Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа
Актуальность. Вступление в брак является одним из наиболее важных событий в жизни людей, так как брак и семья выступают для каждого человека в качестве социальной и индивидуальной необходимости.
Среда, в которой происходила первичная социализация личности, играет важную роль в формировании ее духовных запросов, культурных ориентаций, различных жизненных норм, установок и, в частности, представлений о брачном партнере.
Цель исследования: выявить факторы, оказывающие влияние на выбор брачного партнера студенческой молодежью.
Введение 3
1. Метод опроса в социологических и социально-психологических исследованиях 5
1.1. Формы опроса 6
1.2. Типы вопросов: их достоинства и недостатки 10
2. Методы и методология изучения факторов, определяющих выбор брачного партнера 18
3. Изучение факторов, определяющих брачный выбор молодежи 20
3.1. Теоретическое изучение факторов, определяющих выбор брачного партнера 20
3.2.Анализ результатов социологического исследования 24
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1. 39
Приложение 2. 43
К недостаткам относится неопределенность постановки вопроса, которая может увести респондента от высказывания мнения по заданной теме к высказыванию мыслей «вообще»; низкая скорость ответа; низкая вероятность получения ответа на вопрос (очевидно, что респондент не всегда настроен на ответ в «свободной» форме); большое количество выбраковываемого материала; сложность ввода, накопления и обработки результатов опроса.
Полузакрытый вопрос – формулировка вопроса, включающая три логических элемента: 1) побудительную часть вопроса, содержащую его предикат; 2) ответную часть, содержащую специально разработанный перечень возможных, ожидаемых вариантов ответов; 3) свободные строчки для дополнительных вариантов ответов, самостоятельно сформулированных респондентом. Такая конструкция формулировки вопроса возникла в социологии как попытка соединить преимущества закрытого и открытого вопросов. Однако полузакрытый вопрос не дает значительного расширения познавательных возможностей. Обычно респонденты ограничиваются предложенным перечнем вариантов ответов, а число приписок, как правило, невелико, редко обрабатывается и включается в анализ. Вместе с тем и среди немногочисленных приписок могут оказаться очень ценные, оригинальные или неожиданные для социолога высказывания, характеризующие особенности сознания опрашиваемых или выделяющие важные, но упущенные аспекты изучаемой переменной. Пример полузакрытого вопроса:
Если Вы следите за деятельностью российских политических партий, то привлекла ли какая-нибудь из них ваше внимание за последнюю неделю? Если да, то какая? (Любое число ответов)
1. Аграрная партия России
2. Партия «Единая Россия»
3. Коммунистическая партия Российской Федерации
4. Либерально-демократическая партия России
5. Национал-большевистская партия (лимоновцы)
6. Партия «Патриоты России»
7. Партия «Справедливая Россия: Родина – Пенсионеры – Жизнь»
8. Партия «Свободная Россия»
9. Партия «Союз правых сил» (СПС)
10. Другая ______________________________
11. Никакая
97. Затрудняюсь ответить.
Таким образом,
институты опросов
Таким образом, можно отметить преимущества и недостатки метода письменного (анкетного) опроса.
Преимущества анкетирования:
Недостатки анкетирования:
В целом, можно сказать, что опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Самую точную информацию дает сплошной опрос или опрос большого массива (более 80% случаев генеральной совокупности). Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное исследование. Выборочное исследование применяется также в тех случаях, когда не представляется возможным точно определить случаи, попадающие в генеральную совокупность.
Принципы выборочного исследова
2. Методы
и методология изучения
Формирование выборки
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодежи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи – 14-16 лет, высшая – 28-35 лет.
В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Однако в статистическом сборнике Росстата «Молодежь в России 2010» содержатся сведения о численности молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет.
Численность населения Российской Федерации на 1 января 2010 года составляла 141914,5 тыс. человек [4], а численность молодежи на конец 2009 года (по данным Росстата) составила 33 009 тыс. человек [8]. Соответственно, доля молодежи в возрасте 15-29 лет составила 23,26%; распределение молодежи по полу в Российской Федерации на конец 2009 года (данные Росстата) представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение молодежи по полу в Российской
Федерации
на конец 2009 года (данные Росстат)
Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, тыс. человек | |||
Мужчины |
Женщины | ||
человек |
доля от общего числа молодежи (%) |
человек |
доля от общего числа молодежи (%) |
16709 |
50,6 |
16300 |
49,4 |
Из приведенных выше статистических данных мы видим, что генеральная совокупность составляет 33,009 миллионов человек. В данных условиях проводить сплошной опрос не представляется возможным, поэтому считаем выборочную совокупность и невероятностную выборку (по причине отсутствия полного списка генеральной совокупности).
Генеральная совокупность, по данным Росстата на конец 2009 года (по данным Росстата) составила 33,009 млн. человек. Из них: 16,7 млн. мужчин (50,6%) и 16,3 млн. женщин (49,4%).
Было проведено анкетирование среди студентов очной и очно-заочной формы обучения. В анкетировании приняло участие 58 человек: 17 – 29 лет: 30 мужчин (51%) и 28 женщин (49%) – респонденты первых, вторых, четвертых и пятых курсов вуза (таблица 2). Выборка квотная и нерепрезентативная.
Таблица 2.
Характеристика выборки опрошенных студентов
Характеристики |
Вариант ответа |
% |
Сколько полных лет вам исполнилось? |
17 – 18 |
6 |
19 – 21 |
38 | |
22 – 24 |
26 | |
25 – 27 |
20 | |
28 – 29 |
10 | |
Ваш семейный статус |
Женат/Замужем |
3 |
Неженат/Не замужем |
88 | |
Совместное проживание (Сожительство) |
9 |
3. Изучение факторов, определяющих брачный выбор молодежи
3.1. Теоретическое изучение факторов, определяющих выбор брачного партнера
Прежде чем
переходить к результатам социально-
Сначала определим, что такое «брачное поведение». Брачное поведение – это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором).
Рассмотрим более подробно характеристику понятия «брачное поведение» и факторы брачного выбора.
Характеристика понятия «брачное поведение».
Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».
Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны:
1. Пространство возможных выборов.
Здесь все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке. Правилом здесь является то, что человек постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет.
Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак.
В обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой моногамии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.
2. Степень свободы индивидуального выбора
Что касается степени
свободы индивидуального
Факторы брачного выбора:
1. Наиболее
широкими и одновременно действ
В современных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило эндогамии в современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак – повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.
Информация о работе Факторы, определяющие выбор брачного партнера