Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа
Актуальность. Вступление в брак является одним из наиболее важных событий в жизни людей, так как брак и семья выступают для каждого человека в качестве социальной и индивидуальной необходимости.
Среда, в которой происходила первичная социализация личности, играет важную роль в формировании ее духовных запросов, культурных ориентаций, различных жизненных норм, установок и, в частности, представлений о брачном партнере.
Цель исследования: выявить факторы, оказывающие влияние на выбор брачного партнера студенческой молодежью.
Введение 3
1. Метод опроса в социологических и социально-психологических исследованиях 5
1.1. Формы опроса 6
1.2. Типы вопросов: их достоинства и недостатки 10
2. Методы и методология изучения факторов, определяющих выбор брачного партнера 18
3. Изучение факторов, определяющих брачный выбор молодежи 20
3.1. Теоретическое изучение факторов, определяющих выбор брачного партнера 20
3.2.Анализ результатов социологического исследования 24
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1. 39
Приложение 2. 43
Недостатки: достаточно дорогой способ проведения опроса, большей частью за счет высокой стоимости оплаты работы «ведущего» и за счет необходимости проведения предварительной работы по отбору лиц исследуемого сегмента.
«Полевой эксперимент». Механизм реализации: изменение микро- и(или) макрофактора рыночной среды конкретного предприятия или состояния продаваемой услуги с целью получения отклика рынка, выраженного обычно в изменении объема продаж. Под изменением состояния услуги или ее состава подразумевается изменение ее параметров, реально ощущаемых рынком (например, цены на услугу, величины вложений в рекламную активность и т. п.). Оценка эластичности по цене и оценка эффективности рекламных коммуникаций являются частными случаями полевого эксперимента.
Сфера применения: при необходимости замера «чистой» реакции рынка (не отдельных «опрашиваемых» лиц, а чистой совокупности реального рынка) на определенное качественное или количественное изменение предлагаемой услуги (предположить такую реакцию на основе опроса другими способами невозможно).
Достоинства: единственный способ получить «чистую» (практически, задание любого вопроса в других формах опроса уже влияет на сам ответ) реакцию рынка на определенное изменение состояния услуги; низкая стоимость проведения опроса.
Недостатки: такая форма опроса носит очень «рискованный» характер - возможны ситуации, когда подобные эксперименты могут отрицательно сказаться на имидже самой услуги и, соответственно, снизить объем ее продаж.
«Опрос техническими средствами». Механизм реализации: в реальном эксперименте или наблюдении фиксируются физиологические, эмоциональные, поведенческие действия человека или группы людей с помощью аудио и видеозаписывающей аппаратуры в режиме «скрытой камеры». Аудиозапись или видео декодируется и анализируется, осуществляется поиск проблем на основе полученных материалов.
Сфера применения: при неопределенности проблемы, отсутствии рабочих гипотез проблемы (например, снижение количества покупок услуги в офисе при неизменном количестве посетителей (видеосъемка) или снижение количества лиц, переходящих от диспетчера фирмы в отдел сбыта (аудиозапись входящих на диспетчерских пульт телефонных звонков).
Достоинства: способ получить «чистую» и «полную» информацию о реальных событиях; низкая стоимость проведения опроса.
Недостатки: сложность обработки материалов опроса.
1.2. Типы вопросов: их достоинства и недостатки
Вопрос – специально разработанное исследователем вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения информации, необходимой для решения исследовательской задачи.
При составлении опросного листа (бланка анкеты) можно выделить следующие типы вопросов: контактные (вводные), прямые, косвенные, пробные, вопросы-фильтры, контрольные и т.д. Рассмотрим более подробно каждый тип вопроса [13].
Контактный (вводный) вопрос - разновидность вопроса, выполняющего методические и психологические функции в начальной стадии социологического опроса, после того как получено согласие респондента на опрос. Психологические задачи контактного вопроса состоят в том, чтобы поддержать, развить и закрепить ту мотивацию респондента на участие в опросе, которая была создана во вступительной беседе интервьюером, анкетером или вводным обращением к анкете (при заочном опросе). Методические задачи состоят в обучении практическим навыкам заполнения анкеты: знакомство с полным текстом вопроса, обдумывание и выбор ответа, его регистрация в соответствии с инструкцией. В связи с психологическими функциями контактные вопросы образно называют «вопросами для разбивания льда», они во многом определяют дальнейшую психологическую атмосферу общения респондента и анкеты, вводят его в тему опроса, формируют интерес к сотрудничеству с исследователем, уверенность в собственной компетентности, важности и ценности собираемой информации. Выбор вводного вопроса определяется темой исследования и особенностями совокупности опрашиваемых.
Общие требования к вводным вопросам следующие: методическая простота (они не должны содержать длинных и утомительных списков возможных ответов, сложной техники заполнения, например, громоздких таблиц), психологическая нейтральность (они не должны быть острыми, относящимися к социально неодобряемым явлениям, внушающими, вызывающими опасения о последствиях ответов и т. п.). Не рекомендуется использовать в качестве контактных социально-демографические вопросы (паспортичку), поскольку они создают у респондента впечатление о заполнении официального учетного документа, ставящего задачи персонификации его ответов, могут быть предпосылкой настороженности в психологической атмосфере опроса, особенно при наличии острых вопросов, связанных с критическими, негативными мнениями или фактами, которые относятся к окружающим или респондентам. Чаще всего контактные вопросы являются фактографическими (по содержанию), методически простыми и психологически нейтральными.
В некоторых случаях в качестве контактных используются вопросы, не предназначенные для получения содержательной информации. Эти вопросы выполняют только психологические функции - создание благоприятной для исследовательских целей ситуации опроса. Ответы на эти вопросы в обработку не включаются.
Косвенный вопрос
задается в том случае, когда респондента
не вполне удобно о чем-то спрашивать
прямо или имеется
Прямой вопрос
– это такой тип вопроса, который
позволяет респонденту
Пробный вопрос – фильтрующий прием, используемый при опросе с целью удостовериться в правомерности задать следующий вопрос.
Контрольный вопрос – разновидность вопроса в анкете, используемая для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондентов.
Вопрос-фильтр употребляется в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части.
Каждая из форм опроса, как правило, предполагает наличие нескольких основных типов задаваемых вопросов, подразумевающих свойственную им схему построения, способ постановки и различающихся по алгоритму обработки: «закрытых» (альтернативных), «открытых» (неальтернативных) и полузакрытых вопросов, которые имеют определенную сферу применения. Рассмотрим более подробно каждый тип вопроса.
«Закрытый» вопрос – это жесткий вариант вопроса с ограниченным количеством вариантов ответа по ряду дискретных или непрерывных показателей. «Закрытые» вопросы не разрешают респонденту указывать собственное мнение за пределами указанных вариантов ответа, например:
Как Вы думаете, насколько важно решение на властном уровне проблемы падения морали, нравственности?
99. Затрудняюсь ответить
Логическая структура закрытого вопроса включает побудительную часть, содержащую собственно предмет (предикат) вопроса, и ответную часть, содержащую ожидаемые, возможные варианты ответов. В современных опросах закрытые вопросы преобладают по нескольким причинам, имеющим преимущественно организационно-экономический характер.
Закрытые вопросы считаются
удобными при сборе данных, поскольку
они увеличивают «
К достоинствам относятся большая скорость ответа на вопрос; наличие подсказки в самих ответах, помогающей лучше понять задаваемый вопрос, что снимает часть неопределенности при неудачном задании вопроса; удобство ввода в электронные базы данных, в том числе в оперативные сканирующие устройства.
К недостаткам относятся возможное отсутствие того варианта ответа, который был бы предпочтительнее для респондента; наличие подсказки в самих ответах может изменить высказываемое мнение респондента («навязывание» варианта ответа).
В зависимости от числа выбираемых ответов и типа логических задач, решаемых респондентом при формировании ответа на вопрос, закрытые вопросы делятся на разновидности: дихотомические, шкальные вопросы и вопросы-кафетерии. Дихотомические вопросы («да» - «нет»), где респондент может выразить согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа или выбрать одну из двух предложенных альтернатив. Шкальные вопросы – вопросы оценочного характера, в которых респондент должен соотнести свое мнение (поведение и т. п.) с одним из делений предложенной шкалы. Если деления шкалы формулируются в виде суждений, то формулировки не должны пересекаться по смыслу; они должны быть однозначными, хорошо различимыми, исключающими возможность одновременного выбора нескольких вариантов ответов. Вопросы-кафетерии («меню», многовариантные) - предлагающие выбор неограниченного числа вариантов ответов или отбор заданного числа ответов (чаще всего по критерию важности, предпочтительности, значимости). Иногда предлагается задача ранжирования вариантов ответов, то есть их иерархическое упорядочение по степени значимости для респондента.
Использование закрытых вопросов при изучении мнений является адекватным в том случае, когда познавательная задача состоит в выяснении согласия респондентов с предложенными вариантами мнений, оценок или суждений; то есть исследовательский вопрос формулируется так: выяснить, какие группы опрашиваемых согласны с каким-либо из предложенных мнений. Однако выражение согласия с предложенным мнением не всегда означает, что данное мнение сформировалось и является устойчивым элементом сознания респондента.
«Открытый» вопрос – разновидность формулировки вопроса, при которой логическая структура вопроса включает только побудительную часть и предикат вопроса, но не включает специально разработанной ответной части; открытый вопрос подразумевает свободный, не ограниченный ничем кроме условий вопроса и личного времени респондента ответ на поставленный вопрос. Например:
Сейчас очень много говорят благотворительной помощи людям, попавшим в тяжелое положение. А как Вы считаете, какого рода помощь можно назвать благотворительной деятельностью? (Открытый вопрос, не более 3-х ответов)
1. ______________________________
2. ______________________________
3. ______________________________
97. Затрудняюсь ответить.
Область возможных и ожидаемых ответов задается смысловым содержанием ключевых слов побудительной части вопроса. Предопределенность ответа на вопрос зависит только от обозначения предиката вопроса и от точности его адресования (учет информированности респондента, его компетентности, желания отвечать), от оценки респондентом остроты вопроса и других социально-психологических характеристик. Респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос, то есть влияние исследователя на процесс формирования ответа в данном случае значительно меньше, чем при использовании закрытого вопроса.
Начальный этап развития
социологических опросов в
Таким образом, открытые
вопросы применяется при
Информация о работе Факторы, определяющие выбор брачного партнера