Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 11:53, отчет по практике
Целью практики является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.
Во время второй организационно-управленческой практики на ЧУП «Виткрас» было изучено предприятие в целом, его деятельность, технико-экономические показатели, организационная структура отдела маркетинга и его взаимосвязь с другими отделами. Для оценки использования концепции маркетинга на предприятии было проведено анкетирование среди сотрудников.
*Источник – собственная разработка автора.
Что касается раздела «Финансирование маркетинговых мероприятий», то в данном случае такая цифра связана с отсутствием необходимости в закупке специального программного обеспечения, а также с тем, что не прибегают к обращению в сторонние организации для получения консультационных услуг в области маркетинга.
Низкое значения параметра «Взаимосвязь отдела маркетинга с другими службами предприятия» связано с тем, что общее количество отделов, гораздо меньше, чем на предприятиях, занимающихся производством. Поэтому для анализа данный фактор можно считать несущественным. И если его не принимать в расчёт, то эффективность работы службы маркетинга можно оценить на 77%, что является вполне допустимым значением.
2.3 Информационное обеспечение деятельности на предприятии
Для получения информации, необходимой для успешного проведения маркетинговых мероприятий на ЧУП «Виткрас» используются как внутренние, так и внешние источники получения информации.
К внутренним источникам получения информации относятся:
1. Отчёт о продажах по каждому магазину и по всей сети в целом, как в денежном, так и в натуральном выражении.
2. Сведения о товарных запасах на складе и в каждом из магазинов.
К внешним источникам получения информации относятся:
1. Информация об уровне цен конкурентов.
2. Информация из печатной рекламной продукции конкурентов.
3. Информация, полученная от поставщиков.
4. Информация, полученная от своих покупателей, как розничных, так и оптовых.
5. Национальный статистический комитет Республики Беларусь
6. Интернет и СМИ.
Для сбора вторичной информации используются различные методы. Так для получения информации об уровне цен конкурентов специалист по маркетингу «выходит в поле», т.е. посещает несколько выбранных магазинов и записывает цены на диктофон. Это связано с тем, что магазины, как правило, не составляют, а тем более не придают всеобщей огласке свои прайс-листы. Преимуществом получения информации таким способом является обширная база данных, а также достоверность и актуальность полученной информации. Если не предвидится никаких сезонных явлений, связанных с изменением цен, то данная информация будет достоверной достаточное количество времени для принятия правильных решений. Недостатком в данном случае является трудоёмкость процесса сбора получения информации, тратится довольно много времени.
Другой источник получения знаний об уровне цен конкурентов – это различные рассылки об акциях, как в бумажном, так и в электронном виде. Преимуществом является то, что тратится минимальное количество времени и усилий для получения информации. Недостатком здесь является то, что информация, полученная таким образом, касается незначительного числа товаров, а также имеет свою ценность непродолжительный период времени.
Также можно составить примерную картину об уровне цен исходя из уровня закупочной цены у поставщика. Преимуществами в данном случае также является низкая трудоёмкость и незначительные затраты времени. Также получение информации сразу о большом количестве товарных позиций. Недостатком же является то, что стоимость товаров у поставщиков для различных клиентов варьируется в зависимости от объёма закупок, от того, на сколько давно поддерживаются отношения, а также от многих других факторов.
Немаловажную роль при получении маркетинговой информации играют покупатели. На основании их опросов можно получить множество различной информации. Это могут быть данные о частоте покупок того или иного товара, о приверженности покупателей к той или иной марке, информация о собственном имидже в глазах потребителей и многое-многое другое. При общении с оптовыми покупателями можно узнать о том, у кого они ещё закупаются, по каким ценам, узнать почему именно у вас закупаются. Также можно получить информацию о том рынке, где они реализуют свою продукцию, что даёт возможности для собственного расширения сбыта как в региональном, так и в количественном выражении.
Что касается данных полученных от Национального статистического комитета Республики Беларусь, то положительными моментами являются:
- низкая стоимость;
- большой объём;
- достоверность;
К недостаткам относится значительный временной лаг. Однако при составлении прогнозов на перспективу данным недостатком можно принебречь, так он является несущественным при решении такого рода задач.
Это что касалось получения информации. Теперь рассмотрим пути и способы, а также виды распространения информации, то есть коммуникационную политику.
В зависимости от распространяемой информации на ЧУП «Виткарс» используются следующие источники:
1. СМИ
2. Интернет
3. Почтовая рассылка
4. Распространение печатной продукции в собственных магазинах, а также в общественных местах.
5. Использование биг-бордов.
Интернет, в частности социальные сети, является одним из наиболее дешёвых средств, для привлечения внимания потенциальных покупателей. Например, создав группу в социальной сети можно устраивать различные конкурсы по стимулированию распространения информации самими же пользователями. Однако, это не гарантирует, что все потенциальные потребители, увидевшие то или иное рекламное сообщение, отреагируют на него в соответствиями с ожиданиями. Но положительным моментом является очень широкий охват населения, даже если в процентном выражении число воспринявших рекламное сообщение, так как планировалось, будет невелико, то в натуральном выражении это может быть достаточным для желаемого увеличения объёма продаж. Ещё одним важным моментом, который необходимо учитывать при распространении информации данным способом, это то, что подавляющее большинство пользователей интернет, составляет молодёжь. Исходя из этого, необходимо учитывать специфику спроса данной группы населения.
Распространение печатной продукции в собственных магазинах даёт возможность оказывать то или иное влияние только на целевую аудиторию. В частности, в своей практике ЧУП «Виткрас» таким образом оповещает о предстоящих скидках, акциях и других мероприятиях по кратковременному стимулированию спроса. В тех же целях используется распространение печатной продукции в общественных местах. В данном случае происходит охват гораздо большей части населения, однако теряется фактор «привязанности». Информация, полученная таким путём, воспринимается менее эмоционально, чем та, которую донесли при личном общении. Однако, стоит отметить, что в данной ситуации немаловажную роль играют коммуникационные навыки продавца.
Что касается остальных способов распространения информации, то они носят периодический характер и, как правило, направлены на напоминание лишний раз о себе.
2.4 Краткая характеристика и оценка программы маркетинга на ЧУП «Виткрас»
Основным направлением маркетинговой деятельности на предприятии на сегодняшний день является увеличение объёма продаж, а вследствие полученной прибыли. Решение данной проблемы происходит за счёт постоянного усовершенствования предлагаемого перечня продукции, разработки системы скидок, а также за счёт сокращения затрат на рубль закупаемой продукции. Для реализации данного направления происходит постоянный сбор информации о продаваемых товарах за неделю, месяц, квартал, год. На основании полученных данных принимаются решения о закупке наиболее востребованных на рынке товаров и снижение либо прекращение закупок менее «ходовых» товаров, а также оптимизация их запасов на складе. Производится постоянное усовершенствование товарного ассортимента.
Максимальным периодом планирования на предприятии является 1 год. Оперативность принятия решения зависит от сложности, структурированности проблемы.
Проводимые исследования позволяют расширять свои знания о продукции конкурентов, объемах продаж продукции конкурентов, ценовой политики по разным видам продукции. Маркетинговые исследования предполагают: изучение рынков сбыта продукции; изучение требований потребителей к качеству и цене продукции; осуществление обратной связи с потребителями; разработку рынков сбыта.
С учетом сказанного в ЧУП «Виткрас» обычно выделяют шесть основных этапов маркетингового исследования:
1. Определение проблемы;
2. Разработка плана исследования;
3. Сбор данных;
4. Анализ собранных данных и их интерпретация;
5. Обобщение результатов и подготовка отчета;
6. Принятие решения.
На первом этапе обосновывается необходимость проведения исследования и оговаривается круг вопросов, подлежащих рассмотрению.
Подробный план исследования составляется на втором этапе. В нем четко формулируется цель исследования, оговариваются решаемые задачи, указываются предполагаемые результаты, а также приводится смета на проведение исследования.
На третьем этапе проводится сбор данных. Процессу сбора данных предшествует определение круга требуемых исходных данных, установление источников информации и выбор методов ее сбора.
Анализ собранных данных и их интерпретация даются на четвертом этапе. Обработка данных проводится в соответствии со сформулированными задачами исследования. При этом выделяются его наиболее важные моменты, а исходные данные упорядочиваются, объединяются и сводятся в соответствующие таблицы.
На пятом этапе подготавливается отчет о проведенном маркетинговом исследовании. Он содержит изложение всех вскрытых в процессе исследования как позитивных, так и негативных для фирмы моментов, с учетом которых формулируются соответствующие рекомендации, и дается их обоснование.
На шестом этапе с учетом сделанных рекомендаций по результатам маркетингового исследования разрабатываются и принимаются соответствующие маркетинговые решения, призванные устранить выявленные недостатки, что должно обеспечить более эффективную деятельность.
В ЧУП «Виткрас» маркетинговые исследования имеют описательный характер. В процессе проведения исследования маркетолог, анализируя информацию о существующем рынке сбыта, потенциальных покупателях и конкурентах, составляет письменный отчет о результатах исследования.
В процессе своей деятельности маркетолог собирает информацию по различным каналам, на основе которой проводит маркетинговые исследования, которые включают в себя:
• анализ ассортимента продукции и его полнота в сравнении с ассортиментом продукцией основных конкурентов;
• анализ потенциальных покупателей и их запросы по отношению к продукции и её цене;
• анализ конкурентов, их продукции, сильные и слабые стороны конкурентов, ценовая политика, методы борьбы с конкурентами и т. п.;
• общий обзор рынка, характеристика рынка сбыта продукции (его подвижность, неопределенность), доля рынка, приходящаяся на ЧУП «Виткрас», сегментация рынка по основным видам производимой продукции и т.п.;
• план маркетинга (включает в себя основные направления борьбы с конкурентами, предложения по ценовой политике по основным направлениям реализуемой продукции и т.д.);
• предложения по ценовой политике при выведении новой продукции на рынок и т.д.
2.4.1 Характеристика ассортимента
Широта товарной номенклатуры ЧУП «Виткрас» представлена четырьмя основными ассортиментными группами товаров:
1. Бытовая химия:
1.1 Средства для стирки;
1.2 Средства для мытья окон;
1.3 Средства для посудомоечных машин;
1.4 Моющие средства
1.5 Средства для мытья унитаза
1.6 Ополаскиватель для белья
1.7 Средства для мытья посуды
Таблица 2.2 – Объём проданной бытовой химии.*
Бытовая химия | Годы | |||||
2008 | 2009 | 2010 | ||||
тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | тыс.руб. | % | |
Для стирки | 117135,5 | 60,869 | 116924 | 60,390 | 117487 | 60,577 |
Для мытья окон | 6026,1 | 3,131 | 6252,1 | 3,229 | 6115,16 | 3,153 |
Для посудомоечных машин | 7915,4 | 4,113 | 8062,1 | 4,164 | 8667,7 | 4,469 |