Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа
Проблема привлечения волонтеров очень актуальна сейчас, когда живое человеческое общение резко сменилось электронным, и молодые люди не готовы посвящать свое свободное время поступкам во благо общества.
Авторы курсовой работы считают необходимым проведение исследования, которое поможет найти решение данной проблемы, и вывести свои рекомендации. Поэтому цель данной работы: исследование теоретических и практических аспектов привлечения специалистами по PR волонтеров в некоммерческие организации.
Введение………………………………………………………….
Глава I Теоретические аспекты деятельности PR-cлужб по привлечению волонтеров в НКО
1. Связи с общественностью в НКО……………………………………
1.1. Основные направления деятельности по СО в НКО
1.2. Волонтерство в НКО
2. Связи с общественностью и волонтерство
2.1. Мотивация волонтеров
2.2. Работа по привлечению волонтеров
Глава II. PR-деятельность по привлечению волонтеров на примере СПбБОО «Шаг навстречу»
1.Факт-лист организации………………………………….. 19
2. Текущие проекты организации……………………… 20
3. Работа с волонтерами ……… 22
3.1. Мотивация волонтеров
3.2. Привлечение волонтеров
4. Рекомендации по работе в направлении
Заключение………………………………………………………... 26
Список литературы……………………………………………….. 28
1.2. Волонтерство в НКО
По причине того, что главной проблемой курсовой работы является проблема привлечения волонтеров, авторы уделили внимание такому термину как волонтер и волонтерство.
Рассматривая термин волонтер, было выделено несколько определений данного понятия:
Добровольцы (волонтеры), с точки зрения законодательства Российской Федерации—« граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».[6]
Также в своей статье «Мотивирование подростков для участия в волонтерской деятельности» Паршина Ю.В. приводит следующее определение:
«Волонтеры – люди, работающие в какой-либо области по своей воле, а не по принуждению, на благо других людей без материального вознаграждения»[7]
Для того что бы глубже понять корни такого явления, как волонтерское движение, авторы курсовой изучили его историю. Ошибочно связывать понятие волонтер только с деятельностью НКО. На самом деле волонтерское движение существовало намного раньше. Изначально оно неразрывно связано с военной деятельностью. В некоторых странах система волонтерства была единственным способом комплектации войск, до введения всеобщей воинской повинности. Как пример: Великобритания в первой мировой войне, а также Австро-Венгрия в первой половине 19 века. Также на волонтерскую службу шли женщины, что бы помогать в госпиталях при армии, труд их был доброволен и не оплачивался. Первое молодежное волонтерское движение зародилось после первой мировой войны. Молодые люди — французы и немцы, решили объединиться для восстановления сооружений, разрушенных во время войны. В 1920 году во Франции близ Вердена был осуществлен первый проект волонтёрского лагеря. [8]Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием.
Цитируя слова Полины Юсуповой из статьи «Волонтерская служба»: «Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие “социум”. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.»[9]
В Российских реалиях понятия «волонтерство» и «волонтерская деятельность «имеют свою специфику. В 80-х годах волонтерами в Советском Союзе считались те, кто ехал на «БАМ» или на целину, подобные добровольцы получали заработную плату, компенсировавшую тяжелые условия жизни. Более того в то время существовали такие мероприятия как субботники, уборка урожая и прочие работы, которые носили скорее принудительный характер, нежели добровольческий. Закона о добровольческом труде в советской России не было.
С началом формирования третьего сектора (90-е годы XX в.) зарождается новое понятие «волонтер», оно уже не связано с принуждением или тяжелым трудом, а является способом выразить себя, как социально-активного члена общества, принять участие в жизни того общества, в котором человек живет. 7 июля 1995 года в России принимается закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который дает юридическое определение понятию «волонтер». Данное определение приведено авторами выше.
2. Связи с общественностью и волонтерство
Волонтеры являются одним из ключевых ресурсов, необходимых для функционирования организации. Наряду с этим волонтер для организации является ретранслятором миссии этой организации. Вступая в ряды какой- либо организации, будущий волонтер соглашается с ее ценностями, сам становится их носителем. Это помогает организации постоянно привлекать новых волонтеров и поддерживать свой имидж за счет информации распространяемой ими. Стоит отметить, однако, что наряду с позитивными отзывами участники волонтерского движения могут разглашать и информацию нежелательную или даже негативную. Поэтому, необходима постоянная работа с волонтерами, налаживание связей, получение обратных отзывов и предложений по улучшению работы. Не стоит забывать, что человек, работающий на добровольных началах не привязан к организации в денежном плане, и поэтому в работе с волонтерами всегда необходимо искать компромисс между личными целями самого волонтера и целями организации. В идеале, они должны полностью совпадать. Цели могут быть следующие:
Экономические
Волонтеры работают на добровольных началах, но моральная удовлетворенность, активное участие в жизни общества, и отсутствие чувства социальной изолированности выступают наградой для добровольцев. Организация при найме волонтеров получает человеческие ресурсы, с помощью которых можно охватить широкий фронт работ. Простой пример: необходимо распространить флаеры. 15 человек сделают это лучше чем 5, так как можно охватить более широкую территорию, и соответственно более разнообразная аудитория получит сообщение.
Идеологические
Психологи Г.Вильсон и М.Мьюзик полагают, что «если суть вашей работы — распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека — не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать — привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации — передача ее кому-либо.»[10]
Коммуникативные
Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.
Оценочные
Мнения волонтеров — это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.
Количественные
За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.
2.1. Мотивация волонтеров
Мотивация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.[11]
Авторы курсовой работы считают, что именно мотивация является залогом успешной работы волонтеров. Существует множество теорий мотивации, но стоит вначале понять, что может сподвигнуть людей стать волонтерами.
Идея. Благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно от идеи зависит то, будет ли человек понимать, что он делает и ради чего.
Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
Потребность в общении. Именно удовлетворение социальных потребностей часто зовет людей заниматься коллективным бесплатным трудом, желание постоянно находится в обществе и быть принятым в нем в силу общих целей.
Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями. Так же волонтерские движение не редко объединяют людей со схожими интересами.
Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
Финансовые соображения. Даже при отсутствии финансового вознаграждения, волонтер в конечном итоге получает моральное удовлетворение, также могут быть преподнесены рекомендации и благодарственные письма или грамоты. В последнее время волонтерам оформляют специальную «Личную книжку волонтера»- документ, который служит для учета добровольческой (волонтерской) деятельности и содержит сведения о трудовом стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. Он выдается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными вести работу с молодежью, по месту жительства молодого гражданина на основании письменного заявления и личного идентификационного номера.»[12]
Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере.
Творческие возможности. Возможность проявить свои творческие способности на практике.
Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с личными проблемами, то, возможно, быстро найти выход из сложившейся ситуации с помощью своих новых коллег.
Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.
Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими.
Мотивация - это то, что толкает человека совершить какое-либо действие в соответствии с возникшей потребностью. Психолог Абрахам Маслоу в своей гуманистической теории говорит об иерархии мотивов, систематизируя их в виде пирамиды. Пирамида Маслоу устроена по следующему принципу: наиболее мощные потребности, которые оказывают наиболее сильное влияние на действия человека, находятся у ее основания. По мере удовлетворения какой-либо "низшей" потребности на первый план выходит новая, бывшая до этого менее актуальной.
[13]
К мотивам, побуждающим людей вступать в ряды волонтеров можно выделить третью, четвертую и шестую ступени. То есть в большинстве случаев волонтеры- это люди, с уже удовлетворенными физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, что свидетельствует об их благополучии. Страны, в которых самые высокие показатели по числу людей, участвующих в волонтерской деятельности, отличаются высоким уровнем жизни и стабильностью в экономической, политической и социальной обстановке. Соответственно в менее благоустроенных странах данный показатель будет ниже.
Джин Моррис Трамбауер в своей книге «Практические рекомендации по
преобразованию волонтеров в министров», опросив свыше двух тысяч
волонтеров в различных странах, выделяет следующие, наиболее часто
встречаемые мотивы добровольцев, заставляющие их участвовать в различных
волонтерских организациях и проектах:
знакомство с новыми людьми;
борьба с одиночеством;
одобрение со стороны окружающих;
ощущение нужности обществу;
для развлечения;
ощущение причастности к важным социальным проблемам;
выражение своего творческого начала;
приобретение практических навыков и знаний;
расширение собственного кругозора;
возможности для личностного роста;
завязывание новых связей и появление новых контактов, которые в дальнейшем помогут в трудоустройстве;
возможность для карьерного роста;
получение рекомендаций для карьерного роста или учебы;
заполнение свободного времени;
развитие навыков и умений, которые не используются на оплачиваемой работе;
выражение религиозных убеждений и приверженностей;
выражение сострадания и солидарности нуждающимся людям[14]
Для молодежи одной из ведущих потребностей является ее востребованность в обществе. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении на равных. С молодыми добровольцами необходимо общаться как с взрослыми людьми. Сильны мотивы, связанные с потребностью получения новых навыков и знаний. Наиболее ярко они выражены у студенческой молодежи.
2.2. Работа по привлечению волонтеров
В данном разделе авторы курсовой работы сочли необходимым проанализировать методы по привлечению к добровольческой деятельности. По мнению Азаровой Л.В, Гусевой Н.В., Ивановой К.А. «работа по привлечению волонтеров к деятельности НКО является, возможно, наиболее трудноуправляемой со многих точек зрения, поскольку осложняется следующими моментами:
Необходимостью сильной мотивации, которая была рассмотрена авторами курсовой выше.
Слабой разработанностью правового аспекта(отсутствие трудовой книжки, отчислений в государственные фонды)
Резкой ограниченностью числа людей, даже при наличии сильной мотивации»[15]
Безусловно, учитывая российские реалии нельзя говорить о широком применении каких-либо специальных техник и разработанных методиках привлечения волонтеров, что нельзя сказать об иностранных организациях, использующих определенные алгоритмы работы с ними: начиная с анализа потребностей и планирования программы, до разработки официального увольнения сотрудника.
По словам Натальи Шариковой, одной из участниц волонтерского движения Красного креста: «Ошибка многих организаций состоит в том, что, говоря о содержании работы, часто говорят о потребностях организации, а не о потребностях клиентов». С этим утверждением невозможно не согласиться. Вместо «Служба милосердия срочно нуждается в добровольных помощниках» лучше написать «Многие старики живут в своих домах практически без контактов с другими людьми и окружающим миром. Они больны, страдают и нуждаются в помощи. Желающие помочь могут обратиться в…», и это будет в десять раз эффективнее. Второй пример обращения может вызвать сострадание, и таким образом можно сделать акцент на том, что именно волонтер в состоянии оказать помощь, именно он сможет решить проблему, а не просто работать безвозмездно на кого-то.