Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет (от английского budget - сумка) - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет (от английского budget - сумка) - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет - часть сводного финансового плана страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание).
Государственный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит, - превышение расходов над доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства развитых стран.
Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а также меры преодоления бюджетного дефицита в Республики Беларусь.
Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег.
Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг, который определяется как сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам.
Главная цель данной курсовой заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета и пути его преодоления, раскрытие понятия государственного долга, и возможные способы его снижения.
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем: в первом разделе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетного дефицита. Во втором - дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. В третьем разделе рассматриваются меры по преодолению дефицита государственного бюджета и снижению государственного долга.
Материалом для данной работы служили конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Министерством статистики и анализа РБ. Также при написании данной работы была использована современная экономическая литература, статьи периодической печати и материал, опубликованный в Internet.
1. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ЕГО ВИДЫ
Государственным бюджетом определяется, какие товары, и услуги правительство будет приобретать в течение предстоящего года, какие социальные выплаты оно будет производить и каким образом оно намерено финансировать большую часть своих расходов при различном уровне налоговых поступлений. Обычно, однако, налоги не покрывают полностью всю сумму социальных выплат и закупок товаров и услуг. Если правительственные расходы превышают уровень доходов, то говорят о дефиците государственного бюджета, или о бюджетном дефиците. В случае если сумма налогов будет превосходить уровень расходов можно говорить о существовании бюджетного избытка, или положительного сальдо государственного бюджета.
Бюджетный дефицит = расходы — доходы
Итак, бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использования на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, которое не обязательно надо рассматривать как чрезвычайное событие. Само наличие дефицита – это не отрицательный факт в экономике. Он может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать, например, необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства, что отражает скорее рост ВНП, нежели кризисное состояние государственного регулирования.
Но, если дефицит бюджета вызван кризисными явлениями в экономике в связи с нестабильностью экономического положения, финансовыми трудностями, непродуманными политическими решениями, то это уже серьезная проблема. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию финансово-кредитной системы, корректировке бюджетной политики.
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и др.), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействуют одновременно. Безусловно, одно: всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо.
С другой стороны, причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным доходным источником бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
Различают два вида дефицита государственного бюджета:
1) структурный – это разность между республиканскими доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянном заданном уровне. Он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры, то есть он закладывается в структуру доходов и расходов при формировании бюджета. Когда экономическая система входит в период спада, если повышается уровень безработицы, снижается уровень доходности бюджета, то бюджетный дефицит выходит за рамки структурного.
2) циклический - разность между реально наблюдаемым и структурным дефицитом. Он формируется в результате инфляции, негативными изменениями в промышленном цикле, ошибками политики власти. Циклический дефицит следует рассматривать как нежелательное явление в экономике, так как он является результатом циклического падения производства и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества.
Дефицит может быть или случайным, если он происходит от случайной задержки бюджетных поступлений или от опережающего совершения расходов (так называемый кассовый дефицит), или действительным, если суммы регулярных доходов оказываются недостаточными для покрытия расходов – дефицит в собственном смысле слова. Покрытие кассового дефицита совершается посредством заключения краткосрочного долга. Эти долги называются долгами по управлению и охватывают собою все долговые обязательства, заключаемые при исполнении функций финансового управления.
Совершенно иной характер имеет действительный дефицит. Для оценки его, а также средств, которые должны употребляться для его покрытия, важно знать, где обнаруживается дефицит: в средствах, необходимых для обыкновенных потребностей или для чрезвычайных. Для покрытия обыкновенных расходов используются обыкновенные доходы, для чрезвычайных – используются чрезвычайные источники.
По своей природе бюджетный дефицит имеет специфический интервал развития, который определяется с одной стороны законами возрастающей стоимости, а с другой – законами инфляции. Если дефицит бюджета тяготеет к законам возрастающей стоимости, то он объективно принимает активную форму. А если он тяготеет к законам инфляции, то перед нами пассивная форма дефицита государственного бюджета. Мировая практика показывает, что пассивную форму дефицита в условиях стабильной рыночной экономики следует ограничивать 5 % к расходной части бюджета. Использование активной экономической формы бюджетного дефицита в целях стимулирования приватизации, повышения занятости в продуктопроизводящих отраслях, ускорения оборота капиталов, эффективное потребление сырья и материалов следует считать действенным путем экономического роста.
Необходимо понимать, какая связь существует между бюджетом и объемом ВНП. Представим сумму государственных закупок как величину постоянную, не зависящую от уровня доходов, тогда как чистые налоги устанавливаются пропорционально доходам. При низком уровне доходов наблюдается дефицит бюджета, а при высоком уровне доходов - избыток бюджета или профицит государственного бюджета.
Таким образом, при данном уровне государственных расходов и данной ставке налогообложения размер бюджетного дефицита или избытка зависит от уровня доходов. Чем выше уровень доходов, тем меньше дефицит, или тем больше положительное сальдо бюджета. Однако мы не учли то, что уровень государственных расходов и ставка налогообложения также могут оказывать влияние на уровень совокупного спроса, а, следовательно, и на объем ВНП. Возросший объем государственных закупок товаров и услуг увеличивает уровень доходов и тем самым делает большей общую сумму налогов, получаемых правительством.
Таким образом, рост правительственных расходов увеличивает бюджетный дефицит, даже если при этом происходит увеличение уровня доходов, а, следовательно, и налоговых поступлений: сумма налоговых поступлений не может возрасти настолько, чтобы, в конце концов, привести к сокращению дефицита.
В ходе реформирования экономики возникает необходимость поддержки крупных государственных предприятий для сохранения производственного потенциала страны, поддержки безработных, которых не может трудоустроить частный сектор. Резко возрастают расходы на пенсионное обеспечение за счет абсолютного увеличения числа пенсионеров и инфляционного обесценения накопленных ранее пенсионных фондов. В начале реформ частный сектор не в состоянии обеспечивать такие социально значимые сферы, как телекоммуникации, жилье, здравоохранение, поэтому государство не может сократить расходы на эти нужды. Практически неразрешимой проблемой для стран с переходной экономикой является финансирование внешнего долга. Что же касается нашей страны, то здесь фискальный кризис усиливается проблемой ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Возникая как результат отрицательных явлений в экономической и политической жизни страны, бюджетный дефицит усугубляет их, так как влечет за собой эмиссию денег, ускорение инфляции. Такая ситуация относится к бюджетным дефицитам, превышающим определенный управляемый уровень. Мировой опыт показывает, что ограниченный бюджетный дефицит в принципе допустим, и при умелом управлении он может способствовать некоторому оживлению экономики. Предел бюджетного дефицита целесообразно определять по отношению к ВВП, ВНП, национальному доходу или расходной части соответствующего бюджета. Мировая практика показывает, что предел бюджетного дефицита следует ограничивать 2-3% ВВП, 5 национального дохода, 8-10% расходной части бюджета.
Бюджетный дефицит развитых стран сегодня колеблется в пределах 3-4% ВНП.
В мировой практике широко используются такие способы финансирования бюджетного дефицита, как:
1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация).
2. Выпуск займов.
3. Увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Кредитно-денежная эмиссия широко практикуется в развивающихся странах, особенно в ряде государств Латинской Америки и Африки, государств СНГ.
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж—доход государства от печатания денег, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи—сознательное затягивание налогоплательщиками сроков отнесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита может осуществляться в виде расширения кредитов центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.