Цели, стратегии и инструменты «зеленого» маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 11:58, контрольная работа

Описание

Благодаря специфичному для продукта набору выгод, начиная с основной полезности продукта и заканчивая упаковкой, ценами, информацией, сбытом, формированием имиджа и различных техник маркетинга, улучшается физическое и психологическое самочувствие покупателя, а также усиливаются импульсы к потреблению им данной продукции. Тем самым «зеленый» маркетинг решает две принципиальные задачи: содействие увеличению покупательского потенциала продуктов через совершенствование экологических выгод продукции и улучшение их восприятия.

Содержание

1. Цели, стратегии и инструменты «зеленого» маркетинга.
Экологический инвестиционный менеджмент……………………..….3

2.Экологический аспект финансового менеджмента
предприятия………………………………………………….......................11

3. Развитие теоретической базы экологического менеджмента………...15

Список литературы…………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Зеленый маркетинг.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

осуществляется анализ и контроль над эффективностью использования 

ресурсов предприятия. Различают финансовый контроль,  осуществляемый государством (например за своевременностью и полнотой  внесения налогов и платежей), собственниками предприятия, партнерами по бизнесу и финансовыми организациями (например страховыми компаниями, банками). В рамках КЭМ наибольший интерес представляет осуществление финансового контроля собственниками (акционерами), а также самим менеджментом  предприятия. С учетом известных нам особенностей экологического менеджмента, а также требований международных стандартов, контрольная функция может быть реализована посредством внешнего аудита (в  случае ее реализации собственниками, а также государственными органами, финансовыми инвесторами) или внутреннего аудита (по инициативе менеджмента предприятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие  теоретической базы экологического  менеджмента.

 

    Анализ взаимодействия человека с природой позволяет выделить четыре периода, различных по времени и силе воздействия людей на природу. В настоящее время наблюдается переход к пятому периоду.

Первый период – эра  примитивной культуры каменного  века и первобытно-общинного уклада жизни. Это самый длительный период взаимодействия человека с природой, приведшего к малоощутимым изменениями в ней. 

Второй период – с  начала землепользования, т.е. от VIII – VII вв. до н.э. до становления промышленного  производства в ХV в. н.э. Это период рабовладельческого и феодального  общества, период активного развития

скотоводства и земледелия. Ирригация земель. Использование подземных

вод. Использование древесины  как основного энергетического  источника и

строительного материала  приводит к сокращению площади лесных массивов. Например, строительство  «непобедимой армады» в Испании привело к вырубке более 0,5 млн вековых деревьев, активизации эрозионных процессов на склонах гор, неблагоприятным изменениям природных ландшафтов страны, ничем не компенсированных в последующие годы. Развитие мореходства, китовый промысел привели к сокращению стада китов.

Использование природных  ресурсов вызывает необходимость познания

законов природы, что  приводит к ускорению развития науки, в том числе естествознания. Формируются  первые природоохранные положения, законодательства и традиции. Так, феодалы устанавливают жесточайшие порядки относительно вырубки лесов, отстрела животных, выпаса скота и т.п. в своих владениях. В то же время в бесконечных междуусобных войнах они нередко уничтожают все живое на землях своих соседей, разрушают природные ландшафты, ирригационные системы и т.д., что приводит к миграции и вымиранию народов, потере плодородия земли.

Третий период охватывает с ХVI по XIX вв. Это время становления  и

развития капитализма, частного предпринимательства, концентрации

производительных сил. Но это и период захватнических войн, приведших к

разделу мира.

  Активное освоение минерально-сырьевых ресурсов, развитие горного дела, металлургии, добычи угля привело к нарушению геохимического баланса биосферы. Только за один XIX в., по подсчетам В.И. Вернадского, переработка горной массы составила не менее 50 млрд тонн, что превышает

годовой вынос твердого материала с континента в океан  всеми речными системами мира.

  Расширение и совершенствование производства, его концентрация в

промышленных районах. Интенсивный процесс урбанизации.

Использование угля в  качестве топлива, отсутствие систем очистки  привело к быстрому загрязнению  воздушного бассейна, речных систем и  иногда – к деградации почвенного покрова (горно-промышленные районы

Великобритании, Центральной Европы, Южного Урала и Соединенных

Штатов Америки).

  Четвертый период – период социальных революций, период империализма. Организация крупных промышленных производств, усиление их вредного воздействия на окружающую среду. Реальная опасность истощения не только невозобновимых, но и возобновимых природных ресурсов. Гигантские темпы роста добычи нефти и газа. При разработке нефтяных месторождений развивается тенденция оставлять загрязнения в странах-поставщиках сырья. Интенсивность горных разработок и, как следствие, техногенное преобразование ландшафтов.

 Создание крупных водохранилищ, приведшее к изменению уровня

грунтовых вод и нарушению  водно-солевого баланса окружающих

территорий. Усиление интенсивности  геологических воздействий,

изменение их качества.

 Геохимическое воздействие человека определяется тремя

обстоятельствами:

1. Синтез более 1 млн  химических веществ, отсутствовавших  в

естественных условиях и обладающих качествами, не характерными для

природных соединений.

2. Строительство широкой сети газо-, нефтепроводов, линий

электропередач, магистральных  дорог, массовая транспортировка

разнообразного сырья  – все это привело к загрязнению  атмосферы,

литосферы и гидросферы.

3. Массовое производство  и применение удобрений, пестицидов,

гербицидов, отрицательное побочное действие которых выявилось спустя

длительное время с  начала их применения.

Создание мощных тепловых электростанций привело к возникновению

нового теплового загрязнения  гидросферы и атмосферы, что вызывало

деградацию и истощение  рыбных запасов, зарастание водохранилищ и т.п. Развитие транспорта, различных радиотехнических устройств привело к повышению общего уровня шума, вибрации, электромагнитных излучений.

Ухудшение состояния  окружающей среды и опасность  истощения

невозобновляемых и возобновляемых ресурсов привлекли внимание многих

ученых, политиков и  общественности к проблеме загрязнения  окружающей

среды. Английский исследователь  Л.Дж. Боттон писал: «Возможны два  варианта: или люди сделают так, что  в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей».

В 1972 г. состоялась Международная  Стокгольмская конференция по окружающей человека среде, в работе которой  приняли участие представители 113 стран.

В 1983 г. ООН создала  Всемирную комиссию по окружающей среде и

развитию, в отчете которой  за 1987 г. отмечено, что если человечество не

изменит многое в своей  производственной деятельности и образе жизни, то

его ждут необычайно тяжелые  испытания и резкое ухудшение  окружающей

среды.

В июне 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по

окружающей среде и  развитию. Представителями 179 государств был принят исторический документ «Повестка  дня на XXI век» - своеобразная экологическая  программа на новое столетие, направленная на достижение высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира: «Человечество способно сделать развитие устойчивым – обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

   Возникновение системы менеджмента и экологического управления

целесообразно проанализировать на основе главных исторических этапов

становления и развития мировых рыночных отношений (табл.3) .

 

Таблица 3.

 

№ п/п

Основные этапы 

Характеристика этапов

1

Эпоха свободной конкуренции

«Чистый капитализм», базировавшийся на свободной конкуренции. Эпоха  теоретиков классической буржуазной политэкономии  в 17-19 вв. (А. Смитт, Д. Риккардо и др.). Ограничительные факторы свободной  конкуренции – диктатуры, войны, социальное давление отдельных слоев общества и др.

2

Эпоха массового производства

Превалирование фазы производства в системе экономических отношений. Решающий фактор победы в конкурентной борьбе – снижение производственных затрат. Массовое производство дешевой продукции (Г.Форд и др.). Развитие фирм и корпораций. 20-90 гг. 19 в.

3

Эпоха сбыта

В 30-50 гг. 20 века – активная борьба за потребителя. Освоение приемом государственного стимулирования спроса, поощрение инвестиционной деятельности, сдерживание безработицы. Характерна тенденция переключения внимания с фазы производства на фазу сбыта («Дженерал Моторз» и др.). Поиск новых потребителей, рыночных ниш

4

Постиндустриальная эпоха 

С 50-х гг. 20в. до конца 20 в. – эпоха  активной смены в производстве технологий. Перемещение конкуренции на рынке в область инвестиционных стратегий корпораций. Резкое повышение роли науки и новых технологий. Оценка воздействия производства на окружающую среду. Концепция стратегического менеджмента, включающего новые экологические природно-ресурсные требования.

5

Эпоха информационного общества

С конца 20 в. массированное наступление  информации на все стороны жизни  человека и общества. Информационные ресурсы, технологии, информация –  товар в современной экономике. В этой эпохе можно выделить пять фаз расширенного воспроизводства информации. Информатизация рынка, менеджмента. Экологический менеджмент – как экологически безопасное управление современным производством в условиях различных форм собственности и различных отраслей экономики.


 

 

 

  Современное производственное экологическое управление в первую

очередь направлено на соблюдение обязательных государственных

требований в области  окружающей среды и использование  природных

ресурсов. Очевидна необходимость  разработки и принятия международных

стандартов по управлению окружающей средой.

В 70-е гг. ХХ века в качестве основного стратегического направления

природоохранной деятельности была принята стратегия end-of-pipe («на  конце трубы»), когда измерялись выходящие из трубы загрязнения. Этот принцип был признан некорректным.

Следующим направлением охраны окружающей среды было выбрано

направление на Международной  конференции в 1978 г. в г. Женеве: необходимость  технического перевооружения на основе

ресурсосберегающих и  малоотходных технологий. Это высокозатратные

механизмы, требующие  вложения большого количества финансовых средств. Поиск методов снижения затрат на внедрение таких технологий привел к появлению инвестиционного  экологического менеджмента.                                                                                                 

    В 1992 г. в Великобритании был внедрен национальный стандарт BS-

7750 (British standard of environmental management system) – первый

европейский стандарт по экологическому менеджменту, который стал

использоваться и в  других странах Европы (Швеция, Норвегия и др.) в

качестве национального  стандарта. Этот стандарт был взят за основу для разработки Руководства (правил) Европейского Сообщества (ЕС) по экологическому менеджменту и экологическому аудиту. Эти правила, принятые Советом ЕЭС в 1993 г. (EMAS), явились системой государственного регулирования процессами охраны окружающей среды.

  Системы управления, созданные в соответствии с правилами EMAS,

содержат конкретные требования к используемым технологиям.

  Самым важным в этих правилах является требование постоянного

совершенствования мероприятий  по охране окружающей среды, широкое

информирование мировой  общественности и всех заинтересованных сторон

о деятельности предприятия, о производимой им продукции, о

природоохранных мероприятиях, ежегодные публикации о деятельности

предприятия.

  Состоявшимся в 1992 г. в г. Рио-де-Жанейро форумом выработано

решение о разработке новых международных стандартов в области

экологически ориентированного управления.

Вопросы теории, формирования, достижения максимальной эффективности  систем управления исследовались в  работах П.Л. Виленского, О.С. Виханского, Э.М. Короткова, Ю.П. Морозова, Л.Ф. Никулина, А.Г. Поршнева, М.И. Прошиной, З.П. Румянцевой, Ф.М. Русинова, Н.А. Соломатина, С.М. Сухоруковой, Р.А. Фатхутдинова и др.

Теоретическая база экологического менеджмента разработана такими западными специалистами, как Н. Беннет, М. Бартоломео, К. Морт, Р. Адамс, И. Пьет.

  Среди российских ученых значительный вклад в разработку проблемы экономико-экологического взаимодействия, теории и практики природопользования внесли Т.А. Акимова, С.А. Андрющенко, С.Н. Бобылев, Ю.И. Быстраков, Я.Д. Вишняков, В.Я. Возняк, М.С. Гавриков, А.А. Голуб, А.В. Голубев, Т.А. Демина, П.В. Касьянов, А.В. Колосов, А.Н. Косариков, Н.Н. Лукьянчиков, А.В. Молчанов, П.М. Нестеров, В.Ф. Протасов, Т.Г. Пыльнева, Е.В. Рюмина, Г.П. Серов, Н.П. Тихомиров, С.А. Фомин и др.

Система экологического менеджмента - часть общей системы  менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Масленникова И.С.   Экологический менеджмент: учебное пособие – Изд-во Санкт-Петербургский Государственный Инженерно-Экономический Государственный университет. Санкт-Петербург, 2005. – 12 с.

   2. Н. Пахоллова, А. Эндрес, К. Рихтер. Экологический менеджмент: учебное пособие – Изд-во Питер, 2003. – 537 с.

   3. Международный стандарт ISO 14001-2007. Системы экологического менеджмента.

   4. Залесский Л.Б. Экологический  менеджмент . 2004. [ Электронный ресурс] URL:  http://www.viems.ru/asnti/ntb/ntb504/ecoupr.html

   5. Теоретические основы  экономического менеджмента. [Электронный  ресурс] URL: http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/447-teoreticheskie-osnovy-ekologicheskogo-menedjmenta.html




Информация о работе Цели, стратегии и инструменты «зеленого» маркетинга