Анализ деятельности PR-специалиста по привлечению волонтеров на примере СПбБОО «Шаг навстречу»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:28, курсовая работа

Описание

Проблема привлечения волонтеров очень актуальна сейчас, когда живое человеческое общение резко сменилось электронным, и молодые люди не готовы посвящать свое свободное время поступкам во благо общества.
Авторы курсовой работы считают необходимым проведение исследования, которое поможет найти решение данной проблемы, и вывести свои рекомендации. Поэтому цель данной работы: исследование теоретических и практических аспектов привлечения специалистами по PR волонтеров в некоммерческие организации.

Содержание

Введение………………………………………………………….
Глава I Теоретические аспекты деятельности PR-cлужб по привлечению волонтеров в НКО
1. Связи с общественностью в НКО……………………………………
1.1. Основные направления деятельности по СО в НКО
1.2. Волонтерство в НКО
2. Связи с общественностью и волонтерство
2.1. Мотивация волонтеров
2.2. Работа по привлечению волонтеров
Глава II. PR-деятельность по привлечению волонтеров на примере СПбБОО «Шаг навстречу»
1.Факт-лист организации………………………………….. 19
2. Текущие проекты организации……………………… 20
3. Работа с волонтерами ……… 22
3.1. Мотивация волонтеров
3.2. Привлечение волонтеров
4. Рекомендации по работе в направлении
Заключение………………………………………………………... 26
Список литературы……………………………………………….. 28

Работа состоит из  1 файл

kurs2.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

 

1.2.           Волонтерство в НКО

  По причине того, что главной проблемой курсовой работы является проблема привлечения  волонтеров, авторы уделили внимание такому термину как волонтер и волонтерство.

    Рассматривая термин волонтер, было выделено несколько определений данного понятия:

   Добровольцы (волонтеры), с точки зрения законодательства Российской Федерации—« граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».[6]

     Также в своей статье  «Мотивирование подростков для участия в волонтерской деятельности» Паршина Ю.В. приводит следующее определение:

   «Волонтеры – люди, работающие в какой-либо области по своей воле,  а не по принуждению, на благо других людей без материального вознаграждения»[7]

Для того что бы глубже понять корни такого явления, как волонтерское движение,  авторы курсовой изучили его историю. Ошибочно связывать понятие волонтер только с деятельностью НКО. На самом деле волонтерское движение существовало намного раньше. Изначально оно неразрывно связано с военной деятельностью. В некоторых странах система волонтерства была единственным способом комплектации войск, до введения всеобщей воинской повинности. Как пример: Великобритания в первой мировой войне, а также Австро-Венгрия в первой половине 19 века. Также на волонтерскую службу шли женщины, что бы помогать в госпиталях при армии, труд их был доброволен и не оплачивался. Первое молодежное волонтерское движение зародилось после первой мировой войны. Молодые люди — французы и немцы, решили объединиться для восстановления сооружений, разрушенных во время войны. В 1920 году во Франции близ Вердена был осуществлен первый проект волонтёрского лагеря. [8]Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием.

   Цитируя слова Полины Юсуповой из статьи «Волонтерская служба»: «Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие “социум”. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить.»[9]

   В Российских реалиях понятия «волонтерство» и «волонтерская деятельность «имеют свою специфику. В 80-х годах волонтерами в Советском Союзе считались те, кто ехал на «БАМ» или на целину, подобные добровольцы получали заработную плату, компенсировавшую тяжелые условия жизни. Более того в то время существовали такие мероприятия как субботники, уборка урожая и прочие работы, которые носили скорее принудительный характер, нежели добровольческий. Закона о добровольческом труде в советской России не было.

   С началом формирования третьего сектора (90-е годы XX в.) зарождается новое понятие «волонтер», оно уже не связано с принуждением или тяжелым трудом, а является способом выразить себя, как социально-активного члена общества, принять участие в жизни того общества,  в котором человек живет.  7 июля 1995 года в России принимается закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который дает юридическое определение понятию «волонтер». Данное определение приведено авторами выше.

 

2.          Связи с общественностью и волонтерство

 

   Волонтеры являются одним из ключевых ресурсов, необходимых для функционирования организации. Наряду с этим волонтер для организации является ретранслятором миссии этой организации. Вступая в ряды какой- либо организации, будущий волонтер соглашается с ее ценностями, сам становится их носителем. Это помогает организации постоянно привлекать новых волонтеров и поддерживать свой имидж за счет информации распространяемой ими. Стоит отметить, однако, что наряду с позитивными отзывами участники волонтерского движения могут разглашать и информацию нежелательную или даже негативную. Поэтому, необходима постоянная работа с волонтерами, налаживание связей, получение обратных отзывов и предложений по улучшению работы. Не стоит забывать, что человек, работающий на добровольных началах не привязан к организации в денежном плане, и поэтому в работе с волонтерами всегда необходимо искать компромисс между личными целями самого волонтера и целями организации. В идеале, они должны полностью совпадать. Цели могут быть следующие:

Экономические

   Волонтеры работают на добровольных началах, но моральная удовлетворенность, активное участие в жизни общества, и  отсутствие  чувства социальной изолированности выступают наградой для добровольцев. Организация при найме волонтеров получает человеческие ресурсы, с помощью которых можно охватить широкий фронт работ. Простой пример: необходимо распространить флаеры. 15 человек сделают это лучше чем 5, так как можно охватить более широкую территорию, и соответственно более разнообразная аудитория получит сообщение.

 

Идеологические

   Психологи Г.Вильсон и М.Мьюзик полагают, что «если суть вашей работы — распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека — не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать — привлечь к информированию других. Один из самых действенных способов усвоения информации — передача ее кому-либо.»[10]

 

Коммуникативные

   Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование волонтеров как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.

 

Оценочные

   Мнения волонтеров — это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

 

Количественные

   За счет волонтеров происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

 

2.1.           Мотивация волонтеров

 

   Мотивация  — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.[11]

   Авторы курсовой работы считают, что именно мотивация является залогом успешной работы волонтеров. Существует множество теорий мотивации, но стоит вначале понять, что может сподвигнуть людей стать волонтерами.

      Идея. Благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно от идеи зависит то, будет ли человек понимать, что он делает и ради чего.

      Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.

      Потребность в общении. Именно удовлетворение социальных потребностей часто зовет людей заниматься коллективным бесплатным трудом, желание постоянно находится  в обществе и быть принятым в нем в силу общих целей.

      Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями. Так же волонтерские движение не редко объединяют людей со схожими интересами.

      Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.

      Финансовые соображения. Даже при отсутствии финансового вознаграждения, волонтер в конечном итоге получает моральное удовлетворение, также могут быть преподнесены рекомендации и благодарственные письма или грамоты. В последнее время волонтерам оформляют специальную «Личную книжку волонтера»- документ, который служит для учета добровольческой (волонтерской) деятельности и содержит сведения о трудовом стаже волонтера, его поощрениях и дополнительной подготовке. Он выдается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными вести работу с молодежью, по месту жительства молодого гражданина на основании письменного заявления и личного идентификационного номера.»[12]

      Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере.

      Творческие возможности. Возможность проявить свои творческие способности на практике.

      Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с личными проблемами, то, возможно, быстро найти выход из сложившейся ситуации с помощью своих новых коллег.

      Досуг. Время можно тратить двумя способами — с пользой и без. Первый вариант — это волонтерское движение.

      Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, прекратившие пить, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими.

   Мотивация -  это то, что толкает человека совершить какое-либо действие в соответствии с возникшей потребностью. Психолог Абрахам Маслоу в своей  гуманистической теории говорит об иерархии мотивов, систематизируя их в виде пирамиды.  Пирамида Маслоу устроена по следующему принципу:  наиболее мощные потребности,  которые оказывают наиболее сильное влияние на действия человека,  находятся у ее основания. По мере удовлетворения какой-либо  "низшей"  потребности на первый план выходит новая,  бывшая до этого менее актуальной.

 

 

[13]

 

   К мотивам, побуждающим людей вступать в ряды волонтеров можно выделить третью, четвертую и шестую ступени. То есть в большинстве случаев волонтеры- это люди, с уже удовлетворенными физиологическими потребностями и потребностями в безопасности, что свидетельствует об их благополучии. Страны, в которых самые высокие показатели по числу людей, участвующих в волонтерской деятельности, отличаются высоким уровнем жизни и стабильностью в экономической, политической и социальной обстановке. Соответственно в менее благоустроенных странах данный показатель будет ниже.

   Джин Моррис Трамбауер в своей книге  «Практические рекомендации по

преобразованию волонтеров в министров»,  опросив свыше двух тысяч

волонтеров в различных странах,  выделяет следующие,  наиболее часто

встречаемые мотивы добровольцев, заставляющие их участвовать в различных

волонтерских организациях и проектах:

      знакомство с новыми людьми;

      борьба с одиночеством;

      одобрение со стороны окружающих;

      ощущение нужности обществу;

      для развлечения;

      ощущение причастности к важным социальным проблемам;

      выражение своего творческого начала;

      приобретение практических навыков и знаний;

      расширение собственного кругозора;

      возможности для личностного роста;

      завязывание новых связей и появление новых контактов,  которые в дальнейшем помогут в трудоустройстве;

      возможность для карьерного роста;

      получение рекомендаций для карьерного роста или учебы;

      заполнение свободного времени;

      развитие навыков и умений, которые не используются на оплачиваемой работе;

      выражение религиозных убеждений и приверженностей;

      выражение сострадания и солидарности нуждающимся людям[14]

 

   Для молодежи одной из ведущих потребностей является ее востребованность в обществе. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении на равных. С молодыми добровольцами необходимо общаться как с взрослыми людьми. Сильны мотивы, связанные с потребностью получения новых навыков и знаний. Наиболее ярко они выражены у студенческой молодежи.

 

2.2.           Работа по привлечению волонтеров

 

В данном разделе авторы курсовой работы сочли необходимым проанализировать методы по привлечению к добровольческой деятельности. По мнению Азаровой Л.В, Гусевой Н.В., Ивановой К.А. «работа по привлечению волонтеров к деятельности НКО является, возможно, наиболее трудноуправляемой со многих точек зрения, поскольку осложняется следующими моментами:

      Необходимостью сильной мотивации, которая была рассмотрена авторами курсовой выше.

      Слабой разработанностью правового аспекта(отсутствие трудовой книжки, отчислений в государственные фонды)

      Резкой ограниченностью числа людей, даже при наличии сильной мотивации»[15]

   Безусловно, учитывая российские реалии нельзя говорить о широком применении каких-либо специальных техник и разработанных методиках привлечения волонтеров, что нельзя сказать об иностранных организациях, использующих определенные алгоритмы работы с ними: начиная с анализа потребностей и планирования программы, до разработки официального увольнения сотрудника. 

По словам Натальи Шариковой, одной из участниц волонтерского движения Красного креста: «Ошибка многих организаций состоит в том, что, говоря о содержании работы, часто говорят о потребностях организации, а не о потребностях клиентов». С этим утверждением невозможно не согласиться. Вместо  «Служба милосердия срочно нуждается в добровольных помощниках» лучше написать «Многие старики живут в своих домах практически без контактов с другими людьми и окружающим миром. Они больны, страдают и нуждаются в помощи. Желающие помочь могут обратиться в…», и это будет в десять раз эффективнее. Второй пример обращения может вызвать сострадание, и таким образом можно сделать акцент на том, что именно волонтер в состоянии оказать помощь, именно он сможет решить проблему, а не просто работать безвозмездно на кого-то.

Информация о работе Анализ деятельности PR-специалиста по привлечению волонтеров на примере СПбБОО «Шаг навстречу»