Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:33, реферат
Методы сбора данных при проведении исследований можно классифицировать на 2 группы: количественные и качественные. Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путём наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Метод фокус – группы относится к таким методам исследования.
Введение 3
1. Суть методики фокус-группа 4
2. История развития метода фокус-групп 6
3. Применение фокус-групп 8
4. Процесс и организация групповой дискуссии 12
5. Состав участников фокус-группы 13
6. Онлайн фокус-группы 15
7. Сравнение традиционных и онлайн фокус-групп 16
8. Преимущества и недостатки методики фокус-группа 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Как следует из вышесказанного, Интернет, тем не менее, открывает перед маркетологами и исследователями множество новых возможностей. Подходя с объективной точки зрения к вопросу проведения онлайн опросов, следует выделить ряд преимуществ и недостатков исследований через Интернет.
Преимущества:
Действительно, Интернет позволяет получить доступ к жителям регионов, удаленных от места проведения исследования. Но следует учитывать, что специфическая аудитория – Интернет - пользователи в данном регионе, не обязательно репрезентирующие его население. То есть предмет исследования, скорее всего, всегда будет ограничен областью, связанной с Интернетом. Если, например, попробовать собрать на онлайновой фокус - группе потребителей пива старше, к примеру, 40 лет в каком-нибудь небольшом региональном городе, то даже если найдутся такие люди, имеющие доступ к Интернету, то адекватно оценить новую этикетку и, тем более, вкус нового пива они не смогут.
К минусам проведения Интернет – опросов можно отнести:
Особенно хотелось бы остановиться на рисках, которые возникают при проведении онлайновых фокус–групп.
Первый и основной риск – это небольшая вероятность набора «правильных» репрезентативных респондентов.
Второй
существенный риск связан с объективными
причинами – низким качеством
телефонной связи в России в целом
и невысоким качеством
В
связи с этим могут возникать
совершенно непредвиденные внешние
проблемы, которые практически невозможно
предусмотреть и повлиять на них.
Множество проблем может
Основные надежды и основания для усилий в области Интернет сегодня – постоянный рост объемов продаж через Интернет, затрат на рекламу в Сети, все большая доступность Интернет и рост его возможностей.
Стремительный рост количества Интернет – проектов, все новые технологические и технические возможности (баннерные сети, Интернет – магазины, базы данных в Интернет, и др.), рост конкуренции провайдеров и как следствие, падение цен на услуги и т.д. Все больше известных фирм активно используют Интернет. Этот рынок растет, и, в отличие от других, растет постоянно и очень быстро. Поэтому исследование услуг с помощью Интернет довольно перспективное направление. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в России существует такой подход к исследованиям, как проведение онлайновых фокус – групп, но по сравнению с традиционными методами исследований он находится на этапе адаптации к Российским условиям.
Именно поэтому онлайновые фокус – группы имеют больше недостатков перед традиционными методами, чем преимуществ. Однако, это не означает, что онлайн фокус – группы по большому счету останутся в теории, нежели обретут глобальное практическое применение. Скорее всего последнее произойдет лишь после качественного скачка в развитии Интернета, в результате которого каждый пользователь сможет передавать большие потоки видеоинформации. Может, это будет уже не Интернет, а технические решения для мобильной связи или видеоконференций. Но именно онлайновые фокус – группы с применением видео смогут решить большинство из описанных проблем и максимально приблизиться к традиционному методу проведения фокус – групп.
Пока же основным приближением к традиционным методам исследований являются форумные онлайновые группы. Видимо, именно в виде форума следует организовывать плодотворное обсуждение, которое должно проходить среди специально подобранной аудитории в течение нескольких дней. Если в такой «продленной» группе будут участвовать люди, заинтересованные в обсуждаемой теме, то, задавая правильные вопросы, маркетолог будет иметь возможность получить много полезной информации.
Вероятно,
качество информации, собираемой таким
образом, можно существенно повысить,
адаптировав для Интернета
Конечно,
форумные онлайновые группы – не альтернатива
традиционному методу фокус –
групп. Однако все еще может измениться,
и подходящий вариант будет выработан
благодаря постоянному развитию
Интернет – технологий, в том
числе создающих новые среды
для онлайнового общения [11].
Фокус-группа как метод исследования, направленный на получение качественной информации, имеет вполне определенные преимущества и недостатки. К преимуществам в первую очередь следует отнести то, что в процессе проведения дискуссии создается реальная возможность генерирования новых идей, в том числе с использованием мозгового штурма. Кроме того, у заказчика появляется возможность наблюдать за работой фокус-группы, идеи и предложения которой он может использовать, не дожидаясь официального отчета. Преимуществом также является и наблюдение за респондентами в процессе обсуждения ими важных для заказчика проблем, что практически неосуществимо при проведении опросов, анкетирования и т.п. Психологическая атмосфера групповых дискуссий на эмоциональном уровне провоцирует участников к открытому высказыванию суждений, что также является существенным преимуществом.
Недостатком
метода является то, что фокус-группа
из-за своих малых размеров не может
быть репрезентативной по отношению
к генеральной совокупности. А
требование гомогенности (однородности)
группы только усугубляет его. Другой
недостаток обусловлен возможным субъективизмом
интерпретации результатов
Следует отметить и другие недостатки:
Зная отмеченные недостатки, можно предпринять конкретные меры, чтобы несколько смягчить возможные негативные последствия от применения этого метода или полностью избежать их. В частности, обеспечить репрезентативность можно посредством дополнения фокус-группы другими методами, маркетинговое исследование должно быть комплексным, опирающимся на несколько методов. Иногда следует параллельно вести несколько (четыре-пять) фокус-групп , что позволит сравнить результаты, полученные в разной психологической среде, что также повысит обоснованность выводов. Во избежание субъективизма в интерпретации результатов работы фокус-группы необходимо обеспечить перевод высказываний ее участников на язык категорий и понятий обсуждаемой темы. В этом случае модератор будет лучше понимать группу и обеспечит более точный перевод высказываний ее участников на официальный язык отчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы над рефератом были описаны теоретические и методологические основы метода фокус-групп.
Проанализировав литературные источники, я изучила историю развития и использования фокус-групп; определили влияние субъективного фактора на использование метода, рассмотрели роль модератора в ведении дискуссии.
Также
в работе были выделены факторы, влияющие
на проведение методики, такие как:
возраст участников, уровень образованности,
индивидуально-психологические
Проведение метода фокус - групп позволяет получать богатые эмпирические данные. Этому способствует представленная респондентам возможность использовать свой язык при обсуждении проблемной ситуации; обстановка групповой дискуссии, которая даёт участникам чувство безопасности и защищённости, делая их ответы более откровенными. Важным достоинством фокус - группы является моделирование ситуации социального взаимодействия, в ходе которого участники реконструируют своё отношение к поставленной проблеме. Равноправное отношение позволяет увидеть проблему глазами респондента и дать ей более полноценную интерпретацию.
Таким
образом, метод фокус - групп имеет
большой познавательный диапазон, так
как с его помощью возможно не
только подтверждать имеющиеся гипотезы,
но и получать новую информацию.