Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:16, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность экспортных товаров а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.
Введение…………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…………………………………………………..…………3
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…..6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товаров …………10
Глава II. .Анализ конкурентоспособности экспортных товаров в КР
2.1Сравнительный анализ национальной конкурентоспособности стран на основе рейтинговых оценок……………………………..15
2.2 Об оценке конкурентных преимуществ национальной экономики………………………………………………………….…22
2.3 Механизмы повышения конкурентоспособности……..…..25
Глава III.Совершенствование в сфере конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
3.1 Пути улучшения конкурентоспособности экспортных товаров………………………………………………………………32
3.2 Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите Конкуренции……………………………………….….…34
Заключение…………………………………………………..….40
Список использованной литературы……………………….41
Принцип преимущественно рационального поведения субъектов рынка основан на предположении, что поведение каждого из субъектов рыночных отношений - будь то потребителя или производителя - можно рассматривать как серию взаимосвязанных рациональных действий с заранее определенной целью. Суть этих действий состоит в том, что субъект выбирает рациональные цели только в соответствии с его естественными и разумными социальными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребностей.
Данная модель поведения в большей мере реализуется производителями. Любой предприниматель будет стремиться продавать продукцию по цене как можно выше себестоимости. Необходимо отметить, что даже те предприятия, которые используют в своей конкурентной борьбе демпинговые цены, прекрасно осознают, что данный инструмент приемлем лишь как один из тактических приемов выдавливания конкурентов с определенного рыночного сегмента, а не как фактор стратегического развития фирмы, долгосрочный инструмент укрепления своей рыночной позиции.
Каждый
производитель стремится
Действия большинства потребителей продукции также подчинены принципу рациональности. Приверженность рациональному поведению повышается с ростом доли расходов потребителей на удовлетворение данной потребности или с ужесточением контроля над процессом расходования средств. Оба этих фактора характерны для описания поведения потребителей товаров промышленного назначения. Каждый потребитель стремится получить за свои деньги максимум с точки зрения количества и качества продукции. Большую часть потребительского пространства можно охарактеризовать рациональным спросом, т.е. спросом, обусловленным качествами, присущими данному товару.
Нерациональный спрос означает, что часть совокупного спроса обусловлена какими-то другими факторами, не связанными с качеством товара. Для любой категории товаров выделяют три составляющие нерационального спроса:
Наиболее значительная часть нерационального спроса определяется внешними воздействиями на полезность товара. Величина ощущаемой потребителями полезности, извлекаемая из данного товара, увеличивается или уменьшается от того, покупают ли другие потребители этот товар, либо товар имеет более высокую цену по сравнению с другими аналогичными товарами. Все последствия воздействия этих факторов на спрос описываются соответствующими эффектами.
Эффект
присоединения к большинству подразумевает увеличение
спроса на товар из-за того, что его покупают
другие члены данной группы потребителей.Если
большинство действует
При спекулятивном спросе для потребителя первоочередной целью становится не удовлетворение потребности в настоящий момент времени, а попытка сохранения или увеличения богатства в будущем. В этом случае необходимо отметить два момента:
Природа иррационального спроса характеризуется обостренным конфликтом между основными факторами потребительского поведения (психофизиологическими и социокультурными, инстинктами и удовольствием). Так, потребитель может вести себя иррационально, когда удовольствие и неудобство (или боль) от процесса потребления разнесены во времени. Случаи, когда сначала наступает неудобство при выработке навыков пользования товаром, не дают возможности получать удовольствие от приобретения товара. Выгоды от приобретения товара для потребителя кажутся при этом сомнительными, и он отказывается от него, что вызывает дефицит опыта рационального потребления. И наоборот, цикл «удовольствие-неудобство» позволяет накапливать опыт рационального поведения. Однако большой временной разрыв между фактом потребления и негативными последствиями не дает возможности потребителю сделать выводы об иррациональности своего поведения. В связи с этим одним из условий принятия рационального решения считается введение запретов и других препятствий со стороны государства и общества для защиты потребителей от собственных иррациональных действий, а также предоставление максимально полной информации о качестве соответствующей продукции и состоянии рыночной конъюнктуры. Дефицит информации приводит к тому, что поведение потребителей может становиться рациональным по форме, но не по результатам.
Глава II.Анализ конкурентоспособности экспортных товаров в КР.
2.1
Сравнительный анализ
национальной конкурентоспособности
стран на основе
рейтинговых оценок
Рейтинг ВЭФ основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний, обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с национальными партнерами- ведущими исследовательскими институтами и компаниями, специализирующимися на вопросах конкурентоспособности и экономического развития в странах, анализируемых в отчете. В 2009 году в рекордном количестве стран-134-х по всему миру – были опрошены 12 тысяч лидеров бизнеса. И в Кыргызстане удалось опросить лидеров 100 компаний. Анкета составлена таким образом, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на экономическое развитие. В отчет так же был включен подробный обзор, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на экономическое развитие, сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что дает возможность определить приоритетные области для формирования политики экономического развития и ключевых реформ.
Индекс глобальной
Для
изучения формирования индекса глобальной
конкурентоспособности 2009-2010гг., составленного
Всемирным экономическим
Это в свою очередь
Домашние хозяйства США
«Инновационный потенциал» (1место), который характеризуется высокими расходами компании на исследования и разработки (R&D), объемными научными исследованиями, эффективным сотрудничеством бизнеса с университетами и научно-исследовательскими институтами: «эффективность рынка труда» (3 место),которое предусматривает цивилизованные взаимоотношения между работодателями и работниками, отсутствия проблем при найме и увольнении работников, гибкость при установлении заработной платы.
Неплохие показатели отмечены и по таким индикаторам, как: «конкурентоспособность компании» (5 место), она характеризуется количеством и качеством местных товаропроизводителей, эффективностью производства; «высшее образование и профессиональная подготовка» (7 место), которое предусматривает качественное образование, качественное управление школами, доступом к образовательным программам, к интернету; «Инфраструктура» (8 место), где присутствует такие показатели, как качество автомобильных, железных дорог, качество портов, воздушного транспорта; «Развитость финансового рынка» (9место), в этом индикаторе оцениваются развитость финансового рынка, свободный доступ к ссудам, движение венчурного капитала, защита инвестора, индекс юридических прав и т.д.; «Технологический уровень» характеризуется уровнем освоение новых технологий, обеспеченность мобильной связью, интернетом, персональными компьютерами и т.д.; «Эффективность рынка товаров» (12 место)предусматривает интенсивность местной конкуренции, эффективность антимонопольной политики и налогообложения, препятствия для открытия бизнеса , барьеры для торговли, таможенное бремя и т.д.;.
Следует отметить, что наряду
с хорошими показателями
Индексы
глобальной конкурентоспособности
по данным ВЭФ
П/№ | Индикаторы |
Кыргызстан | США | Швейцария | Сингапур | Германия | |||||
место | балл | место | балл | место | балл | место | балл | место | балл | ||
1 | Институциональное развитие | 124 | 3,0 | 34 | 4,8 | 8 | 5,9 | 1 | 6,1 | 16 | 5,5 |
2 | инфраструктура | 124 | 2,4 | 8 | 5,9 | 5 | 6,3 | 4 | 6,4 | 1 | 6,6 |
3 | Макроэкономическая стабильность | 125 | 3,2 | 93 | 4,3 | 17 | 5,6 | 35 | 5,2 | 30 | 5,3 |
4 | Здоровье и начальное образования | 98 | 5,0 | 36 | 5,9 | 21 | 6,1 | 13 | 6,2 | 24 | 6,0 |
5 | Высшее образование и проф.подготовка | 87 | 3,6 | 7 | 5,6 | 6 | 5,6 | 5 | 5,6 | 22 | 5,1 |
6 | Эффективность рынка товаров | 120 | 3,6 | 12 | 5,1 | 5 | 5,2 | 1 | 5,8 | 18 | 5,0 |
7 | Эффективность рынка труда | 76 | 4,3 | 3 | 5,8 | 2 | 5,8 | 1 | 5,9 | 70 | 4,3 |
8 | Состояние финансового рынка | 109 | 3,5 | 20 | 5,0 | 14 | 5,1 | 2 | 5,9 | 36 | 4,7 |
9 | Технологический уровень | 124 | 2,5 | 13 | 5,6 | 3 | 6,0 | 6 | 5,9 | 12 | 5,6 |
10 | Размер рынка | 112 | 2,6 | 1 | 6,9 | 36 | 4,6 | 39 | 4,5 | 5 | 6,0 |
11 | Конкурентоспособность компании | 127 | 3,2 | 5 | 5,7 | 3 | 5,8 | 14 | 5,2 | 2 | 5,8 |
12 | Инновационный потенциал | 128 | 2,4 | 1 | 5,8 | 2 | 5,6 | 8 | 5,1 | 7 | 5,1 |
Занятое место а рейтинге ВЭФ: | 123 | 3,4 | 2 | 5,6 | 1 | 5,6 | 3 | 5,5 | 7 | 5,4 |
Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие