Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:31, контрольная работа
Современное развитие рыночной экономики постоянно усложняет требования, предъявляемые к банковской сфере. Идеи перехода к рыночной экономике с трудом, но завоевывают все больше сторонников. Растет интерес и к банковской сфере. Создаются коммерческие банки, укрупняются уже имеющиеся и исчезают те, которые не выдерживают конкуренцию. Создаются и другие финансовые институты.
Введение.
3
Банковский маркетинг (теоретическая часть)
4
Понятие и цели банковского маркетинга. Особенности
4
1.2 Элементы банковского маркетинга
6
1.3 Система маркетинговой информации.
Планирование банковского маркетинга. Система организации маркетинга Маркетинговая среда банка
9
Резюме.
15
Глоссарий
16
Практическая часть
17
Список литературы
25
Приложение
26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра менеджмента и бизнеса
Контрольная работа по дисциплине «Маркетинг»
на тему: «Банковский маркетинг»
2011
Содержание
Введение. |
3 |
|
4 |
|
4 |
1.2 Элементы банковского маркетинга |
6 |
1.3 Система маркетинговой информации. Планирование банковского маркетинга. Система организации маркетинга Маркетинговая среда банка |
9 |
Резюме. |
15 |
Глоссарий |
16 |
|
17 |
Список литературы |
25 |
Приложение |
26 |
Введение
Современное развитие рыночной экономики постоянно усложняет требования, предъявляемые к банковской сфере. Идеи перехода к рыночной экономике с трудом, но завоевывают все больше сторонников. Растет интерес и к банковской сфере. Создаются коммерческие банки, укрупняются уже имеющиеся и исчезают те, которые не выдерживают конкуренцию. Создаются и другие финансовые институты. С развитием коммерческих банков и расширением круга выполняемых ими операций весьма актуальной становится проблема внедрения маркетинга в банковское дело.
Современный маркетинг рассматривается специалистами как система организации всей деятельности банка (фирмы) по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов клиентов, с целью получения максимальной прибыли.
Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга.
Создание реальной банковской системы в России привело к необходимости внедрения коммерческими банками современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют интернационализация и универсализация банковской деятельности, усиление конкуренции с иностранными банками, а также появление у банков конкурентов в лице небанковских учреждений: страховых, брокерских, различных фондов, торгово-промышленных и финансовых корпораций. Последствием этого стали снижение доходности и усиление риска. Чтобы выжить, банкам нужно бороться за каждого клиента. В этих условиях банковский маркетинг выступает в роли механизма поддержания адекватности всей деятельности банка процессам, развивающимся на рынке. Вся деятельность банка должно опираться на глубокое и всестороннее изучение рынка, его реального потенциала и перспективы развития. В этом банку поможет маркетинг.
1.1 Понятие и цели банковского маркетинга. Особенности.
Реализация товаров и услуг — важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения.
Целью политики руководства банка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сферы услуг, завоевание рынка и, в конечном счете, — увеличение получаемой прибыли. Отсюда значение маркетинговой работы банка, содержание и цели которой существенно меняются под влиянием резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношений между банками и клиентурой.
Конкуренция на финансовом рынке возросла настолько, что для того, чтобы выжить, банки должны научиться продавать полный набор банковских продуктов, уже существующих на рынке, а также разрабатывать и продвигать на рынок новые продукты и услуги. Цель состоит в том, чтобы создать "банковский универмаг", где клиенты могли бы получить все интересующие их услуги в одном месте и с наибольшим комфортом. Что касается маркетинга, то наиболее важным для банка является именно разработка новых продуктов с хорошим дизайном и удобной, хорошо проработанной системой доведения их до потребителя.
Маркетинг - это не только акт реализации продукта. Это стратегия и философия банка, требующая тщательной предварительной подготовки, продумывания и анализа, активной работы многих подразделений банка, начиная с высших руководителей и кончая низовыми звеньями.
Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющихся склонностей, вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг.
В процессе общения с клиентом необходимо определить, каковы те конкретные формы финансового обслуживания, в которых он нуждается, и разъяснить необходимость и выгодность их покупки. Философия маркетинга качественно меняет отношения банка и клиента. Если раньше банк предлагал вкладчикам и заемщикам стандартный набор банковских продуктов, то сегодня он должен разрабатывать новые виды услуг, которые специально адресованы конкретным группам клиентов — крупным корпоративным фирмам, мелким предприятиям, отдельным категориям физических лиц (студентам, молодым семейным парам, пенсионерам) и т.д. При этом в центре внимания банка должны всегда находиться реальные потребности клиентов. Маркетинг в банке можно определить как стратегию выявления и использования потребностей общества в услугах банка в коммерческий целях.
Общая схема организации маркетинговой деятельности в банке может быть представлена следующим образом.
Одна из целей банковского маркетинга – привлечение новых клиентов, которые до этого не пользовались услугами банка.
Специфика маркетинга в банковской сфере определятся тем, что банк работает в сфере услуг. Характеристики, которые должны быть учтены при разработке стратегии маркетинга:
Неосязаемость услуг означает, что их невозможно ощутить материально, увидеть и оценить до тех пор, пока клиент их не получит.
Непостоянство качества и неотделимость услуг от квалификации людей предъявляют особые требования к обучению кадров. Работники банка должны знать не только технику банковского дела, но и психологию общения с людьми. Дополнительное качество оказываемых банком услуг создает окружающая обстановка (интерьер банка, офисная мебель и прочие внешние элементы).
Несохраняемость услуг означает, что должен быть особый механизм выравнивания спроса и предложения. Услуги нельзя хранить, как товары. Поэтому в периоды пикового спроса важно заранее планировать, что будет предпринимать банк для того, чтобы не было очередей: привлекать дополнительных работников из других отделов; стимулировать обращение в банк в другое время и т.д.
Отличительные особенности банковского продукта:
По аналогии с товарами в банковском продукте выделяют три уровня:
В общем виде для сбыта банковских услуг возможны следующие каналы:
Литература: [1, с.372-380].
1.2 Элементы банковского маркетинга.
Комплекс маркетинга предприятие (банк, фирма) разрабатывает из находящихся под ее контролем четырех составляющих: товара, цены, рынка, прибыли. Банк (предприятие) существует тогда и только тогда, когда его товар (услуги) находит своего покупателя (клиента), который готов заплатить ему за них деньги.
Для разработки комплекса маркетинга фирма (банк) использует четыре системы: маркетинговую информацию, планирование маркетинга, организацию службы маркетинга и маркетингового контроля. С помощью этих систем банк следит за маркетинговой средой и приспосабливается к ней. Приспосабливается банк и к своей собственной микросреде, состоящей из маркетинговых посредников, поставщиков, конкурентов и контактных аудиторий. Банк приспосабливается к макросреде — демографическим, экономическим, политико-правовым, технико-экологическим и социально-культурным факторам.
Отметим, что эта модель относится не только к производителям (фирмам) конкретных товаров, но и к банкам и банковским учреждениям. Банки, как и любая фирма (предприятие), являясь самостоятельным юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар), специфический товар— услуги, получают прибыль и осуществляют свою деятельность.
Товар банка специфичен — это услуги, которые представляют собой операции с деньгами. В экономической литературе эти услуги получили название "Банковская продукция".
В коммерческих банках продукция подразделяется на два основных класса: услуги по пассивным и активным операциям. Услуги по пассивным операциям оказываются в целях аккумуляции средств, в основном сбережений и временно свободных средств населения, составляющих основу кредитных систем развитых стран. Путем оказания услуг по активным операциям коммерческие банки распределяют собранные средства таким образом, чтобы обеспечить себе конкурентоспособный уровень прибыли и необходимую устойчивость в функционировании.
Банковские операции могут быть классифицированы на:
Наличие стадий в рамках периода существования услуги (товара) получило название "концепция жизненного цикла товара (услуги)".
Внедрение — это период появления товара (услуги) на рынке и постепенного увеличения объема продажи. Банк в это время практически не получает прибыли от реализации этой услуги вследствие больших издержек, связанных с внедрением услуги на рынок.
Рост — это период быстрого роста продажи товара (услуги) на рынке и заметного увеличения прибыльности его реализации.
Зрелость — это период постепенного замедления темпов Проста продажи, так как товар уже получил признание большинства покупателей. В это время прибыль достигает максимального значения и начинает снижаться ввиду увеличения затрат на маркетинг с целью укрепления конкурентоспособности товара (услуги).