Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет (от английского budget - сумка) - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Рисунок 1 - Динамика соотношения государственного внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь за 2004-2008 гг.
Как видно из рисунка общая ситуация с внешней задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев.
Рост внутреннего государственного долга за январь-апрель 2009г. составил 4,1% до значения BYR 8,94 трлн., при этом структура долга на 01.05.2009г. имела следующий вид (Рисунок 2)
Рисунок 2 - Структура внутреннего государственного долга на 01.05.2009г
Очевидно, что основным источником финансирования внутреннего долга является выпуск государственных ценных бумаг.
Рисунок 3 - Динамика объема внешнего государственного долга Республики Беларусь за 1992-2008
За период с 1992 г. по октябрь 2009 г. внешний долг вырос с 431,9 до 6 191,2 млн. долл. США (в четырнадцать раз), что составляет 12,66% ВВП при пороговом уровне 20%4. Основными держателями белорусского государственного внешнего долга выступают Россия (50,4%), МВФ (24,4%), Китай (12,7%), Венесуэла (8%) и другие кредиторы. Весь долг представлен долгосрочными обязательствами (средний срок кредитов — более одиннадцати лет) Правительства Республики Беларусь (свыше 90%) и обязательствами резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства (соответственно, менее 10%) по кредитам и займам. Преобладающими валютами в государственном внешне долговом портфеле являются доллары США — около 67%, СДР—24,4%, евро — 6,6% и китайские юани — 2%. Кредиты с плавающей процентной ставкой составляют 78%, кредиты с фиксированной ставкой — 22%.
Рассматривая внешний долг как финансовый источник воспроизводства, необходимо обращать особое внимание на такой аспект, как сроки привлечения внешних заемных ресурсов. В периоды экономического спада государство заинтересовано в увеличении срока погашения долговых обязательств, поскольку сокращение объема производства, уменьшение доходов и налоговых поступлений негативно отражаются на состоянии государственного бюджета. В этот период выплаты по государственному долгу затруднительны из-за нехватки финансовых средств и нежелательны с точки зрения проведения стабилизационных мероприятий и поддержки воспроизводственного процесса. В свою очередь, основное преимущество краткосрочного долга — в его низкой стоимости по сравнению с долгосрочным долгом. Достижение цели минимизации издержек согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности и задачей максимизации благосостояния в долгосрочном периоде, что оказывает стимулирующее воздействие на процесс общественного воспроизводства. Однако чем меньше срок, на который привлекаются заемные средства, тем больше вероятность того, что в момент наступления срока погашения государство окажется не в состоянии выполнить свои внешне долговые обязательства. Отрицательное воздействие краткосрочной задолженности на финансовое положение ссудополучателей состоит в том, что она резко ухудшает их способность своевременно погашать внешние обязательства. Если в нормальных условиях краткосрочная задолженность легко пролонгируется (возобновляется), то в кризисной обстановке, когда ссудодатели теряют доверие к должникам, рефинансирование становится затруднительным или вообще невозможным. Это увеличивает вероятность банкротства страны-должника со всеми вытекающими отсюда последствиями для кредиторов, качество кредитных портфелей которых резко ухудшается. В структуре валового внешнего долга Республики Беларусь доля краткосрочного долга постоянно возрастала, достигнув в 2005 г. максимума — 77,8% (пороговое значение — 50%). Начиная с этого периода, происходило его постепенное сокращение — до 50,4% (на 01.07.2009; рисунок 4).
.
Рисунок 4 - Структура валового внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения за 1997-2008гг.
Основная масса краткосрочных внешних обязательств приходится на обязательства других секторов — от 69,1 до 87,9% в отдельные годы. Удельный вес органов денежно-кредитного регулирования в общем объеме краткосрочного валового внешнего долга колеблется от 0,3 до 4,5%; органов государственного управления — от 0,1 до 3,5%; банков — от 8,7 до 18,9%. Можно предположить, что для Беларуси, находящейся пока еще в фазе рецессии, долгосрочные долговые инструменты как государственных, так и частных внешних заимствований являются более рациональными, несмотря на их высокую стоимость, поскольку позволяют временно избегать крупных платежей по внешнему долгу и тем самым сохранять больше ресурсов для внутриэкономического развития. Однако проведение в нашей стране внешне долговой политики в направлении увеличения сроков государственных обязательств должно быть осторожным и ограниченным во времени. В противном случае такая политика будет воздействовать на экономику государства проциклически, создавая в будущем пики долговых выплат, оказывая гнетущее влияние на воспроизводственный процесс.
В общей сумме внешнего долга на протяжении рассматриваемого периода большую часть составляли обязательства по привлеченным кредитам и займам из-за рубежа, которые сосредоточены в основной массе у банков и в других секторах. Далее по размерам следует задолженность по коммерческим (торговым) кредитам, сформированная предприятиями по экспортно-импортным операциям с товарами и услугами. Отличительной особенностью таких кредитов является их связанный характер, то есть средства предоставляются для реализации конкретных проектов, касающихся поставок зарубежной продукции. Внешние долги в виде прямых кредитов практически не могут переуступаться или продаваться. Следовательно, на протяжении всего срока кредита в качестве кредитора выступает одно и то же заранее известное лицо или государство. Наличие заранее известного неизменного кредитора имеет свои преимущества и недостатки. Основное преимущество — в относительной безопасности заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц. С другой стороны, явный недостаток заключается в ограничении возможностей и усложнении реструктуризации данной формы задолженности.
Прочие долговые обязательства в основном представлены просроченной задолженностью за товары и услуги у предприятий (другие секторы) и занимают от 4,4 до 24,6% валового внешнего долга страны. Незначительный удельный вес в структуре долга занимают обязательства банковского сектора по счетам и депозитам — от 1,6 до 10,3%. Наименьшую долю, генерирующую задолженность Беларуси по отношению к иностранным государствам, составляют непосредственно рыночные инструменты долга — долговые ценные бумаги (на 01.07.2009 менее 0,04%; рисунок 5).
Рисунок 5 - Структура внешнего долга Республики Беларусь по финансовым инструментам на 1 июля 2009г.
Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %
Таким образом, образование госдолга, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Перед государством, поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.
3 МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И СНИЖЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Для устранения отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходимо разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.
При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2-3% к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации. При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, должна рассматриваться как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием разнообразных форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.
В основе концепции сокращения бюджетного дефицита должно лежать следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.
Следует отметить, что в бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.
В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.
В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.
Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:
повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
развитие территориально-регионального хозрасчета. Укрепление самостоятельности регионов позволяет пересмотреть сферы влияния соответствующих бюджетов: республиканского и местных органов власти.
оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменение в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;
в целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;
обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;
совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета - нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;
корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников;
составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте;
принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решаются сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.
Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники для его покрытия. Сокращение расходов и увеличение доходов (за счет балансирующих статей) - это самые элементарные действия, которые в таких случаях можно предпринять. Но если и после этого дефицит продолжает сохраняться, то включается так называемый механизм дефицитного финансирования бюджета. Один из его вариантов - это "жизнь в долг", что оформляется соответствующими долговыми расписками государства (ценными бумагами).