов проекта  из эксплуатации.

 

Обычно как факт начала работ над проектом, так и факт его ликвидации оформляются официальными документами.

 

Состояния, через которые  проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями).

 

Универсального подхода  к разделению процесса реализации проекта  на фазы не существует. Решая для  себя такую задачу, участники проекта  должны руководствоваться своей  ролью в проекте, своим опытом и конкретными условиями выполнения проекта.

 

В свою очередь, каждая выделенная фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д.

 

Применительно к очень  крупным проектам, например, строительству  метрополитена, освоению нефтегазового  месторождения и т.п. количество фаз и этапов их реализации может  быть увеличено.

 

Выделение дополнительных этапов в крупных проектах связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов (10-15 лет), но и необходимостью более тщательного  согласования действий организаций - участников проекта.

 

Вся деятельность по проекту  протекает взаимозависимо во времени  и пространстве. Однако обеспечить однозначное распределение фаз  и этапов выполнения проекта в  логической и временной последовательности практически невозможно. Связанные  с этим проблемы решаются с помощью  опыта, знаний и искусства специалистов, работающих над проектом.

 

8.         Структуризация проектов

 

Структуризация, суть которой  сводится к разбивке проекта на иерархические  подсистемы и компоненты, необходима для того, чтобы проектом можно  было управлять.

 

Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить - как между собой, так и с конечной целью проекта.

 

Кроме того, процесс структуризации проекта является неотъемлемой частью общего процесса планирования проекта и определения его целей, а также подготовки сводного (генерального) плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей.

 

 

9.         Функции и подсистемы управления  проектами

 

Управленческие функции  включают основные, базовые виды деятельности, которые должны осуществлять управляющие  работники на всех уровнях и во всех предметных областях по проекту.

 

Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах  управления проектом и включают: планирование, контроль проекта, анализ, принятие решений, составление и сопровождение  бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и приемку, бухгалтерский  учет, администрирование.

 

Подсистемы управления проектами  формируются в зависимости от структуры предметных областей и  управляемых элементов проекта, относительно самостоятельных в  рамках проекта. Предметные области  и управляемые элементы в рамках проекта в самом общем виде включают: сроки, трудовые ресурсы, стоимость  и издержки, доходы, закупки и  поставки ресурсов и услуг, ресурсы (уже закупленные), изменения по проекту, риски проекта, информацию и коммуникации, качество и прочие. Эти подсистемы присутствуют практически в любом  проекте. В каждом конкретном проекте  могут добавляться специфические  подсистемы.

 

Отличие подсистем от функций  управления проектом заключается в  том, что подсистемы ориентированы  на предметную область, а функции  нацелены на специфические процессы, процедуры и методы. Управление подсистемой  включает выполнение практически всех функций.

 

 

Подсистемы системы управления проектом по основным предметным областям подразделяются на: управление содержанием  проекта, объемами работ, управление временем, продолжительностью, управление стоимостью, управление качеством, управление закупками  и поставками, управление распределением ресурсов, управление человеческими ресурсами, управление рисками, управление запасами ресурсов, интеграционное (координационное) управление, управление информацией и коммуникациями.

 

10.       Методы  управления проектами

 

Методы управления проектами  позволяют:

 

- определить цели проекта  и провести его обоснование;  выявить структуру проекта (подцели,  основные этапы работы);

 

- определить необходимые  объемы и источники финансирования;

 

- подобрать исполнителей - в частности через процедуры  торгов и конкурсов; подготовить  и заключить контракты; 

 

- определить сроки выполнения  проекта, составить график его  реализации, рассчитать необходимые  ресурсы; 

 

- рассчитать смету и  бюджет проекта, планировать и  учитывать риски; 

 

- обеспечить контроль за ходом выполнения проекта).

 

Методы управления проектами  включают такие, как: сетевое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное  планирование, имитационное моделирование  на ЭВМ и другие.

 

11.       Организационные  структуры управления проектами

 

Реализация проекта происходит в рамках организации, структура  которой в значительной степени  влияет на успех проекта. Выделяют следующие  принципиальные организационные формы:

 

- функциональная структура,  предполагающая использование существующей  функциональной иерархической структуры  организации. Менеджер проекта  осуществляет лишь общую координацию  работ; 

 

- дивизиональная форма организации управления (разновидность функциональной структуры, сформированная по региональному, продуктовому или технологическому признакам;

 

- проектная структура.  Данный подход предполагает, что  комплекс работ проекта разрабатывается  независимо от иерархической  структуры организации; 

 

- матричная структура.  Промежуточная форма, объединяющая  преимущества проектной и функциональной  структур управления. Могут быть  выделены три разновидности матричной  структуры организации: слабая  матрица, когда координатор проекта  отвечает за координацию задач  по проекту, но имеет ограниченную  власть над ресурсами; сбалансированная  матрица, когда менеджер проекта  координирует все работы и  разделяет ответственность за  достижение цели с руководителями  функциональных подразделений; жесткая  матрица, когда менеджер проекта  обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность  за выполнение задач проекта.

 

Прочие организационные  формы управления проектами, обусловленные  условиями реализации проекта.

 

12.       Участники  проектов

 

Участники проекта - основной элемент его структуры, так как  именно они обеспечивают реализацию его замысла.

 

В зависимости от типа проекта (см. п. 2) в его реализации могут  принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда - сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень  участия в проекте и мера ответственности  за его судьбу.

 

Все эти организации, в  зависимости от выполняемых ими  функций, принято объединять в совершенно конкретные группы (категории) участников проекта.

 

Главный участник - Заказчик - будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как  физическое, так и юридическое  лицо. При этом заказчиком может  быть как одна единственная организация, так и несколько организаций, объединивших свои усилия, интересы и  капиталы для реализации проекта  и использования его результатов.

 

Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы (см. ниже), а  также иные физические и юридические  лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.

 

Не менее важная роль принадлежит  Инвестору - стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях  это - одно лицо с Заказчиком. Если Инвестор и Заказчик - не одно и то же лицо, инвестор заключает договор с  заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты  с другими участниками проекта.

 

Инвесторами в Российской Федерации могут быть:

 

- органы, управляющие государственным  и муниципальным имуществом;

 

- организации и предприятия,  предпринимательские объединения,  общественные организации и другие  юридические; 

 

- международные организации,  иностранные юридические лица;

 

- физические лица - граждане  РФ и иностранные граждане.

 

Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, обобщенно  называемые Проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего  комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным  Проектировщиком.

 

Материально-техническое  обеспечение проекта (закупки и  поставки) обеспечивают организации - поставщики, которые можно объединить под названием Поставщик (или  Генеральный Поставщик).

 

Подрядчик (Генеральный Подрядчик, Субподрядчик) - юридическое лицо, несущее  ответственность за выполнение работ  в соответствии с контрактом.

 

В последние годы реалии рыночной экономики и методы Управления Проектами  заставили дополнить состав участников проекта новыми лицами.

 

В первую очередь, это фирмы  и специалисты, привлекаемые на контрактных  условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта  по всем вопросам его реализации. Их обобщенно называют Консультантом.

 

Следует упомянуть еще  о Лицензиаре - юридическом или  физическом лице - обладателе лицензий и "ноу-хау", используемых в проекте. Лицензиар предоставляет право  использования в проекте необходимых  научно-технических достижений.

 

Особое место в осуществлении  проекта занимает Руководитель Проекта. Это - юридическое лицо, которому заказчик делегируют полномочия по руководству  работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Под руководством Руководителя (менеджера) Проекта работает Команда  Проекта - специфическая организационная  структура, возглавляемая руководителем  проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью  эффективного достижения его целей.

 

Завершая рассмотрение функций  основных участников проекта, отметим  важнейшую роль Банка - одного из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта. В обязанности банка  входит непрерывное обеспечение  проекта денежными средствами, а  также кредитование генподрядчика  для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых  средств.

 

Список литературы

 

1.     Шапиро В.Д.  и др. Управление проектами. Учебник  для вузов – СПб; «ДваТрИ», 1996.

 

2.     Управление  проектами. Толковый англо-русский  словарь – справочник / Под ред. проф. В.Д. Шапиро. М.: «Высшая школа», 2000.

 

3.     Управление  инвестициями: В 2-х тт. / В.В. Шеремет, В.М. Павлюченко, В.Д. Шапиро и др. – М. Высшая школа, 1998.

 

4.     Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. Справочное пособие – «Высшая школа», М., 2000.

 

5.     Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочное пособие. М.: Высшая школа, 2001.

 

 

 

Структуризация проекта.

      

Структуризация проекта  представляет собой дерево ориентированных на продукт

компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также  это

организация связей и отношений  между элементами. Ведь проект возникает,

существует и развивается  в определенном окружении, которое  называется внешней

средой. Состав проекта не остается неизменным в процессе его  реализации и

развития, в нем могут  появляться новые элементы или объекты  и из его состава

могут удаляться. Проект как  всякая система может быть разделен на элементы.

При этом между ними должны определяться и поддерживаться связи.

Между проектом и внешней  средой осуществляется связь и перемещение  элементов,

участвующих в работе по его  реализации.

Внешняя среда формируется  факторами:

·        Политическими;

·        Экономическими;

·        Социальными;

·        Научно-техническими.

Проект тесно связан с  научно-техническим обеспечением, а  именно достижения в

предметной области проекта  и привнесение ноу-хау. Проект объединяет знания и

опыт по реализации определенных идей, при этом формируется зона реализации

Информация о работе Задачи и методы структуризации проектов