Факторы, определяющие выбор брачного партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание

Актуальность. Вступление в брак является одним из наиболее важных событий в жизни людей, так как брак и семья выступают для каждого человека в качестве социальной и индивидуальной необходимости.
Среда, в которой происходила первичная социализация личности, играет важную роль в формировании ее духовных запросов, культурных ориентаций, различных жизненных норм, установок и, в частности, представлений о брачном партнере.
Цель исследования: выявить факторы, оказывающие влияние на выбор брачного партнера студенческой молодежью.

Содержание

Введение 3
1. Метод опроса в социологических и социально-психологических исследованиях 5
1.1. Формы опроса 6
1.2. Типы вопросов: их достоинства и недостатки 10
2. Методы и методология изучения факторов, определяющих выбор брачного партнера 18
3. Изучение факторов, определяющих брачный выбор молодежи 20
3.1. Теоретическое изучение факторов, определяющих выбор брачного партнера 20
3.2.Анализ результатов социологического исследования 24
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1. 39
Приложение 2. 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_ГОТОВО.doc

— 949.00 Кб (Скачать документ)

К недостаткам относится  неопределенность постановки вопроса, которая может увести респондента  от высказывания мнения по заданной теме к высказыванию мыслей «вообще»; низкая скорость ответа; низкая вероятность  получения ответа на вопрос (очевидно, что респондент не всегда настроен на ответ в «свободной» форме); большое количество выбраковываемого материала; сложность ввода, накопления и обработки результатов опроса.

Полузакрытый  вопрос – формулировка вопроса, включающая три логических элемента: 1) побудительную часть вопроса, содержащую его предикат; 2) ответную часть, содержащую специально разработанный перечень возможных, ожидаемых вариантов ответов; 3) свободные строчки для дополнительных вариантов ответов, самостоятельно сформулированных респондентом. Такая конструкция формулировки вопроса возникла в социологии как попытка соединить преимущества закрытого и открытого вопросов. Однако полузакрытый вопрос не дает значительного расширения познавательных возможностей. Обычно респонденты ограничиваются предложенным перечнем вариантов ответов, а число приписок, как правило, невелико, редко обрабатывается и включается в анализ. Вместе с тем и среди немногочисленных приписок могут оказаться очень ценные, оригинальные или неожиданные для социолога высказывания, характеризующие особенности сознания опрашиваемых или выделяющие важные, но упущенные аспекты изучаемой переменной. Пример полузакрытого вопроса:

Если Вы следите за деятельностью  российских политических партий, то привлекла ли какая-нибудь из них ваше внимание за последнюю неделю? Если да, то какая? (Любое число ответов)

1. Аграрная  партия России 

2. Партия  «Единая Россия» 

3. Коммунистическая  партия Российской Федерации 

4. Либерально-демократическая  партия России 

5. Национал-большевистская партия (лимоновцы)

6. Партия  «Патриоты России» 

7. Партия  «Справедливая Россия: Родина –  Пенсионеры – Жизнь» 

8. Партия  «Свободная Россия»

9. Партия  «Союз правых сил» (СПС)

10. Другая _______________________________________

11. Никакая

97. Затрудняюсь  ответить.

Таким образом, институты опросов общественного  мнения, как правило, редко используют открытые вопросы (за исключением пробных  опросов) и предпочитают закрытые вопросы  не только потому, что последние  обеспечивают более быстрое заполнение анкеты и составляют предварительную кодировку, которая обеспечивает более быструю информационную обработку ответов. Дело в том, что этот технический выбор оказывает практическое воздействие на распределение ответов и, особенно, на величину ответивших. «Открытые» вопросы предполагают, что опрашиваемые сами производят свои ответы, что увеличивает их шансы стать «персональными» мнениями. «Закрытые» вопросы, наоборот, имеют целью помочь опрашиваемым, но никогда не дают уверенности в том, что предложенные мнения полностью им понятны. Вопросы часто бывают очень длинными и сложными, тогда как ответы всегда сведены к простой реакции одобрения и отрицания.

Таким образом, можно отметить преимущества и недостатки метода письменного (анкетного) опроса.

Преимущества анкетирования:

  • большой содержательный спектр информации;
  • возможность выявить «внутренний мир» человека;
  • возможность целенаправленной ( тематически) ориентации;
  • большая концентрация материала;
  • возможность применения зондажного (пилотажного) опроса;
  • сочетаемость с другими методами ( наблюдение, интервью);
  • возможность сравнительного анализа и перепроверки данных;
  • широкие «географические» рамки метода;
  • возможность вторичного анализа (с иными исследовательскими задачами);
  • «традиционность» метода.

Недостатки  анкетирования:

  • субъективированная информация;
  • влияние факторов памяти и знаний;
  • трудоемкость раздачи и сбора;
  • возможная неискренность респондентов;
  • проблема интерпретации вопросов респондентам;
  • проблема интерпретации ответов исследователем;
  • возможная недостаточная мотивация «соучастия» в анкетировании со стороны респондентов;
  • относительная слабость контроля при заочном анкетировании;
  • чрезмерная увлеченность методом без учета ситуации;
  • кажущаяся легкость проектирования метода

В целом, можно  сказать, что опрос – самый  распространенный метод сбора первичной  информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Самую точную информацию дает сплошной опрос или опрос большого массива (более 80% случаев генеральной совокупности). Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное исследование. Выборочное исследование применяется также в тех случаях, когда не представляется возможным точно определить случаи, попадающие в генеральную совокупность.

Принципы выборочного исследования лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Одной из двух основных разновидностей социологического опроса является анкетирование.

2. Методы  и методология изучения факторов, определяющих выбор брачного партнера

Формирование  выборки

Возрастные  рамки, позволяющие относить людей  к молодежи, различаются в зависимости  от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодежи – 14-16 лет, высшая – 28-35 лет.

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Однако в статистическом сборнике Росстата «Молодежь в России 2010» содержатся сведения о численности молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет.

Численность населения  Российской Федерации на 1 января 2010 года составляла 141914,5 тыс. человек [4], а численность молодежи на конец 2009 года (по данным Росстата) составила 33 009 тыс. человек [8]. Соответственно, доля молодежи в возрасте 15-29 лет составила 23,26%; распределение молодежи по полу в Российской Федерации на конец 2009 года (данные Росстата) представлено в таблице 1.

 

Таблица 1.

Распределение молодежи по полу в Российской Федерации  
на конец 2009 года (данные Росстат)

Численность молодежи в возрасте 15-29 лет, тыс. человек

Мужчины

Женщины

человек

доля от общего числа молодежи (%)

человек

доля от общего числа молодежи (%)

16709

50,6

16300

49,4


Из приведенных  выше статистических данных мы видим, что генеральная совокупность составляет 33,009 миллионов человек. В данных условиях проводить сплошной опрос не представляется возможным, поэтому считаем выборочную совокупность и невероятностную выборку (по причине отсутствия полного списка генеральной совокупности).

Генеральная совокупность, по данным Росстата на конец 2009 года (по данным Росстата) составила 33,009 млн. человек. Из них: 16,7 млн. мужчин (50,6%) и 16,3 млн. женщин (49,4%).

Было проведено анкетирование среди студентов очной и очно-заочной формы обучения. В анкетировании приняло участие 58 человек: 17 – 29 лет: 30 мужчин (51%) и 28 женщин (49%) – респонденты первых, вторых, четвертых и пятых курсов вуза (таблица 2). Выборка квотная и нерепрезентативная.

Таблица 2.

Характеристика  выборки опрошенных студентов

Характеристики

Вариант ответа

%

Сколько полных лет вам исполнилось?

17 – 18

6

19 – 21

38

22 – 24

26

25 – 27

20

28 – 29

10

Ваш семейный статус

Женат/Замужем

3

Неженат/Не замужем

88

Совместное  проживание (Сожительство)

9


 

 

3. Изучение факторов, определяющих брачный выбор молодежи

3.1. Теоретическое  изучение факторов, определяющих  выбор брачного партнера

Прежде чем  переходить к результатам социально-психологического исследования, рассмотрим основные теоретические факторы, влияющие на формирование выбора брачного партнера.

Сначала определим, что такое «брачное поведение». Брачное поведение – это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором).

Рассмотрим более подробно характеристику понятия «брачное поведение» и факторы брачного выбора.

Характеристика  понятия «брачное поведение».

Под брачным  отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит  от экономических, социальных, социокультурных  и других условий, существующих в  обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что  в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны:

1. Пространство  возможных выборов. 

Здесь все культуры различаются по тому, допускаются  или нет в них повторные  браки. Если повторные браки допускаются, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке. Правилом здесь является то, что человек постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет.

Напротив, в  культурах, где повторные браки  не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак.

В обществе европейского, западного типа, историческая тенденция  состоит в переходе от строгой  моногамии, когда вступление в повторный  брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к  моногамии серийной, когда повторные  браки становятся обычным делом.

2. Степень  свободы индивидуального выбора

Что касается степени  свободы индивидуального выбора, в этом отношении, между различными обществами также существуют большие  отличия. В некоторых культурах, а в прошлом практически повсюду  преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

Факторы брачного выбора:

1. Наиболее  широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы. Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии - эгзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером.

В современных  условиях употребление этого термина  может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило эндогамии в современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак – повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.

Информация о работе Факторы, определяющие выбор брачного партнера