Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный бюджет (от английского budget - сумка) - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА НА Р А С П Е Ч А Т К У!!!!!!! .doc

— 405.50 Кб (Скачать документ)

Выпуск займов нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозу роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста.

Долговое финансирование постоянно растущих государственных расходов при отсутствии экономического роста нежизнеспособно. Процентные платежи подолгу будут непрерывно возрастать, увеличивая дефицит, который придется финансировать все более возрастающими займами. В растущей экономике небольшой дефицит может поддерживаться постоянно и не вызывать роста отношения долга к ВНП.

Государственные займы менее опасны, но и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны.

В определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает, таким образом, рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

Если даже правительство создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами, а так же способствуют удорожанию кредита – росту учетной ставки.

Проблема увеличения налоговых поступлений в бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на сглаживание ставок и расширения базы налогообложения.

Ни один из способов финансирования дефицита бюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью инфляционным.

Связь между бюджетным дефицитом, денежной массой и ростом цен определяется такими факторами, как покрытие бюджетного дефицита и изменение в структуре денежной массы.

Если дефицит покрывается простейшим способом за счет эмиссий денег, то связь с ростом цен бесспорна, хотя он может быть не равномерным.

Если дефицит покрывается облигационными займами, то следствием становится приток пассивных денежных средств – вкладов населения и юридических лиц государственные ценные бумаги. В значительной части эти средства увеличивают платежеспособный спрос, стимулируют инфляцию, даже если общие размеры (расширенные деньги) почти не возрастают (при осуществлении прироста в реальном секторе). К тому же, обществу предстоит в дальнейшем оплачивать расходы по обслуживанию долга и платежи по его погашению.

Если страна получает кредиты, то проблема будущих погашений так же остаётся, но они могут способствовать производственному инвестированию или импорту потребительских товаров из регионов с относительно более низкими ценами.

Беспокойство вызывает связь дефицита с эффектом вытеснения части инвестиций из реального сектора в результате роста государственного долга. Вытеснение инвестиций из реального сектора ведёт к свертыванию производства, снижению его технической оснащённости и общественного благосостояния.

Выпуск государственных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением средств от эмиссии денег. Это связано с тем, что использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможность регулирования ссудного рынка, и потому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам.

Выпуск ГКО осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

В конечном счете, допуская финансирование за счёт выпуска государственных ценных бумаг, мы пытаемся увеличить сегодняшнее потребление за счёт будущих поколений, то есть, проводим политику дисконтирования будущего.

Ряд стран доказали, что в экстремальных условиях связанных с резким возрастанием дефицита бюджета, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, задействуя для этого весь механизм государственного регулирования.

Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит и связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь, как государству, функционирующему в условиях трансформационной экономики.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

 

Бюджетные дефициты порождают государственный долг. Государственный долг – сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим, физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита)  на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных облигаций.

Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов.

В развитых странах правительственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные. Владельцами могут быть фонды социального страхования, центральные и коммерческие банки, небанковские финансовые институты, население. К безоблигационным займам относят займы правительства у национального банка и внешние межправительственные займы.

Одной из причин, порождающих государственный долг, являются спады в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования госдолга является милитаризация экономики и войны. В этот период для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание военнослужащих). Поскольку военный сектор является непроизводственном сектором, который в основном потребляет, правительство изыскивает средства для его финансирования.

Наиболее полную величину государственного долга отражает общегосударственный долг, который включает задолженность центрального правительства, долги государственных предприятий и местных органов власти. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг – это долг государства своему населению, предприятиям и организациям. Государственные займы выступают в форме долговых обязательств, которые могут носить краткосрочный (до года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер и должны быть погашены в установленные сроки.

Большинство экономистов  утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуск денег,  рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценить негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

Рост внутреннего долга особенно опасен для стран с низким уровнем дохода, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику  соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темп роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обеспечивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

В некоторых случаях целесообразно прибегнуть к сокращению расходов путем секвестирования. Секвистирование – равномерное уменьшение расходов и ассигнований по статьям государственного бюджета.

Внешний долг – это общая сумма задолженности государства международным валютно-финансовым организациям, частным банкам, официальным правительственным институтам, иностранным гражданам. Часть внешнего долга, срок платежа по которому не наступает в данном году, называют капитальной задолженностью. Внешнюю задолженность, срок платежа по которой наступает в ближайшее время, относят к текущей задолженности.

Финансисты различают долго- и краткосрочную, полностью и частично гарантированную государством задолженность. Долгосрочная внешняя задолженность – это задолженность со сроком долгового обязательства свыше одного года, которая взята у иностранного государства и должна быть погашена иностранной валютой, товарами и услугами. Она включает кредиты Международного валютного фонда, прямые инвестиции и т. д. Краткосрочная внешняя задолженность – задолженность со сроком долгового обязательства менее года. При полной гарантии государство несет ответственность за долг в полном объеме, при частичной ответственность разделяется между государством и должником.             

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. При предоставлении займа страна – кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые “ неудобны “  для страны – заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отменить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели,  как доля внешнего долга в ВВП; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень, смягчения его последствия. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

 

2.1 Государственный долг  Республики Беларусь

 

В настоящее время проблема государственного долга для Республики Беларусь стоит достаточно остро.

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. Для внешнего государственного долга это мероприятия по получению и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом осуществляет Совет Министров Республики Беларусь или по его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного долга необходимо ограничить, прежде всего, путем сокращения бюджетных расходов на управление, оборону, поддержку слабых предприятий и роста налоговых поступлений.

В соответствии со статьей 1 Закона «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Согласно официальным данным динамика соотношения внутреннего и внешнего долга Республики Беларусь выглядит следующим образом.

 

 

Информация о работе Дефицит государственного бюджета