Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд задач:
1. Изучить природу и содержание спроса.
2. Изучить методы проведения анализа спроса
3. Изучить методы прогнозирования спроса.
Исходя из актуальности изучения спроса, определяется цель написания курсовой работы, которая заключается в изучение и анализе спроса и его прогнозирования.
- повышение уровня обслуживания покупателей;
- выработка ценовой стратегии на товары и услуги;
- выявление наиболее популярных типов предприятий торговли;
-
прогнозирование коммерческой
Основными задачами предприятия по изучению спроса являются:
-
организация и обеспечение
-
заключение договоров и
- накопление, обобщение и систематизация информации о спросе с целью использования данных для прогнозирования и планирования объема продажи товаров на различные периоды времени.
В конкретном выражении изучение спроса на предприятии предполагает прежде всего получение ежедневной информации по спросу, на основе которой осуществляется процесс оперативного управления и планирования деятельности предприятия (принятие управленческих решений о закупках товаров, графиках завоза, ценовой политике, необходимости и объемах рекламных мероприятий, совершенствование организации продажи и т.п.).
Одновременно получение, накопление и обобщение информации о спросе с ее последующей обработкой (желательно на современных компьютерах служит базой для перспективного прогнозирования товарооборота предприятия, разработки производственной программы, основанием для установления долгосрочных договорных отношений с поставщиками и заключения сделок купли-продажи.
Таким
образом, благодаря изучению спроса
и возможности оперативного управления
предприятием с учетом полученных результатов
может быть обеспечено соответствие
между спросом и предложением, что практически
выражается в увеличении товарооборота
как в фактических, так и в сопоставимых
ценах, суммы прибыли, а также в повышении
рентабельности торгового предприятия.
3 МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
3.1 Объективная необходимость прогнозирования спроса
Прогнозирование спроса представляет собой определение возможного будущего спроса на товары и услуги в целях лучшего приспособления субъектов хозяйствования к складывающейся конъюнктуре рынка. Прогноз спроса – это теоретически обоснованная система показателей о еще неизвестном объеме и структуре спроса. Прогнозирование связывает накопленный в прошлом опыт об объеме и структуре спроса с предсказанием будущего их состояния.
Прогноз спроса рассматривается как прогноз физического объема реализации товара (услуги). Он может дифференцироваться по категориям потребителей и регионам. Прогнозирование может осуществляться по любому периоду упреждения. Главный акцент в краткосрочном прогнозе делается на количественной, качественной и ценовой оценках изменений объема и структуры спроса; учитываются временные и случайные факторы. Долгосрочные прогнозы спроса определяют прежде всего возможный физический объем продажи товара (услуги) и динамику изменения цен.
Спрос прогнозируется на отдельный товар или товарную группу. Такой прогноз дает представление о реальном уровне спроса на товар в будущем на конкретный период. Причем чем короче период, тем точнее прогноз. Прогноз спроса (объема продажи) является фундаментом для планирования и всех других экономических расчетов. На основе прогноза спроса в дальнейшем разрабатываются:
- прогнозы сбыта (продажи) и объемов производства предприятий отрасли, региона, страны;
- показатели индикативных планов отрасли, регионов, страны.
Прогноз спроса на товар по отрасли, региону или стране характеризует потенциал рынка товара. С учетом знаний о конкурентах и импорте такой прогноз способствует принятию правильного решения: во-первых, по регулированию экономическими процессами на уровне государства, региона, отрасли; во-вторых, по формированию стратегии деятельности фирмы.
Поэтому прогноз спроса осуществляется как специальными научными учреждениями государства, так и независимыми предпринимательскими фирмами, в том числе консалтинговыми.
На
спрос оказывают влияние
- потребительские вкусы, в том числе доверие и отношение покупателей к товару и товаропроизводящей фирме;
- число покупателей;
- цены, в том числе на сопряженные товары;
- доходы покупателей;
- потребительские ожидания;
- жизненный цикл товара;
- время года, в том числе сезонность спроса;
- наличие ресурсов и их поступление;
- цены на ресурсы, сырье, полуфабрикаты и материалы;
- наличие капитала, в том числе основного и оборотного, собственного и заемного;
- кредитная политика;
- производственные мощности и уровень технического прогресса;
- производительность труда;
- подготовленность персонала;
- объем продажи в прошлом;
- организация продажи;
- качество товара;
- упаковка и дозировка товара;
- реклама;
- дизайн;
- сервис и сфера платных услуг;
- случайные совпадения и др.
Прогноз спроса представляет собой расчет возможного влияния перечисленных факторов. Однако включение в расчет значительного числа факторов при построении прогнозной модели считается неоправданным: вместо повышения точности и надежности это приводит к значительному усложнению и без того громоздкой вычислительной работы. К тому же многие факторы дублируют или взаимозаменяют друг друга. Поэтому рекомендуется включать в экономико-математическую модель прогноза спроса лишь два-три определяющих фактора.
Для задач прогнозирования надо иметь обширный массив информации: за прошлые годы, настоящего времени, на будущее, в том числе по годам. Прогнозирование спроса требует привлечения следующей пространственно-временной информации, касающейся:
- численности населения и его состава;
- денежных доходов населения;
- доли рынка товара предприятий отрасли (региона);
- состояния рыночных цен на товар (товарную группу) и сопряженные с ним товары;
- обеспеченности населения данным товаром в расчете на одного человека (одну семью, 100 семей или 1000 человек в зависимости от специфики товара);
- складывающихся тенденций рынка;
- прибыльности деятельности;
- состояния рынка взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;
- физиологических и рациональных норм потребления и др.
Кроме того, используется информация, базирующаяся на материалах бюджетной и торговой статистики. Бюджетная статистика включает выборочные обследования доходов и расходов по отдельным слоям населения. Торговая статистика включает информацию об обороте товара по всем каналам его реализации. Также рассчитываются различные коэффициенты и вносятся коррективы, которые учитывают факторы влияния и характеризующие их показатели.
3.2 Этапы прогнозирования спроса
Прогнозы спроса необходимы
Процесс прогнозирования спроса включает следующие этапы:
- подготовку и обработку исходной информации для расчета прогноза;
- разработку гипотезы предполагаемых социально-экономических условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;
- расчет прогноза на перспективу;
- оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.
На данном этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о развитии спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.
Основными источниками информации являются:
- отчетные и плановые балансы денежных доходов и расходов населения, разрабатываемые федеральными и региональными статистическими и экономическими органами;
-
данные выборочных
-
данные о динамике цен на
потребительские товары и
-
данные статистической
-
нормы рационального
Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уровень и структуру спроса в зависимости от уровня среднедушевых доходов населения. Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:
-
ориентация выборочного
- существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.
Ранее эти проблемы решались на основе корректировки указанных отклонений по данным статистики розничного товарооборота.
В
современной практике особое внимание
уделяется конъюнктурной
Гипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития.
Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:
- рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потребительского спроса;
- будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;
- умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;