Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 20:03, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выработка рекомендаций по повышению эффективности работы предприятия на рынках сбыта его продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и содержание рынков сбыта продукции предприятия, порядок и методы их анализа;

- провести анализ рынков сбыта продукции ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель», определить их главные параметры и оценить успешность реализации продукции данного предприятия на рассматриваемых рынках;

- дать конкретные рекомендации по повышению эффективности работы предприятия на рынках сбыта его продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1 Понятие рынков сбыта продукции предприятия, порядок и

методы анализа ..………………………………………………...…………..5

Понятие рынка сбыта, его сущность, классификация и роль в
системе маркетинга…..…………………………………………….…...5

1.2 Методы оценки емкости и доли рынков сбыта ….………………........8

1.3 Понятие и расчет потенциала и динамики рынка сбыта..…………...11

2 Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский

завод «Электродвигатель»…………………………………………………13

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»…………………….13

2.2 Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский

завод «Электродвигатель»……………………………………………15

3 Пути повышения эффективности работы предприятия

ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» на рынках сбыта

его продукции……………………………………………………………...24

Заключение…………………………………………………………………….31

Список использованных источников………………………………………...32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Алина.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)

     Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Особое значение в исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров [1, с. 64-71]. 

     1.2 Методы оценки емкости и доли рынков сбыта 

     Анализ  рыков сбыта продукции предприятия  невозможен без определения такого показателя, как емкость рынка.

     Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товара или услуги на данном рынке при определенном уровне цен.

     Чаще  всего показатель емкости рынка  исчисляется в денежном выражении. Т.е. это максимальная сумма, которую  может получить продавец на данном рынке при неизменных обстоятельствах. Лишь в отдельных случаях емкость рынка может быть определена в натуральном выражении.

     Формула расчета емкости рынка обычно выглядит следующим образом:

E = К х  Ц,                                                                (1)

    где E — емкость рынка;

      К — количество реализуемого товара; 
      Ц — цена товара.

     В ходе оценки емкости рынка чрезвычайно важно учесть влияние так называемых неконтролируемых факторов. Они могут быть связаны с совершенно непредсказуемыми обстоятельствами: например, отказ президента Дж. Кеннеди от ношения шляп (вопреки традициям американской моды) имел в свое время катастрофические последствия для соответствующих отраслей производства и торговли. Существует множество разных рынков и, соответственно, методов определения их емкости.

     Деление рынков сбыта по их размеру представлено на рисунке 2.

     Рисунок 2 -  Виды рынков сбыта по их размеру

     Как видим, всего видов рынка 5, а самым  большим является "весь рынок". Это может быть как весь рынок в целом, так и рынок одного определенного товара (например, хлеба или кирпичей).

     Далее идет "потенциальный рынок". Он всегда меньше “всего рынка”, поскольку далеко не все возможные покупатели станут потенциальными. В данном случае под потенциальными покупателями имеются ввиду те, которые в силу тех или иных обстоятельств могут приобрести товар.

     Доступным является рынок, до которого данный продавец может добраться. Самый простой пример — территориальный. Однако, может быть и другая доступность: сегметационная, т.е. в зависимости от признаков сегментирования.

     Целевым рынком является тот, на который мы ориентируем наш товар или услугу. Целевой рынок всегда меньше, чем доступный, поскольку мы не можем добраться до всех доступных потребителей: одни ушли к нашим конкурентам, другие невыгодны нам и мы сами пытаемся от них избавиться

     Те  же потребители, до которых мы уже  добрались или можем гарантированно добраться и сделать своими покупателями, относятся к основному рынку.

     Для каждого из представленных видов рынков можно рассчитать свою емкость, зная которую предприятие получает возможность оценить перспективы своей деятельности на том или ином рынке. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна по сравнению с возможностями предприятия: расходы на внедрение на рынок и работу на нем могут не окупиться. Следует, однако, иметь в виду и то, что большая емкость рынка не всегда означает наилучшие возможности для его освоения. На таком рынке может быть сильная конкуренция, высокая степень удовлетворенности потребителей товарами конкурентов; могут действовать и другие факторы, которые следует учитывать при принятии решений о выборе того или иного рынка для последующей работы на нем [1, c. 84-89].

     Более широкое применение, чем емкость рынка, в практике маркетинговых исследований получил другой показатель — доля рынка. Он достаточно достоверно отражает результаты деятельности предприятия и обычно определяется как отношение объемов продаж фирмы и общего на данном рынке, учитываемых в натуральных или стоимостных единицах.

     Доля рынка — это показатель, который необходимо интерпретировать с большой осторожностью. Дело в том, что ее величина прямо зависит от выбора базы сравнения, т.е. базового рынка. Так, доля обслуживаемого рынка (рассчитывается не применительно ко всему потенциальному рынку, а относительно продаж на рынках, где работает предприятие) всегда выше, чем доля рынка в целом. Относительная же доля рынка определяется путем сопоставления продаж предприятия с продажами конкурентов. Если фирма удерживает 30 % рынка, три ее основных конкурента имеют доли рынка соответственно 20, 15 и 10 %, а остальные — 25 %, то относительная доля рынка будет равна 43 % (30:70). Если относительная доля рынка рассчитывается относительно трех главных конкурентов, то она составит 67 % (30:45).

     При определении доли рынка могут возникнуть трудности, связанные с ограниченной доступностью необходимых данных.

     Так, расчет доли обслуживаемого рынка подразумевает, что предприятие должно оценить суммарный объем продаж в каждом сегменте, а определение относительной доли рынка требует информации об объемах продаж основных конкурентов.

     С помощью рассмотренного выше показателя можно оценить уровень конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала [2, c. 202-222]. 

     1.3 Понятие и расчет потенциала и динамики рынка сбыта

     Конъюнктурная оценка масштаба рынка проявляется  в характеристике потенциала рынка. Потенциал рынка показывает, какое  количество товаров при определенных условиях может быть предложено рынку, сколько товаров рынок сможет поглотить. Потенциал рынка подразделяется на производственный и потребительский.

     Производственный  потенциал рынка характеризует  предельные возможности товарного  предложения. Производственный потенциал рынка определяется по следующей формуле:  

                                                        (2)

      

     где Ni- единица производства;

         Wi- удельная мощность производственной единицы;

         Fi- прочие факторы;

         n - число i-х единиц производства.

     Потребительский потенциал рассматривается как  способность "поглотить" определенное количества товара.

     Потребительский потенциал рассчитывается обычно за год в денежном или натуральном  выражении, он показывает состояние  совокупного потенциального спроса: 

      ,                                                         (3) 
 

     где  Q - потребительский потенциал рынка;

           n- число покупателей конкретного товара на конкретном рынки при

             заданных условиях;

           q- среднее число покупок в год;

           p- средняя цена покупки [4, c.142-157].

     Для определения динамики рынка рассчитывается показатель темпа роста рынка  по формуле: 

       ,                                             (4) 

     где Tm - темп роста рынка;

         Vm- объем рынка в конце базисного периода;

         Vm1- объем рынка в конце анализируемого периода;

         t- длительность периода.

     Если Tm>1.4, то рынок находится в состоянии ускоренного роста, при изменении Tm от 1.4 до 0.7 рынок находится в состоянии стагнации, если Tm<0.7, то ожидается кризис рынка [3, c.104-119].

 

    2 Анализ рынков  сбыта продукции  предприятия ОАО «Могилевский

         завод «Электродвигатель» 

    2.1 Организационно-экономическая   характеристика предприятия

         ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель» 

     Республиканское унитарное предприятие "Могилевский завод "Электродвигатель" создано путем выделения из состава производственного объединения "Запэлектромаш" в результате ликвидации объединения, согласно приказу Министерства электротехнической промышленности и приборостроения СССР от 21.02.85 № 96. Предприятие было передано в собственность Республики Беларусь в соответствии с Постановлением СМ РБ от 14.10.91 г №385 и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

     Завод "Электродвигатель" организован  на основании Постановления ЦК КПБ и СМ № 629 от 30 августа 1958 года на базе металлообрабатывающего комбината, который был создан на основании Постановлении СНК БССР от 28 декабря 1945 года.

     С июня 1946 года завод начал свою производственную деятельность. В первый год существования  было подготовлено производство, и начался выпуск девяти наименований товаров народного потребления, а в 1952 году выпускалось уже более 150 наименований изделий, крайне необходимых народному хозяйству в восстановительный послевоенный период (это скобяные изделия, мебельная фурнитура, посуда литая и штампованная, столовые приборы и т.п.).

     До 1992 года могилевский завод "Электродвигатель" был узкоспециализированным заводом  по производству асинхронных трехфазных электродвигателей высотой оси  вращения 100 мм. Основным рынком сбыта были: Россия, Украина, Прибалтика и дальнее зарубежье. На Белорусском рынке реализовывалось лишь 6-7 процентов двигателей.

     С целью обеспечения белорусского рынка импортозамещающими товарами и увеличения экспортных поставок, заводом с 1992 по 2007 годы освоено производство и реализация двигателей с высотой оси вращения от 56 до 180 мм. Освоено серийное производство широкой гаммы однофазных двигателей, двигателей со встроенным тормозом и двигателей взрывозащищенного исполнения.

     Наряду  с профилирующей продукцией (электродвигатели) завод со времени своего образования выпускает и товары народного потребления (электросоковыжималки, электрозвонок, электромясорубка, насосы ВКБ, ЦКБ и «Дачный», шинковка, двигатели ДАК, мебельная опора, заточное устройство «ЗУБ» и другие).

     Сегодня ОАО "Могилевский завод “Электродвигатель" является коммерческой организацией –  юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак, расчетный и валютный счета в банковских учреждениях. Он является  одним из лидеров среди предприятий СНГ, производящих электродвигатели [8, c. 5-20].

     Выполнение  основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития РУП  «Могилевский завод «Электродвигатель» за 2009 год представлено в таблице 1. 

     Таблица 1 - Выполнение основных целевых показателей

Наименование  показателя Значение  показателя
Задание Факт
   Темп  роста промышленных товаров, %    109,5    112,3
   Темп  роста ТНП, %    107.0    107,1
   Темп  роста экспорта, %    120.0    142,1
   Темп роста импорта, %    109.0    121.8
   Темп  роста валютных поступлений, %    114,5    135,5
   Затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, руб.    940    889
   Снижение  уровня материалоемкости, %    -1.0    -5,3
   Показатель  по энергосбережению    -12    -14,2
   Уровень рентабельности реализованной продукции, %    8    11,3
   Норматив  запасов готовой продукции (коэффициент)    1,3    0.92
   Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб.    1,9    2,5
Удельный  вес новой продукции в объеме производства, % 20 29,4

Информация о работе Анализ рынков сбыта продукции предприятия ОАО «Могилевский завод «Электродвигатель»