Анализ рынка биологически активных добавок к пище

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ рынков биологически активных добавок к пище на российском и региональном уровне.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения БАД
Определить сущность БАД
Проанализировать общероссийский рынок БАД
Изучить PR БАД на рынке России
Рассмотреть региональный аспект рынка БАД
Определить мнение различных специалистов о БАДах
Проанализировать отношение потребителей к БАД по России

Содержание

Введение______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие БАД___________________________________________ 5
История появления БАД_______________________________ 5
Сущность БАД_______________________________________ 7
Глава 2. Рынок БАД в России_____________________________________ 11
2.1 Общероссийский рынок БАД_____________________________ 11
2.2 PR БАДа на рынке Росссии_______________________________16
2.3Региональный рынок БАД________________________________19
Глава 3. Потребители и биологически активные добавки к пище. _______22
3.1 Мнение специалистов о БАДах: за и против_________________22
3.2 Анализ отношения потребителей к БАДам__________________25
3.3 Отношение потребителей к БАДам в Костроме______________30
Заключение____________________________________________________32
Список литературы______________________________________________34
Приложения____________________________________________________37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа БАД!.docx

— 144.23 Кб (Скачать документ)

В течение анализируемого периода в средствах массовой коммуникации вышло свыше 83 тысяч  рекламных сообщений марок биологически активных добавок. Лидером по этой позиции  является телевидение: за анализируемый  период в телевизионный эфир вышло 52,9 тысяч рекламных сообщений. Второе место принадлежит радио: в его эфире мы могли слышать 21,8 тысяч роликов. На третьем месте по количеству выходов рекламных сообщений располагается пресса - 7,8 тысяч выходов. На четвертом месте находится реклама в кинотеатрах с 806 рекламными сообщениями. И на последнем, пятом, месте располагается наружная реклама: за этот период было использовано 222 рекламные конструкции (в городах, где проводился мониторинг). [12]

Телевизионных рекламных  сообщений от витаминов прозвучало в эфире более чем в 2,5 раза больше, чем других видов БАДов. Рекламировалась 31 марка витаминов, что составляет 31% от общего числа где-либо рекламировавшихся  марок витаминов.

В категории "Витамины" основным видом рекламы на ТВ является прямая реклама (ролики) - 87,5% от общего числа рекламных сообщений на ТВ. Если говорить о хронометраже ТВ-роликов, то наиболее часто используют короткие 5-секундные версии роликов (31,5% случаев), на втором месте - 20-секундные (25,5% случаев), на третьем месте - 10-секундные ролики (24,6% случаев). Спонсорские ролики выходили в эфир в 12,5% случаев. [12]

Прессу в качестве основного  медианосителя выбирают менее крупные рекламодатели. Здесь в основном рекламируются те биологически активные добавки, которые не являются витаминами (питательные смеси, пищевые добавки и чаи для похудения и т. д.).

 Что касается типов  используемых изданий, то наиболее  часто реклама пищевых добавок  размещалась в еженедельных газетах  (42% от общего числа публикаций) и в ежедневных газетах (32%). Другие типы изданий использовались  редко: в журналах ежемесячных  и в рекламных изданиях прошло  по 9% публикаций, в еженедельных  журналах - 8%.[12]

 Если рассматривать рекламу в прессе не с точки зрения количества выходов, а с точки зрения инвестиций рекламодателей, то их на еженедельные газеты приходится 47%, на ежедневные газеты - 11%, на ежемесячные журналы - 22%, рекламные издания - 6% и на еженедельные журналы - 14%. Что касается цветности печатной рекламы, то в 46% случаев выходы были осуществлены цветными модулями, а, соответственно, в 54% - черно-белыми. Причем 80% рекламы БАДов на радио - это прямые ролики, 20% - спонсорство.[1]

Радио реклама, как и реклама в прессе, более активно в продвижении использовалась той подкатегорией биологически активных добавок, которая не является витаминами (питательные смеси, пищевые добавки, чаи для похудения и т. д.

Подчеркнем основные результаты изучения о PR продвижении БАДов. Реклама биологически активных добавок носит сезонный продуктовый характер. Самыми активными рекламодателями в категории БАДов являются витамины. Реклама этой подкатегории размещается в основном на наиболее массовом носителе - телевидении. Пресса, радио и наружная реклама в сравнении с ТВ используются марками витаминов значительно меньше.

 

 

2.3 Региональный  рынок БАД

Похожую на российский рынок характеристику имеет и Костромской рынок БАДов. После первого квартала 2012 года на нём так же лидируют компании «Эвалар», но «Фора Фарм» занимает второе место по количеству своей продукции в аптеках. Соответственно первая имеет 35% продаж через аптеки Костромы, а вторая только 27% и в некоторых аптеках продукция данной компании не встречалась.  На третьем месте «Диод», он имеет около 15% продукции на Костромском фармацевтическом рынке, в то время как «Ферросан» только 6,5%, «Аквион» 11,5%, и последнее место «Никомед» 5%. (См Приложение 8). Перечисленные выше компании встречаются почти в каждой аптеке города Костромы.

Цены на БАДы различны в  зависимости от вида продукции, но в  среднем стоимость в Костромских  аптеках на самые популярные виды составляет 150-200 рублей за упаковку. Самая  дорогая продукция по Костроме у  компании «Эвалар», она составляет 1205 рублей. В некоторых аптеках  на несколько рублей больше или меньше в зависимости от сети аптек. Самая маленькая стоимость во всех аптеках у аскорбиновой кислоты, от трех рублей и выше в зависимости от аптечной сети. Она очень часто приобретается для детей. Наряду с ней пользуется хорошим спросом «гематоген», цена колеблется от 12 до 18 рублей. Витамины по большей части, примерно 70% не превышают средней цены по Костроме 150-200 рублей. Средства для улучшения зрения, сердечнососудистой системы, потенции и прочее, имеют цену больше средней от 200 рублей за упаковку и до 700-800 рублей.

 По опросам персоналов  различных сетей аптек города  Костромы, примерно каждый четвертый  покупатель БАД, приобретает витамины  для детей. В Костроме, как и  по России, биодобавки покупают  чаще всего женщины возраста  от 35 лет. А пользуется спросом  больше те БАДы, которые рекламируются  по телевидению, радио, газетах  и других рекламно информационных  источников. То есть реклама оказывает  влияние на спрос биодобавок  костромичами.

Кроме витаминов, существуют и наружные средства БАД, но зависимости  различия спроса на внешние или внутренние БАДы практически нет. На величину спроса влияет маркетинговая стратегия компаний производящих и поставляющих БАД в Кострому, и ряд независимых от них факторов, например, такие как осведомленность жителей Костромы о том, что такое БАДы, для чего они нужны, а так же доходы населения.

Немаловажную роль играет компетенция медицинского персонала  и работников аптек в области  биологически активных добавок. Это  связано с явлением характерным  и для потребителей всего российского  рынка БАД, потребитель гораздо  больше прислушивается к советам  врачей и работников аптек, чем к  консультантам распространителям  и интернет ресурсам.

Но это не исключает  в Костроме покупку БАД через  интернет. Такие услуги для костромичей  предоставляют различные сайты  известных компаний, таких как  «Амвей», «Oriflame», «AVON» , «Vision» , «Тенториум» и так далее. Все они в основном предоставляют БАДы предназначенные на похудение, омоложение кожи, укрепление волос, ногтей.[12,13]

Продукция Вижн (Vision), а в частности биологически активные добавки и натуральная косметика, доставляется курьером и почтой в  такие города и поселки Костромской области как Антропово , Боговарово , Буй , Волгореченск , Вохма , Галич , Георгиевское , Кадый , Кологрив , Кострома , Красное на Волге , Макарьев , Мантурово , Нерехта , Нея , Островское , Павино , Парфеньево , Поназырево , Пыщуг , Солигалич , Судиславль , Сусанино , Чухлома , Шарья.

То есть существует возможность  приобрести через интернет продукцию  БАД не только в самой Костроме, но и Костромской области. Следует  отметить что на сайтах существуют все возможные анкеты симптомов  нарушения функций организма, для  того чтобы определиться какой именно БАД заказать. [12]

Еще в 90-х годах Президент и Основатель «Тенториум» Раиль Хисматуллин и старший Вице-Президент Игорь Копанев создали первый Маркетинг-План «Тенториум» и внедрили в работу компании систему многоуровневого маркетинга. С этого момента «Тенториум» стал компанией прямых продаж и расширил границы своей деятельности. Поставки продукции «Тенториум» осуществляются практически во все города России, в том числе и Кострому.[13]

Поставки осуществляются в основном компанией «Эвалар», «Фора  Фарм», «Диод», «Аквион», «Ферросан», «Никкомед». Ведущее место занимают те же компании что и на Российском рынке БАДов. Средняя цена в аптеках на биодобавки по Костроме составляет 150-200 рублей. Минимальный  порог цен 3 рубля, а максимальный около 1200 рублей. На величину спроса влияет маркетинговая стратегия компаний производящих и поставляющих БАД  в Кострому, их рекламная деятельность. И ряд независимых от них факторов : осведомленность жителей Костромы о том, что такое БАДы, для чего они нужны, а так же доходы населения. Существуют и развиваются удобные интернет-магазины поставляющие свои биодобавки даже в отдаленные места Костромской области и другие регионы. Рынок биодобавок в Костроме имеет видимую аналогию с рынком в целом по России

 

 

ГЛАВА 3. ПОТРЕБИТЕЛИ И БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ДОБАВКИ К ПИЩЕ

 

3.1 Мнение специалистов о БАДах:  за и против.

Среди наиболее консервативно  настроенных специалистов существуют попытки дискредитировать БАД. В качестве основных аргументов оппоненты пытаются использовать следующие: многие лекарственные растения до сих пор не исследованы полностью; невозможно достичь фармакопейного качества БАД (при всем том, что в Фармакопее нет такой позиции, как БАД); неизвестно, что кладут в БАД, невозможно контролировать производство и реализацию; нет действенных методик такого контроля.[8]

В.А. Тутельян (Директор Института питания Российской Академии медицинских наук, профессор, академик РАМН) относиться положительно к биологически активным добавкам. Он считает, что регулярное использование БАД – это лучшее, что сегодня может сделать человек для своего здоровья. БАДы являются частью правильного, здорового питания человека. Изменив структуру питания, повысив его качество, можно улучшить своё здоровье, а главное – здоровье детей. Так же, по его мнению, питание и образ жизни являются основными факторами, которые определяют наше здоровье.[8]

Академик Российской Академии медицинских наук М.Н. Волгарев, тоже относиться к БАДам положительно. Он определяет БАДы как вещества, четко дозированные, удобные в применении – в виде таблеток, капсул, драже и в других формах – помогут быстро ликвидировать выявленный в организме недостаток тех или иных важных веществ. М.Н. Волгарев счтает что БАДы могут помогать при стрессах, экологическом неблагополучии, экстремальных ситуациях.[8]

Заведующий кафедрой биохимии Санкт-Петербургской медицинской  академии им. И. И. Мечникова, доктор химических наук, профессор, академик Балтийской педагогической академии Владимир Абдулаевич Дадали не относит БАДы к лекарствам и средствам лечения болезни, а понимает как средство устранения причин, ее вызвавших. Поэтому считает, что оказываемый ими оздоровительный эффект сопоставим с воздействием фармакологических средств, а иногда и превышает его.[8]

По его мнению, большинство проблем здоровья и профилактики: иммунодефицит, проблемы гормональных нарушений, в том числе инсулиновая недостаточность, сексуальные и другие проблемы – напрямую связаны с дефицитом микроэлементов и могли бы быть решены, если бы микроэлементы были бы активно внедрены в систему питания. Он не считает биологически активные добаки панацеей от всех болезней, но говорит, что это реальная возможность практически мгновенно восполнить дефицит жизненно важных комплексов питательных веществ, а значит, практически мгновенно снизить риск большинства известных заболеваний. Он рекомендует профилактический прием поливитаминных препаратов  ежедневно, чтобы это стало делом каждого “практически здорового” человека.[8]

Лайнус Полинг (дважды лауреат Нобелевской премии) считает, что здоровым организмом можно считать только тот, у которого все ферментные системы находятся в хорошо сбалансированном виде. Он предполагает, что наступит время, когда врач будет лечить не язву, артрит или гемморой (что является лишь следствием), а первопричину – дефицит магния, калия, селена.

Доктор медицинских наук, действительный член Российской академии естественных наук Владимир Иванович Курашвили характеризует БАДы как наиболее быстрый, экономически обоснованный и приемлемый путь решения проблемы здоровья. Он пишет, что регулярное применение позволяет достаточно легко и быстро восполнить дефицит основных питательных веществ; эффективно выводить из организма токсичные вещества; повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды[8].

Он предлагает объяснять  российским потребителям, что БАДы – не прихоть и не происки империалистов, а насущная необходимость.

Доктор медицинских наук, профессор Юрий Петрович Гичев, так же как Владимир Абдулаевич Дадали считает, что БАД снабжает нас веществами, содержащимися в пище в мг и даже в мкг, но оказывающими оздоровительный эффект, сопоставимый с воздействием фармакологических средств, а иногда и превышающий его. Многие необходимые организму микронутриенты человек может получить только с БАД.[8]

Академик РАЕН, доктор биологических  наук А.Н. Орехов считает, что недоверие к БАДам связано, прежде всего, с неосведомленностью как населения, так и специалистов[8].

Б. П. Суханов, академик Международной  академии информатизации, доктор медицинских  наук, профессор кафедры гигиены  питания и токсикологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова и Института питания Российской Академии Медицинских Наук утверждает что без БАД сегодня не может рассчитывать на здоровье и хорошее самочувствие ни здоровый, ни больной человек, а применение БАД зачастую позволяет снизить осложнения лекарственных средств, их дозу, быстрее получить положительный терапевтический эффект.

Г.В Мкртчан, С.А.Коростелев, А.А.Оленев, М.П. Пенков, И.Я. Шашкина, И.А. Соколова, А.В.Сергеев, из Российского онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина, рассказывают, что многочисленные эпидемиологические исследования последних лет убедительно показали, что при недостаточном поступлении в организм таких биологически активных веществ (БАВ), как бета-каротин, витамины А, Е и С, повышается риск возникновения атеросклероза, злокачественных новообразований, хронических инфекционных процессов, которые относятся к наиболее распространенным заболеваниям человека.[8]

Информация о работе Анализ рынка биологически активных добавок к пище