Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа
Фирмы подходят к проблемам ценообразования по-разному. В мелких – цены часто устанавливаются высшим руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования обычно занимаются управляющие отделений. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль, например: автомобильная промышленность, железные дороги, нефтяные компании и подобные им фирмы, часто учреждают у себя отделы цен, которые либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям.
Введение ……………………………………………………………… 2
1. Сущность цены и анализ проблем ее формирования …….…….. 4
1.1. Количественный и качественный подход к анализу цены …………4
1.2. Рыночные факторы формирования цены ……………………………7
2. Ценообразование на различных типах рынка …………………13
2.1. Основы методов ценообразования …………………………….……13
2.2. Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции ………..16
3. Выбор метода ценообразования ………………………………..22
Заключение …………………………………………………………..31
Список литературы ………………
Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 30,5 руб., если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или, следовательно, точный заменитель, по 30 руб. за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 30 руб. за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 29,5 руб. В самом деле, поступи она так, и это вызвало бы уменьшение ее прибылей;
4) Свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
В результате всего этого на
таком рынке ни один из
2.2
Ценообразование на
рынке несовершенной
конкуренции
Для современной рыночной
– Чистая монополия;
– Монополистическая конкуренция;
– Олигополия.
Чистая монополия. Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Это конкуренция потребителей (электроснабжение, газоснабжение, железнодорожные перевозки…).
Суть ее составляют –
Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль – синонимы;
Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
То, что не существует близких
заменителей
Если чистые монополисты ряда
предприятий общественного
«Диктующий цену». Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, если это выгодно, или сократить объем производства.
Заблокированное
вступление. Чистый монополист не имеет
прямых конкурентов. Причина такому отсутствию
конкуренции есть. Это экономические,
технические, юридические и другие, определенные
препятствия, чтобы удерживать новых конкурентов
от вступления в отрасль. Вступление в
условиях чистой монополии заблокировано.
Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция – представляет собой рыночную структуру с элементами совершенной конкуренции и чистой монополии. Она характеризуется следующими чертами: дифференциация продукта. Каждая фирма производит товары, отличные от других фирм; обладание некоторой доли монопольной власти, полученной производителем в результате дифференциации продукта; устойчивость клиентуры. Если цена продукт повышается, фирма не теряет всех своих покупателей; игнорирование соперников, независимо действующих на рынке; отсутствие серьезных преград для вхождения в отрасль.
Таким образом, в условиях
Монополистическая конкуренция
подразумевает такую рыночную
ситуацию, при которой относительно
большое число небольших
Из наличия такого числа
фирм вытекает несколько важных признаков
монополистической конкуренции. Каждая
фирма обладает относительно небольшой
долей всего рынка, поэтому она имеет очень
ограниченный контроль над рыночной ценой.
Кроме того, наличие сравнительно большого
числа мелких фирм гарантирует, что тайный
сговор, согласованные их действия, с целью
ограничения объема производства и искусственного
повышения цен, почти невозможен. Наконец,
при многочисленности малых фирм в отрасли
нет ощущения взаимной зависимости между
ними: каждая фирма определяет свою политику,
не учитывая возможную реакцию со стороны
конкурирующих с ней фирм. И это весьма
приемлемый способ действия фирмы в условиях
рынка, на котором ее конкуренты очень
многочисленны. В конце концов увеличение
продажи на 10 или 15% которое фирма «Х» может
осуществить путем уменьшения цены, распространится
столь слабо на ее 20, 40 или 60 конкурентов,
что влияние на их продажи будет практически
незаметным. Реакцию конкурентов можно
не учитывать, потому что влияние действий
одной фирмы на каждого из ее многочисленных
соперников настолько мало, что у этих
конкурентов не будет причины реагировать
на действия отдельной той или иной фирмы.
Олигополия. Олигополия – имеет место на рынке с господством немногих фирм, оказывающих существенное влияние на цены, по которым продается товар множеству покупателей. Фирмы находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны. На олигополистическом рынке проникновение в отрасль ограничивается как величиной капитала, необходимого новой фирме для внедрения в отрасль, так и контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. Примером такого вида конкуренции являются фирмы, занимающиеся производством сигарет, пива и поставкой их практически во все регионы страны.
Выдающаяся черта олигополии – «немногочисленность». Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг, отрасль является олигополистической. Но что имеется ввиду под «немногочисленностью»? Это точно не определено, потому что рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Например, олигополия включает алюминиевую промышленность, в которой три фирмы имеют тенденции господствовать на всем национальном рынке. При олигополии 10 или 15 бензозаправочных станций могут иметь примерно равные доли рынка нефтепродуктов в городе среднего размера. Как правило, когда мы слышим: «Большая тройка», «Большая четверка», «Большая восьмерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.
Есть две взаимосвязанные
3.
Выбор метода ценообразования
Максимальная цена
Так в условиях командной экономике государственная розничная цена складывалась из оптовой цены предприятия, иначе говоря, из себестоимости продукции, плюс налог с оборота в пользу общественности и торговой накидки для возмещения, в пределах плана, издержек обращения торговых организаций и образования у них прибыли. Структура розничных цен на промышленную продукцию выражена схемой, рисунок 3.1.
Себестоимость продукции.
|
Плановая прибыль.
30 р. |
Налог с оборота
и наценка с бытовых |
Торговаянакидка. 50 р. |
Оптовая цена предприятия
1000р .+ 30р. = 1030р.
Оптовая цена промышленности
рис.3.1 Схема ценообразования при плановой экономике 1
Цены на новую продукцию, а
также их пересмотр
Госплан СССР – на нефть,
уголь, газ, электроэнергию, чугун,
сталь, автомобили, тракторы и
другие важнейшие виды
Советы министров союзных
Директора предприятий не