Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 07:47, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм — сложная комплексная проблема. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и бенчмаркинг. Маркетинговые и консультационные компании в последнее время стали указывать в числе своих услуг бенчмаркинг. Обучающие центры предлагают семинары по данной тематике. СМИ также уделяют этому вопросу все больше внимания. Что из себя представляет бенчмаркинг? Давайте попробуем разобраться в этой проблеме и понять, каким образом можно использовать данный инструмент.
Введение. 2
Глава 1. Общее понятие бенчмаркинга 4
1.1 Понятие бенчмаркинга, цели бенчмаркинга 4
1.2 История бенчмаркинга 4
1.3 Виды бенчмаркинга 5
1.4 Принципы бенчмаркинга 8
1.5 Этапы бенчмаркинга 10
Глава 2 Бенчмаркинг и промышленный шпионаж 13
2.1 Понятие промышленного шпионажа 13
2.2 Отличия бенчмаркинга от советского «обмена передовым опытом», и от промышленного шпионажа 14
Глава 3 Бенчмаркинг в России - реальный инструмент развития бизнеса 14
3.1 Способы легального получения информации 14
3.2 Оценка эффективности внедрения заимствованных решений. 16
3.3 Практический подход к сбору информации о конкурентах 17
3.4 Возможность применения бенчмаркинга, если компании работает в разных отраслях 18
Глава 4. Применение успешного бэнчмаркинга не примере компаний и государств 19
Заключение 31
Список использованной литературы: 32
Этап 3. Измерение показателей вашей компании
На этом
этапе вы сможете сравнить себя с
другими подобными компаниям; понять,
какие вопросы задать и какую
информацию получить от компаний при
их посещении. Например, некоторые процессы
легко определить количественно: выработка
продукции на одного занятого, число
ошибок на одно изделие, количество операций
на одного человека. Другие процессы не
так легко поддаются
Этап 4. Измерение показателей других компаний
На этом
этапе проекта вы накапливаете и
анализируете информацию бенчмаркинга,
что требует хорошей
Одна из распространенных ошибок в проектах бенчмаркинга — отсутствие подготовки. Прежде чем направиться в другую компанию, следует провести предварительную подготовительную работу: собрать информацию из внешних источников (газеты, журналы и годовые отчеты), узнать всю доступную информацию об интересующей вас компании, включая возможно метод «обратного проектирования» (reverse engineering) ее технологических процессов.
Общая ошибка в бенчмаркинге — не заметить истинной причины того, почему какая-то компания действует лучше, чем вы. Возможно это связано с тем, что она использует неизвестные вам административные ресурсы, она провела бенчмаркинг с лучшей компанией или полезную экспертизу в связи со слиянием или совместной работой с лучшей компанией. Методы конкурентной разведки помогут вам найти истинный источник «блеска» компании, с которой вы проводите бенчмаркинг.
Этап 5.
Использование полученной информации
для улучшения показателей
Цель бенчмаркинга не в том, чтобы узнать, как вы выглядите на фоне конкурентов или же насколько лучше вас они что-то делают. Цель бенчмаркинга — улучшить показатели вашей фирмы. Если вы не использовали полученную информацию, вы напрасно потратили время на бенчмаркинг. Кроме того, бенчмаркинг — не одноразовое действие. Он должен стать частью продолжительной программы изучения и улучшения. Компания Xerox, известная как одна из родоначальниц процесса бенчмаркинга в 70-х годах, например, до сих пор одновременно ведет сотни программ бенчмаркинга.
У вас должна быть программа конкурентной разведки для непрерывного мониторингаданных от компаний, с которыми вы проводите бенчмаркинг. Это особенно важно по отношению к конкурентам. Предположим, цена товара у вас и у конкурента различалась на 10% и вы решили ликвидировать разницу за два года, уменьшая цену ежегодно на 5%. Пока вы достигали своей цели, конкурент мог снизить свои издержки, и вы снова окажетесь позади.
Следует отметить, что бенчмаркинг — это не слепое подражание. Основная задача заключается в том, чтобы научиться у лучшего и адаптировать усвоенное в собственной компании. Не все, что вы узнаете, будет работать на вашу компанию. Идеи же, которые с первого взгляда не показались полезными, могут быть переоценены после некоторого переосмысления и доработки.
Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды..
Основное предназначение промышленного шпионажа — экономия средств и времени, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает новую перспективную технологию, а также чтобы выйти на новые для предприятия рынки.
Это справедливо
и в отношении
Основное отличие промышленного шпионажа от конкурентной разведки в том, что промышленный шпионаж нарушает нормы законодательства, прежде всего, уголовного, тогда как конкурентная разведка этого делать не может.
Промышленный шпионаж остаётся и будет оставаться мощным инструментом государственных разведок, предназначение которых — прямое нарушение законов иностранных государств в интересах и по поручению своей страны.
На уровне предприятий в последнее время всё чаще делается выбор в пользу конкурентной разведки, т. к. предприятие не имеет полномочий государственных разведок, поэтому в случае провала операции промышленного шпионажа рискует быть привлеченным к уголовной ответственности, а также понести репутационные риски.
По мнению ряда
исследователей, во многих случаях
предприятия малого и среднего бизнеса
к промышленному шпионажу прибегают
потому, что не обучены методам
конкурентной разведки, а зачастую
и вообще не знают об их существовании.
В ситуации, когда необходимость
выживания или повышения
Что касается обмена передовым опытом, принципиальное отличие в том, что эта, в общем-то, хорошая идея в Советском Союзе достаточно быстро выродилась в показуху, в некое формальное действие, во время которого все скучали или решали совсем другие задачи, поиск дефицита например. А по своей задумке это очень близкие вещи. То есть бенчмаркинг - это добровольный обмен опытом между компаниями одной и той же или смежных отраслей или же между компаниями, работающими в различных отраслях.
А по вопросу
границ промышленного шпионажа - здесь
различие принципиальное. Промышленный
шпионаж - это скрытное действие, осуществляемое
вопреки желанию стороны, у которой
пытаются выведать секреты, действие,
нарушающее не только морально-этические
нормы ведения бизнеса, но и уголовно
наказуемое. Если факт шпионажа вскрывается,
то на уличенную в нем компанию
могут быть наложены очень серьезные
санкции, начиная с запрета на
использование разработок в области,
в которой велся шпионаж, причем
не только украденных, но и тех, которые
могли вестись в самой
Специалисты, использующие бенчмаркинговый подход, пользуются только легальной информацией.
Этой манией секретности в России даже сумели заразить своих западных коллег и партнеров. И ряд крупных компаний, которые совершенно спокойно у себя на американском или европейском рынке раскрывают достаточно большой объем информации о себе, в России зачастую такие же данные не предоставляют.
По законодательству акционерные компании обязаны публиковать свою отчетность, банки должны публиковать свои балансы. И здесь у них нет выбора, они обязаны доводить до сведения общественности определенный законом набор информационных материалов. Но для частных компаний (и на Западе это тоже так) вопрос проведения информационной политики - это вопрос внутренний, он решается собственниками и руководством компании.
Поэтому для тех, кто хочет воспользоваться чужим опытом, есть три пути.
Первый путь - это получить разрешение непосредственно в той компании, которую хочется использовать в качестве образца. На прямой обмен опытом, естественно, должно быть обоюдное согласие.
Второй
путь - собрать ту внешнюю информацию
о компании, которая имеется, и
надо сказать, что информации такой
обычно довольно много. Попытки все
и вся сохранить в тайне
довольно смешны в наше время, когда
есть Интернет, деловые средства коммуникации,
журналы, газеты, эксперты... Кроме того,
средний срок работы руководителей
среднего звена в одной компании
по различным оценкам на сегодня
составляет 2-3 года, то есть идет достаточно
большая ротация специалистов. И
сохранить всю информацию о деятельности
компании в тайне в таких условиях
не представляется возможным, да это
и не нужно. Так что легально доступной
информации оказывается немало. Одни
называют ее сбор конкурентной разведкой,
другие, настроенные более
И третий
путь для тех, кто хочет использовать
бенчмаркинг, состоит в том, что
можно попытаться смоделировать
некую идеальную компанию в отрасли.
Для этого могут быть привлечены
эксперты, которые, пользуясь техниками
мозгового штурма, экспертной фокус-группы
или «микстовыми» методиками, задают
идеальные параметры для
Либо для формирования образа такой идеальной компании, примера для подражания в отрасли, обращаются к потребителям, и в ходе проведения качественных исследований (это могут быть глубинные интервью или фокус-группы) выясняется, насколько близко наша компания или ее конкуренты подошли к этому образцу.
Любые
маркетинговые исследования должны
рассматриваться как инвестиции
в понимание ситуации. Можно оценивать
эффективность внедрения
Помимо перечисленных выше, есть четвертый путь бенчмаркинга -и он очень распространен - это приведение положения дел в компании к принятым стандартам, например ISO. В данном случае специалисты, проводящие сертификации, являются носителями бенчмаркингового знания.
Допустим, мы понимали, что в нашем сегодняшнем состоянии мы не удовлетворяем тем требованиям, которые налагают международные стандарты. Мы поучились у тех, кто прошел такую сертификацию, поняли, что нужно сделать, внедрили это у себя в компании, затем пригласили проверяющих из квалифицирующих организаций, сообщили им, что мы считаем свою компанию соответствующей такому-то стандарту, и попросили выдать нам красивый сертификат. Сначала они проводят проверку, оценивают состояние дел в компании и, если находят несоответствия, то выдают рекомендации по их устранению. На основе этих рекомендаций проводится новый цикл процедур.
Из всех случаев применения бенч-маркингового подхода, таких за последние пять лет в России набралось около 7000-8000, как минимум 5000 (по состоянию на середину прошлого года - эти данные были озвучены на конференциях по вопросам бенчмаркинга и проблемам добровольной сертификации) приходятся на сертификацию по стандартам ISO. To есть 60-70% всех компаний, применявших бенчмаркинг, действовали в контексте международной сертификации.