Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:11, курсовая работа
В работе анализировалось взаимоотношение банка АККСБ «КС БАНК» с клиентами. Выяснилось, что система построения взаимоотношений в банке слишком узконаправленная и включает в себя два направления: первое включает уже используемые банком способы сохранения существующих клиентов, во втором направлении применяются более радикальные и экономически эффективные методы, направленные на повышение привлекательности банковских продуктов для клиентов. Однако, маркетинг отношений базируется на том, что клиенты требуют к себе внимания со стороны банковских сотрудников и решения банком проблем их бизнеса, что требует наличия современных технологий CRM.
В современных условиях
рынок банковских услуг
Актуальность выбранной темы - очевидна, так как сегодня рынок представляет собой высокоизменчивую систему, и процесс установления и развития взаимоотношений банка с потребителями банковских услуг должен быть хорошо организован, так как от этого зависит конкурентоспособность и финансово-экономическое состояние всего предприятия. Ориентация банка на удовлетворение потребностей клиентов в услугах, а также формирование спроса клиентов на определенные их виды –это главные тенденции современного банковского бизнеса.
1.Теоретические аспекты формирования СRM технологий в процессе управления взаимоотношениями банка с потребителями банковских услуг
1.1.Сущность и особенности
услуг в банковском
Понятие маркетинга в банковской сфере включает выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг; выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение потребностей клиентов в этих сферах; установление кратко- и долгосрочных целей для развития существующих и создания новых видов услуг; предложения услуг таким образом, чтобы привлечь внимание клиентов к их получению, при соблюдении условия постоянного контроля со стороны банка за качественным их выполнением и получением прибыли от их реализации.
Важным аспектом банковского маркетинга является определение конкретного банковского продукта и банковской услуги. Банковский продукт — это конкретный банковский документ (свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Это может быть вексель, чек, банковский процент, депозит, любой сертификат и т.п. Банковская услуга представляет собой банковские операции по обслуживанию клиента.[11]
В настоящее время кредитные учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя им около 300 видов различных услуг. В рамках различных направлений экономической работы с клиентами банковские услуги, предлагаемые на российском рынке, можно классифицировать следующим образом:
• депозитные услуги;
• кредитные услуги;
• инвестиционные услуги;
• расчетное обслуживание;
• операции с иностранной валютой;
• трастовые услуги;
• услуги по хранению ценностей;
• консалтинговые услуги;
• информационные услуги;
• аудиторские услуги;
• другие услуги.
─депозитные (вкладные) услуги, связанные
с открытием клиенту бессрочных, срочных
или сберегательных счетов в банке;
─ кредитные услуги, в число которых
помимо традиционного кредитования можно
включить такие заменители кредита, как
лизинг, факторинг, форфейтинг, а также
выдачу гарантий;
─ расчетно-кассовое обслуживание
— услуги, связанные с осуществлением
безналичных расчетов, а также с приемом
и выдачей наличных денег;
─ услуги, связанные с внешнеэкономической
деятельностью, а также валютные услуги;
─ трастовые (доверительные) услуги,
когда банк берет на себя управление имуществом
физических или юридических лиц и выполнение
других услуг по поручению и в интересах
клиента на праве доверенного лица;
─ инвестиционные услуги, которые выражаются
в предоставлении клиенту инвестирования
денежных средств в ценные бумаги, движимое
или недвижимое имущество;
─ консультационные и информационные услуги.
Особенности банковских услуг состоят в следующем:
• они в основе абстрактны, не имеют материальной субстанции;
• продукт не складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банк;
• оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (денежные средства предприятий, коммерческих банков, центрального банка в форме наличности, бухгалтерских записей и платежно-расчетных документов);
• абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений;
• автор новой банковской услуги не имеет авторских прав;
• система сбыта (предоставление банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг;
• проведение банковских операций регламентируется в законодательном порядке;
• купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени. Как правило, сделка не ограничивается однократным актом. Банковский клиент при осуществлении вклада, получении кредита, абонировании сейфа вступает в более или менее продолжительную связь с банком.[8]
В отличие от продукта промышленного
предприятия банковский продукт
не выглядит зачастую как нечто материальное,
вещественное. Кредиты и расчеты
совершаются в форме записей по счетам,
в безналичной денежной форме. Банковский
продукт нельзя складировать, производить
про запас.
Важнейшим
свойством банковских услуг является
их производительный характер. Характерным
свойством банковских услуг является
и то, что их объектом выступают не просто
деньги, перемещаемые в огромных суммах
с помощью каналов банковской связи с
одного счета на другой, из одного региона
в другой. Свойство банковских услуг состоит
в том, что они охватывают как активные,
так и пассивные операции. Принимая вклады
и осуществляя тем самым пассивные операции,
банки дают возможность своим клиентам
не только хранить денежные средства в
безопасном месте, но и получать определенный
доход в виде процента по депозитам. Размещая
акции клиентов, предоставляя им ссуду,
выполняя валютные и другие активные операции,
банки оказывают существенные услуги
хозяйству, способствуют продвижению
товарных масс, купле-продаже товаров,
экономии общественных затрат.
1.2. Виды и роль СRM технологий в банке
CRM (Customer Relationship Management) - это современная
стратегия управления
Функционально CRM можно разделить на следующие виды:
По уровням обработки информации CRM можно разделить на:
Наиболее известными (TOP-3) CRM-системами в мире и в России на сегодняшний день являются:
Любой руководитель должен иметь в виду, что внедрение любой из этих систем это дорогостоящее, трудозатратное удовольствие. Так, в совокупную стоимость CRM системы войдут расходы на лицензию, на серверное оборудование, каналы связи, а также на привлечение внешних консультантов для подстройки CRM системы под те бизнес-процессы, которые имеют место быть в бизнесе конкретной организации.
Основными проблемами, решение которых
заставляет банки рассматривать
качественно новый подход (CRM) к
организации своей
-необходимость проведения
систематического финансового
-необходимость проведения
анализа клиентской базы с
целью оценки их
-необходимость выделения наиболее ценных клиентов с точки зрения прибыльности. При этом для банков важно не просто привлекать новых клиентов, но и удерживать существующих. А это, в свою очередь, возможно только при индивидуальном подходе к каждому отдельному клиенту. CRM позволяет не только привлекать и удерживать прибыльных клиентов, но и исключать убыточных и недобросовестных клиентов;
-необходимость оценки
Основными элементами CRM стратегии банка являются (Рис. 1):
Рисунок 1. Основные элементы CRM стратегии
В то же время, в банках существует ряд препятствий для внедрения клиент-ориентированной стратегии, связанных, в первую очередь, с тем, что различные подразделения организации клиентов работают независимо друг от друга. Это приводит к тому, что:
-подразделения банка не
имеют целостного и единого
представления о клиенте: его
важности для банка,
-наличие независимых и
неинтегрированных
-отсутствие инструментов для проведения качественного бизнес-анализа (Business Intelligence) не дает возможности для проведения дополнительных и перекрестных продаж сопутствующих продуктов и услуг (например, страхование кредитов и пр.) и, таким образом, максимизации доходности банка;
-единый подход
ко всем клиентам банка ведет
к тому, что каждый клиент является
новым для банка. В то же
время, CRM позволяет накапливать
и анализировать информацию о
клиенте, истории
Для решения данных задач необходимо организовать единое информационное пространство банка, которое бы обеспечило централизованный обмен информацией о клиентах в рамках банка. Благодаря этому банк может видеть полную и целостную картину о клиенте.
Для полноценной
поддержки CRM необходимо использовать
следующие три категории