Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 11:46, реферат
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Средствами достижения данной цели являются инструменты банковского маркетинга.
5.
Состояние банковского
маркетинга в современной
России
5.1
Сегментация рынка банковских
услуг
Выгоды от определённого вида услуг, как правило, необходимы и выгодны лишь определённым группам клиентов. Для других групп эти услуги могут быть слишком дорогими или бесполезными в данный момент. Группа клиентов, подходящая для данной услуги, образует целевой рынок. Клиент банка может быть частью нескольких целевых рынков, предназначенных для различных видов услуг. Первейшая задача маркетинговых служб — выявить целевые рынки для своих услуг. Все клиенты имеют разные вкусы и потребности, и к ним соответственно требуется применить разную маркетинговую стратегию.
На помощь приходит метод сегментации рынка, т.е. разделения неоднородного крупного рынка на ряд более мелких однородных сегментов, что позволяет в свою очередь выделить группы клиентов с близкими или идентичными интересами или потребностями. Сегментация позволяет:
- более точно очертить целевой рынок в значениях потребностей клиентов;
- определить преимущества или слабости самого банка в борьбе за освоение данного рынка;
- более
чётко поставить цели и прогнозировать
возможности успешного проведения маркетинговой
программы.
5.2
Понятие «ниши» рынка
В
эпоху усиления специализации и
повышения компетентности в любой
сфере хозяйственной
Ниша рынка (от латинского " nidus" — гнездо) — представляет собой ограниченные по масштабам вид бизнеса или сферу хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей.
Ниша рынка характеризуется наличием следующих признаков:
-
- небольшая и стабильная потенциальная емкость рынка;
- значительное ослабление конкуренции.
Ниша
рынка образуется как бы "на стыке"
двух или более сегментов различных
рынков. Спрос здесь очень подвижный,
изменения в нуждах и запросах
потребителей осуществляются так быстро,
что требуется очень высокая
гибкость производства, чтобы их своевременно
и быстро удовлетворять. Если какая-то
фирма заняла нишу рынка, для другой
в этом бизнесе уже "не остается места",
конкурировать становится бессмысленным,
поскольку финансовые результаты не покрывают
затрат. Поэтому пресс конкуренции в нише
рынка значительно ослаблен.
5.3
Решение задач, связанных
с сегментацией рынка
Сегментация может быть проведена различно. Различают следующие группы клиентов: корпорации, индивидуалы, кредитно–финансовые институты, правительственные учреждения. Каждая из данных групп с помощью определённых критериев разбивается на большое количество узких сегментов. Например:
Возрастное деление клиентуры определяется понятием «жизненного цикла». Это даёт возможность при сегментации объединить клиентов, находящихся на определённых этапах жизненного цикла, и обосновать на этой базе стратегию маркетинга. Поэтому демографический фактор можно использовать путём анализа персональных клиентов.
Возрастная дифференциация позволяет банку выявить целевые рынки в общем массиве клиентов. Банк может достаточно легко осуществить сегментацию клиентов по возрастным категориям, т.к. при открытии банковского счёта с ними проводится беседа и заполняется карта, содержащая подробные сведения об их возрасте, уровне образования и т.д. Имея статистическое распределения клиентуры по выбранному параметру, можно затем составить таблицу, «привязав» определённые виды банковских продуктов к уже указанным возрастным категориям:
Банковские продукты для соответствующих возрастных категорий
Молодёжь | Для членов группы характерна повышенная мобильность, частые переезды, жизнь вне дома. Им необходимы услуги по переводу денег, краткосрочные ссуды, относительно простые формы сбережений, банковские услуги, связанные с туризмом |
Молодые люди, недавно образовавшие семью | Эта группа нуждается в открытии совместного банковского счёта для мужа и жены, кредитных карточках для покупки товаров, в разных формах возобновляемого кредита. Они прибегают к целевым формам сбережений (особенно, если планируется покупка дома) и к услугам по финансовой защите семьи (страхование и т.д.) |
Семьи «со стажем» | Широко пользуются
потребительским кредитом для покупки
товаров в рассрочку и |
Лица зрелого возраста и готовящиеся к уходу на пенсию | Наиболее устойчивая группа банковских клиентов. Хранят крупные остатки на банковских счетах. Требуют высокого уровня персонального обслуживания, включая финансовое консультирование, помощь в распоряжении капиталом, завещательные распоряжения и т.д. |
Рассмотрев данную таблицу, банк может определить, какие виды продуктов он будет предлагать при выборе той или иной категории клиентов в качестве целевого рынка. С этим будет связан и вид маркетинговой кампании по продаже тех или иных видов продуктов и услуг.
Сфера
действия банковского маркетинга распространяется
и на рынок юридических лиц. Этот
рынок нуждается в более
Первый шаг банка — это дифференциация предприятий и компаний:
- Мелкие фирмы;
- Средние фирмы: сфера услуг, сфера розничной торговли, сфера обрабатывающей и добывающей промышленности;
- Крупные фирмы: розничная торговля, обрабатывающая, добывающая промышленность, сельское хозяйство.
Следующий шаг банка: наметить круг финансовых операций, приемлемых для каждой сегментированной группы:
Банковские операции
Мелкие фирмы | Персональное финансовое обслуживание и планирование управления недвижимостью. Специальные «стартовые» ссуды. Покупка потребительских товаров в кредит с погашением в рассрочку. Страхование жизни. Услуги по переводу денег и бухгалтерскому оформлению документации |
Средние фирмы | Платёжные операции, компьютерные услуги, связанные с финансовой деятельностью. Кредитные карточки для работников фирмы. Лизинговые и факторинговые операции. Среднесрочные и долгосрочные ссуды для пополнения основного капитала, включая займы с участием страховых компаний |
Крупные фирмы | Операции по выплате заработной платы. Консультации по вопросам бизнеса. Услуги по экспорту и импорту. Регистрация ценных бумаг. Долгосрочное кредитование с участием страховых компаний |
При
выборе сегментов рынка руководство
банка учитывает свои цели, сильные
стороны, величину рынка и степень
его однородности, наличие ресурсов,
уровень конкуренции, возможность
внедрения новых услуг. Отбор
целевых сегментов
5.4
Способы изучения мнения
клиентов о деятельности
банка
Методы изучения мнения клиентов в значительной степени зависят от затрат на их реализацию. Например, телефонный опрос 500 человек обходится примерно в 20-30 долларов на человека, без учета накладных расходов и затрат на разработку программы опроса. Для сравнения, опрос по электронной почте стоит всего 5 долларов в расчете на человека. Для снижения затрат целесообразно предложить ввести автоматическую систему телефонных опросов. По окончании операций, с той или иной услугой, открытием счета или оформлением депозита в филиале банка, потребители банковских услуг будут получать по почте письмо с просьбой позвонить по определенному номеру и высказать свое мнение о качестве обслуживания.
Наиболее
ценную информацию о предпочтениях
потребителей можно получить посредством
анализа поступающих жалоб. Когда
в поступающих жалобах
Новой
тенденцией в банковском маркетинге
является привлечение к маркетинговым
исследованиям социологов. В настоящее
время все большее число банков
прибегают, проводя анализ мнения клиентов,
к социологическим службам. Действительно,
можно ли, не проводя социологического
исследования, детально изучить рынок,
его потенциал, мотивацию "за"
и "против" продукта, позиционирование
в общественном мнении банка и
его услуг в отношении с
конкурентами? Опыт многих банков показывает,
что эти социологические
5.5
Формирование имиджа
банка
Благополучие
банков, перспективы роста базируются
не только на эффективных технологиях
и необходимых связях, но в большей
степени на репутации и имидже
банка. Однако не следует считать
последние два слова
Безусловно, решение о размещении денег в банк будет приниматься на основании более подробной, "первичной" информации. Но сдержанная и выверенная имиджевая кампания может создать позитивный подсознательный фон для принятия решения. Вложение в имидж не дает немедленной, легко подсчитываемой отдачи.