Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:44, курсовая работа
Целью работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………4
2 ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………………………………..8
2.1 Основная терминология………………………………………………………8
2.2 Критерии эффективности франчайзинга…………………………………...10
3 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА …………………………………………………..12
3.1 Товарный франчайзинг……………………………………………………..12
3.2 Производственный франчайзинг…………………………………..……….14
3.3 Деловой франчайзинг………………………………………...............…......15
3.4 Виды франчайзинговых систем…………………………………………….17
4 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА………………..19
4.1 Преимущества франчайзинга……………………………………………….19
4.2 Недостатки франчайзинга…………………………………………………...23
5 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…...28
6 ПРИМЕРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ФРАНЧАЙЗИНГ………………………………………...31
6.1 McDonald’s Corporation……………………………………………………..31
6.2 Ашан………………………………………………………………………….35
6.3 Касторама…………………………………………………………………….37
6.4 Икея…………………………………………………………………………...39
6.5 METRO Cash & Carry……………………………………………………….41
7 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В МИРЕ………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Южный институт менеджмента
Высшая
Школа Международного Бизнеса
Кафедра
Мировой экономики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине
«Международный маркетинг»
На тему
«Франчайзинг в международном маркетинге
или зарубежной деятельности»
Студент
Жученко Анастасия Михайловна,
гр. 05-МЭ/з
Научный
руководитель
д.э.н. профессор Лашко
Сергей Иванович
ЗАЩИЩЕНО:
________________ ___________________________
(оценка)
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2 ПОНЯТИЕ
ФРАНЧАЙЗИНГА………………………………………………
2.1 Основная терминология………………………………………………
2.2 Критерии эффективности франчайзинга…………………………………...10
3 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА
…………………………………………………..12
3.1 Товарный франчайзинг…………………………………………………
3.2 Производственный франчайзинг…………………………………..……….
3.3 Деловой франчайзинг………………………………………....
3.4 Виды франчайзинговых систем…………………………………………….17
4 ПРЕИМУЩЕСТВА
И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА………………..19
4.1 Преимущества франчайзинга………………………………………………
4.2 Недостатки франчайзинга………………………………………………
5 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…...28
6 ПРИМЕРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ ИСПОЛЬЗУЮЩИХ
ФРАНЧАЙЗИНГ………………………………………...
6.1 McDonald’s Corporation…………………………………………………
6.2 Ашан……………………………………………………………………
6.3 Касторама………………………………………………………
6.4 Икея……………………………………………………………………
6.5 METRO Cash & Carry……………………………………………………….41
7 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В МИРЕ………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………48
Введение
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из интереснейших вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы. Именно эта тема наиболее актуальна и достойна рассмотрения.
Целью работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.
Сегодня
в России уже никого не удивить
товарами и услугами, обозначенными
известнейшими товарными
Структура
данной курсовой работы будет включать
в себя пять глав, которые в свою
очередь поделены на подразделы.
1
История развития
франчайзинга
Сейчас на потребительский рынок России проникает новая модель ведения бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг.
Зарождение франчайзинга:
Слово "франчайзинг" происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство. В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа [1].
По другим свидетельствам сам Папа Римский для обеспечения лучшего сбора налогов предоставлял определенным лицам право собирать выплаты в тех или иных географических зонах. Этим "сборщикам" было позволено удерживать у себя существенную часть сборов.
Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии обозначает передачу кому-либо прав государственной властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. В средневековой Англии король предоставлял знати различные права, например, собирать налоги на определенной территории в обмен на требуемые власти услуги. Гражданам давались разрешения (франшиза) продавать товары на рынках, участвовать в ярмарках. И в наши дни в Великобритании еще продолжают действовать древние франшизы, предоставляющие их владельцам права на содержание рынков, проведение ярмарок, содержание паромов и мостов. Таким образом издревле власть делегировала часть своих полномочий в обмен на капитал или требуемые услуги, тем самым закладывая фундамент современного франчайзинга на протяжении веков. Что касается торговой практики, то в Лондоне в XVII веке были учреждены системы торговых гильдий, отдаленно похожих на современные системы франчайзинга. В начале XIX века в той же Великобритании была введена система "связанных домов", сущность которой заключалась в предоставлении властями право на торговлю спиртными напитками только владельцам постоялых дворов по специальной лицензии. Большинство владельцев не имело достаточно средств для приведения постоялых дворов в порядок и оплату лицензии. Эту систему прекрасно использовали пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая им в аренду имущество, а получая взамен рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков.
В последующие века с развитием экономики государств развивалась и претерпевала изменения сама концепция франчайзинга.
В 40-х годах XIX века основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво. Это событие как раз и ознаменовало рождение той концепции франчайзинга, существующей и по сей день. Примерно десятью годами позже в США идею франчайзинга запустила компания «Зингер», предоставляя другим фирмам на определённой территории исключительные права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Компания "Зингер" ввела контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных франчайзинговых соглашений. С этого времени компании стали использовать франчайзинговых методы для проникновения на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших затрат и факторов риска.
На
рубеже девятнадцатого и двадцатого веков
нефтеперерабатывающие и автомобильные
компании стали предоставлять права на
продажу их продукции. На этой стадии эволюции
под франчайзингом понималось элементарное
распространение прав на продажу продукции
производителя.
Современный франчайзинг:
Современная концепция франчайзинга появилась после второй мировой войны с возвращением миллионов американских военнослужащих и с последовавших за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность в различного вида товарах и услугах. В этих условиях франчайзинг проявил себя как идеальная модель для ускоренного развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного питания.
В 1950 год началась эра современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей []. Однажды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса.
60
- 70ые годы - период наибольшего
подъема франчайзингового
Сегодня предприниматели всего мира знают франчайзинг как безопасный способ, чтобы:
В России франчайзинг появился относительно недавно и ещё не получил должного развития. В нашей стране интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались.
Хотелось
бы отметить, что сейчас франчайзингу
уделяется достаточно большое внимание
в публикациях различных печатных изданиях
по экономике и управлению. Однако, в большинстве
из них приводятся лишь основные понятия
и термины, связанные с этой моделью ведения
бизнеса, история её возникновения, а вот
проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг,
рассматриваются далеко не всегда.
2 ПОНЯТИЕ
ФРАНЧАЙЗИНГА
2.1 Основная
терминология.
Нельзя не отметить, что для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах.
Франчайзинг
- как правило, регулируется главой 54 ГК
РФ. По договору коммерческой концессии
одна сторона (правообладатель) обязуется
предоставить другой стороне (пользователю)
за вознаграждение на срок или без указания
срока право использовать в предпринимательской
деятельности пользователя комплекс исключительных
прав, принадлежащих правообладателю,
в том числе право на фирменное наименование
и (или) коммерческое обозначение правообладателя,
на охраняемую коммерческую информацию,
а также на другие предусмотренные договором
объекты исключительных прав - товарный
знак, знак обслуживания и т.д.
Договор коммерческой концессии предусматривает
использование комплекса исключительных
прав, деловой репутации и коммерческого
опыта правообладателя в определенном
объеме (в частности, с установлением минимального
и (или) максимального объема использования),
с указанием или без указания территории
использования применительно к определенной
сфере предпринимательской деятельности
(продаже товаров, полученных от правообладателя
или произведенных пользователем, осуществлению
иной торговой деятельности, выполнению
работ, оказанию услуг).
Информация о работе Франчайзинг в международном маркетинге или зарубежной деятельности