Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:08, курсовая работа
Целью работы является анализ рынков биологически активных добавок к пище на российском и региональном уровне.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть историю возникновения БАД
Определить сущность БАД
Проанализировать общероссийский рынок БАД
Изучить PR БАД на рынке России
Рассмотреть региональный аспект рынка БАД
Определить мнение различных специалистов о БАДах
Проанализировать отношение потребителей к БАД по России
Введение______________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие БАД___________________________________________ 5
История появления БАД_______________________________ 5
Сущность БАД_______________________________________ 7
Глава 2. Рынок БАД в России_____________________________________ 11
2.1 Общероссийский рынок БАД_____________________________ 11
2.2 PR БАДа на рынке Росссии_______________________________16
2.3Региональный рынок БАД________________________________19
Глава 3. Потребители и биологически активные добавки к пище. _______22
3.1 Мнение специалистов о БАДах: за и против_________________22
3.2 Анализ отношения потребителей к БАДам__________________25
3.3 Отношение потребителей к БАДам в Костроме______________30
Заключение____________________________________________________32
Список литературы______________________________________________34
Приложения____________________________________________________37
По данным института питания РАМН, более 80 % населения РФ страдает от недостаточного потребления вышеперечисленных витаминов.[8] В связи с этим дополнительное систематическое введение в организм антиоксидантных витаминов в виде лекарственных средств или биологически активных добавок (БАД) к пище является актуальной научно-практической задачей.
Проанализировав мнения более авторитетных специалистов изучающих БАД, стало видно, что никто из них не считают БАД лекарством и средством от болезней, но согласны с тем, что БАДы необходимы для профилактики различных заболеваний и восполнения, недостающих организму веществ и в ближайшем будущем БАДы получат большое распространение на рынке.
3.2 Анализ отношения потребителей к БАДам
С целью выявления отношений потребителей к БАДам, редакцией журнала «Провизор» в 2009 году было проведено исследование среди посетителей выставок «Питание и жизнь». При организации опроса они рассчитывали на то, что посетителями выставок станут люди, бережно относящиеся к своему здоровью, заботящиеся о сбалансированности рациона и, вероятнее всего, знакомые с понятием «биологически активные добавки». Действительно, 95% респондентов, принявших участие в опросе, так или иначе сталкивались с БАДами.[23]
Всего в исследовании приняли участие 145 респондентов, анализу подверглись только те анкеты, в которых было указано, что потребитель знаком с понятием БАД (138 респондентов). Обращает на себя внимание тот факт, что среди респондентов почти половина с уровнем дохода выше 800 руб. на человека в месяц, в том числе 30% — с уровнем дохода выше 1200 руб. на человека. Из респондентов, положительно ответивших на вопрос о применении БАД, 75% составляют женщины. Интересно и то, что 100% опрошенных в возрасте от 40 до 60 лет принимали БАДы. В других возрастных группах этот показатель находится на уровне 75%. Более половины опрошенных (точнее 63%) с высшим образованием [23].
Исходя из приведенных
данных среднестатистического
Известно, что за рубежом рынок БАДов существует уже несколько десятилетий. В России этот рынок еще достаточно молод. Но за последние несколько лет БАДы отвоевали себе место и на аптечном прилавке. Спрос на этот вид продукции постоянно растет, и аптеки охотно включают БАДы в свой ассортимент наряду с другой парафармацевтической продукцией, привлекая покупателей. Это подтверждается ответами респондентов на вопрос о месте приобретения БАДов. 46% приобретают биологически активные добавки именно в аптеках ( см. Рис. 8 Приложение 9). В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. Положительным является то, что в аптеке все продукты принимаются для реализации только при наличии необходимой документации и проходят надлежащий контроль, а также в процессе реализации могут сопровождаться рекомендациями провизора по их применению. Отрицательно то, что при реализации через аптеки, они могут рассматриваться потребителем как лекарства, в действительности таковыми не являясь[24].
Роль распространителей хотя и снизилась, но все же их услугами пользуются около трети потребителей БАДов. Несмотря на то, что специализированные магазины по продаже БАД появились относительно недавно, они уже завоевали доверие 17% потребителей. Ассортимент БАД в «Лавках жизни» значительно шире, чем в аптеках, но, как правило, работающие там лица не имеют медицинского или фармацевтического образования и нередко информация о продукте ограничивается лишь его аннотацией.[26] Ответы на вопрос «Кто Вам рекомендовал БАД» см. Рис. 6 Приложение 7.
Еще 15% потребителей приобретают
БАДы у врача. Вовлечение врачей в
схему реализации БАД — довольно
распространенное явление. Как показал
опрос, почти трети потребителей
эту продукцию порекомендовал врач.
В большинстве случаев участие
врача в цепочке реализации БАД
не бескорыстно. Он, как правило, получает
материальное вознаграждение при реализации
добавок, то есть работает как распространитель.
Но по сравнению с обычным
Нередки случаи, когда врачи
необоснованно назначают БАД. И
возможность злоупотребления
Почти треть респондентов применяли БАД по рекомендации знакомых. Рекомендациями провизоров и распространителей воспользовались 14 и 11% опрошенных. Существует достаточно точное высказывание, определяющее место биологически активных добавок по отношению к лекарственным препаратам: «Лекарства — для больных, БАДы — для здоровых». Но, как показал опрос, в соответствии с этим определением эту продукцию воспринимают только 37% опрошенных. У большинства же потребителей образ БАДов скорее приближается к лекарственным препаратам. Образ «лекарства» подкрепляется привычной лекарственной формой (таблетки или капсулы), усиливается расположением на аптечной полке рядом с испытанными и давно знакомыми цитрамоном и аспирином и безоговорочно подтверждается рекомендацией врача. Более половины опрошенных применяют БАДы для профилактики заболеваний, 21% - для лечения заболеваний и 13% - для облегчения симптомов заболевания, что тоже можно рассматривать как лечение (см Рис. 9 Приложение 9). Такое восприятие связано с активной и часто агрессивной рекламой БАДов в средствах массовой информации. Очень часто в такой рекламе обещают быстрое исцеление от самых серьезных заболеваний, устранение болезненных симптомов, профилактику ряда заболеваний. Все это не подразумевается понятием «биологически активные добавки», более того, такого рода утверждения недопустимы в рекламе и в инструкциях по применению в европейских странах. [26]
В чем БАДы действительно схожи с лекарственными препаратами, так это в том, что в отличие от других товаров потребитель не может самостоятельно оценить его качество. За исключением продуктов или препаратов, которые устраняют какой-либо конкретный симптом, например изжогу, боль или снижают температуру тела, потребитель, как правило, не может объективно оценить эффект от применения препарата. БАДы не оказывают мгновенного эффекта, часто, чтобы почувствовать какие-либо изменения в состоянии организма, продукт нужно применять довольно продолжительное время. По утверждению главного диетолога МЗ Украины П. А. Карпенко, БАД, относящиеся к парафармацевтикам, действительно могут употребляться в комплексной терапии различных заболеваний, но при их употреблении ожидаемый эффект может проявляться лишь через 8–12 недель приема. [26]
Если же принять во внимание эффект плацебо то прием БАДов в совокупности с верой в его чудесные свойства, обещанные в рекламе, действительно в ряде случаев могут оказать желаемый эффект. Ведь эффект плацебо был отмечен даже при исследовании онкопрепаратов.
В ходе нашего исследования эффективность применения биологически активных добавок была оценена потребителями достаточно высоко. Более половины опрошенных отметили, что применение БАДов эффективно, а более четверти признали их очень эффективными. Неэффективными назвали БАД только 1% опрошенных (см. Рис. 9 Приложение 8). Разумеется, при опросе учитывались только ответы тех потребителей, которые применяли БАД. Их оказалось 107 человек.
Несмотря на то, что большинство
опрошенных убеждены в наличии у
БАДов лечебных свойств, практически
все они уверены в полной безопасности
их применения. 91% потребителей никогда
не сталкивался с побочными
Мнение специалистов в этом вопросе — диаметрально противоположно. Главный редактор бюллетеня «Безопасность лекарств», издаваемого в Российской Федерации, Алла Астахова считает, что до выяснения побочных эффектов биологически активных добавок целесообразно было бы запретить применение БАД для детей, беременных женщин и пожилых людей.
Широкомасштабные исследования, проведенные в США, показали, что не все добавки с антиоксидантами, направленные на предупреждение рака и инфаркта миокарда, абсолютно безопасны. Например, было выяснено, что добавки с β-каротином не только не избавляют от рака и инфаркта миокарда, но, возможно, и способствуют им. Среди употреблявших такие добавки количество случаев рака легких и инфарктов было больше. Вопрос настолько серьезен, что даже Всемирная организация здравоохранения выступила в 1998 году с обращением, в котором призвала отказаться от таких добавок. Что же касается парафармацевтиков на основе растительного и животного сырья, о которых уже говорилось выше, то к ним эксперты рынка БАД относятся пока с большой осторожностью. Возможно, из-за того, что пока не удается полностью раскрыть весь спектр их позитивных и негативных воздействий на организм.
Не может не настораживать
отношение потребителя к БАДам
как к лекарственным
Таким образом, в глазах потребителя БАДы выглядят именно так, как должно выглядеть идеальное лекарство, а именно: совершенно безопасное, натуральное, не обладающее побочными эффектами и в то же время излечивающее недуги, перед которыми бессильна официальная медицина. Опираясь на опыт развитых стран, где рынок БАДов уже устоялся, необходимо отметить, что проблема смешения понятий решается путем четкого определения статуса продукта, контроля за его рекламой и информацией, предоставляемой на упаковке и в инструкции по применению.
Российское определение не позволяет предположить у БАДов наличие лечебных свойств: «продукты на основе натуральных или идентичных натуральным, применяющиеся в дополнение к традиционной пище для восполнения недостатка рациона питания».
В России специалисты, работающие
в сфере здравоохранения, обеспокоены
смещением проблемы размывания границ
между БАДами и лекарственными препаратами
из потребительской сферы в
Как показало проведенное
исследование, большинство опрошенных
потребителей отождествляют БАДы с
лекарствами. И в данном случае именно
специалисты, работающие в отрасли
здравоохранения, должны объяснить
потребителю разницу между
Еще одна задача профессионалов
— обратить внимание законодательных
органов на необходимость четкого
определения статуса БАДов и
установление правил донесения информации
о них до потребителя. Эти требования
должны касаться не только рекламы, но
и информации на упаковке и в аннотации
к продукту. Лживые утверждения, ничем
не подтвержденные обещания излечения
от различных недугов могут
3.3 Отношение потребителей к БАДам в Костроме
Чтобы изучить отношение потребителей БАДов Костромской области был проведен опрос, который включает в себя следующие вопросы. (См. Приложение 10)
Количество опрошенных жителей Костромы составляло 100 человек, так как опрос проводился в основном среди людей молодого возраста, из которых 5% в возрасте до 18, 51% в возрасте 18-20 лет. 20% от 20 до 25 лет. 18% 25-35 лет, 6 % от 35 и старше.
Из них 76% женщины, и 24% мужчины. Основная масса опрошенных получают высшее образование (55%) или учатся в техникуме (15%), остальные 30% либо еще учатся, либо только закончили школу.
На вопрос «Верите ли вы в эффективность БАДов в профилактике заболеваний?» 62% ответили что очень сомневаются, 30% да, если верить рекламе, и только 8% убедились в этом из собственного опыта.
С целью улучшения общего самочувствия БАДы готовы принимать 27% опрошенных, для увеличения продолжительности жизни только 8%. Остальные 65% не готовы принимать БАД.
15% респондентов думают что БАДы нужны для профилактики заболеваний, 9% что для лечения заболеваний, 36% никогда не задумывались об этом, 40% считают что БАДы вообще не нужны.
Принимали БАД из опрошенных 33%, но регулярно принимает только 5%, попробовать БАД хотят 12%, никогда не принимали и не собираются ровно половина респондентов 50%.
На вопрос что такое БАД, 48% ответили что это обычная химия, 15 % как то не задумывались об этом, 8% считают что БАД это хорошее средство для здоровья, 29% вообще не слышали об этом ничего.
Большинство из тех, кто принимает БАДы приобретают их в аптеках 15%, из интернета 3%. У консультантов распространителей приобретают только 2 %.
Из этих результатов можно сделать следующие выводы, что большая часть из опрошенных 100 человек, не имеют представления о том, что такое БАД и для чего они нужны, потому, что 29% респондентов вообще не знают что такое биодобавки к пище, а 50% никогда не принимали и не собираются. Отношение потребителей Костромской области к БАДам негативное и недоверчивое, так как 62% сомневаются в эффективности БАД к пище, а 48% считают, что БАД это обычная химия. Наиболее предпочитаемый способ приобретения БАДов это аптеки, так как многие потребители недоверчиво относятся к консультантам распространителям и интернет-магазинам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ситуация с БАД в нашей стране в настоящее время серьезно изменяется: существует серьезно проработанная законодательная база, регламентирующая все аспекты разработки, сертификации, клинических испытаний и распространения БАД. Знакомство с этой информацией, некоторыми данными о реальных клинических эффектах применения БАД, положение с этими продуктами в мире поможет многим более объективно отнестись к этим продуктам и, возможно, даже изменить свое отношение к ним.
Информация о работе Анализ рынка биологически активных добавок к пище