Франчайзинг в международном маркетинге или зарубежной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 17:44, курсовая работа

Описание

Целью работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.

Задачей исследования информации в данной курсовой работе является определить понятие франчайзинга, механизм функционирования франчайзинга за рубежом, используя опыт различных компаний, работающих по такой схеме ведения бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………4
2 ПОНЯТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………………………………..8
2.1 Основная терминология………………………………………………………8
2.2 Критерии эффективности франчайзинга…………………………………...10

3 ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА …………………………………………………..12
3.1 Товарный франчайзинг……………………………………………………..12
3.2 Производственный франчайзинг…………………………………..……….14
3.3 Деловой франчайзинг………………………………………...............…......15

3.4 Виды франчайзинговых систем…………………………………………….17

4 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА………………..19
4.1 Преимущества франчайзинга……………………………………………….19
4.2 Недостатки франчайзинга…………………………………………………...23

5 ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА…...28

6 ПРИМЕРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ФРАНЧАЙЗИНГ………………………………………...31

6.1 McDonald’s Corporation……………………………………………………..31

6.2 Ашан………………………………………………………………………….35

6.3 Касторама…………………………………………………………………….37

6.4 Икея…………………………………………………………………………...39

6.5 METRO Cash & Carry……………………………………………………….41

7 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В МИРЕ………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Франчайзинг в международном маркетинге или зарубежной деятельности.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

     До  начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи  должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзором. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзор выполняет свои обещания по предоставлению услуг. Франчайзи должен узнать является ли франчайзор членом местной ассоциации франчайзинга. Если да, то франчайзор должен выполнять требования Этического Кодекса Ассоциации. Так же следует посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы больше узнать о франчайзоре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 основные вопросы Международного Франчайзинга 

   Франчайзинг стал международным в различных  секторах. Все большее число компаний создают франчайзинговые компании по всему миру. Рынок Международного франчайзинга сильно увеличился за последние  несколько лет. Страны во всем мире участвуют в развитии своей промышленности.

   Некоторые крупные отрасли – питание (пищевая  промышленность), электроника, а также  автомобильная индустрия, продемонстрировали быстрый рост за счет франчайзинга. Международный франчайзинг позволяет фирмам проникнуть в страны путем внедрения продукта через франчайзинговые компании.

   Начинать  международный франчайзинг может  оказаться очень трудным делом, которое требует обширных и долгих исследований на международном рынке. Компания должна удостовериться, что сырье и другие реквизиты имеются в стране, где будет оперировать компания-франчайзер, а также оценить рентабельность франшизы.

   В разных странах есть свои юридические  обязательства относительно аренды земли или офисов, получения разрешения правительства на использование торговых марок, налоговые вопросы, вопросы по найму региональных менеджеров или руководителей. Договор, все содержащий эти аспекты, а также другие управленческие критерии, должен быть составлен в первую очередь.

   Поскольку существует разница в валюте, нужно будет тщательнее рассмотреть денежные вопросы, например, касающиеся платы за лицензию франшизы. Некоторые страны могут иметь ограничения на сумму, которая может быть перевезена в страну, в определенный момент.

   Все правительственные утверждения должны быть рассмотрены на начальном этапе. Некоторые страны требуют от компании специальные лицензии при создании франчайзинга в стране.

   Компании  должны иметь достаточные ресурсы  для финансирования международного франчайзинга. Эффективная подготовка позволит обеспечить успех франчайзинга и гарантирует, что не возникнет никаких непредвиденных расходов. Есть целый ряд других аспектов, которые предстоит рассмотреть до открытия франшизы в другой стране.

   Успех международного франчайзинга с наибольшей степенью вероятности может быть обеспечен при наличии определенных условий ведения бизнеса на целевом рынке. Во-первых, франчайзинг может стать действенным способом проникновения на зарубежный рынок в случае, если франчайзеру удалось добиться успеха на отечественном рынке благодаря уникальности его продукта, а также преимуществам используемых им методов работы. Во-вторых, франчайзинг может дать хорошие результаты, если факторы, обусловившие успех компании на отечественном рынке, могут быть перенесены на зарубежные рынки. В-третьих, использование международного франчайзинга в качестве способа проникновения может оказаться оправданным если франчайзеру удалось добиться значительных успехов в сфере ведения бизнеса на условиях франчайзинга на отечественном рынке. И последний аргумент в пользу международного франчайзинга состоит в заинтересованности местных инвесторов заключать франчайзинговые соглашения.

   Как и в случае лицензионных соглашений, франчайзинговые соглашения подробно излагаются в официальных договорах, в которых указывается типичный набор условий договора. Во-первых, в большинстве случаев франчайзер получает от франчайзи фиксированное вознаграждение плюс роялти за право использования фирменного названия, торговой марки, формул и технологий франчайзера. Во-вторых, франчайзи, как правило, дает свое согласие следовать требованиям франчайзера относительно соблюдения заданного плана бизнес-операций и форм финансовой отчетности. В тоже время франчайзеры допускают определенную степень гибкости, чтобы франчайзи имел возможность адаптировать продукт компании-франчайзера к местным обычаям и вкусам местных потребителей. Франчайзер практически всегда оказывает франчайзи помощь в открытии новых торговых точек, предоставляет в его распоряжение свой опыт, организует рекламные компании в представлении потребителей. Кроме того, франчайзер в большинстве случаев имеет возможность заключать выгодные контракты с поставщиками.   

   Одним из преимуществ международного франчайзинга является то, что франчайзи получает возможность заняться хорошо зарекомендовавшим себя бизнесом, с проверенным продуктом и технологией его производства. С другой стороны франчайзер получает возможность расширять свою деятельность в других странах при относительно низком уровне риска. 

   Многие  многонациональные корпорации используют франчайзинг в качестве способа интернационализации своей деятельности [3].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    6  ПРИМЕРЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КОРПОРАЦИЙ ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ФРАНЧАЙЗИНГ 
 

6.1 McDonald’s Corporation 
 

  McDonald’s Corporation (офиц. рус. Макдо́налдс) — американская корпорация, крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания. Входит в список Fortune Global 500, 2009 года (388-е место)

  Штаб-квартира компании расположена в Оук-Брук — пригороде Чикаго, США.

  Компания  основана в 1940 году братьями Диком и Маком Макдоналдами (первый ресторан открылся в Сан-Бернардино, Калифорния), в 1948 году впервые в мире сформулировала принципы концепции «быстрого питания».

  В 1954 году Рей Крок приобрел у братьев  Макдоналдов право выступать  в качестве эксклюзивного агента по франчайзингу. В 1955 году он открыл свой первый McDonald’s в городке Дес-Плейнз, штат Иллинойс (в настоящее время — музей корпорации). В 1955 году Кроком была зарегистрирована компания McDonald’s System, Inc (в 1960 году переименована в McDonald’s Corporation). В 1961 году все права на компанию были полностью выкуплены Кроком.

  Почти 100 % акций компании находится в  свободном обращении. Капитализация  на середину июня 2009 года — $64,2 млрд.

  Председатель  совета директоров и главный управляющий компании — Джеймс Скиннер (James A. Skinner), президент — Дон Томпсон.

  Под торговой маркой McDonald’s на середину июня 2009 года работало 32060 ресторанов в 118 странах мира (в том числе около 14 тыс. из них расположены в США). Из них значительная часть (25 578) управлялось по франчайзингу, поэтому ассортимент ресторанов, размер и состав порций может сильно различаться в разных странах.

  Ассортимент ресторанов включает гамбургеры, сэндвичи , картофель фри, десерты, напитки и т. п. В большинстве стран мира в ресторанах сети продают пиво, однако в России рестораны «Макдоналдс» являются полностью безалкогольными.

  В целях обеспечения населения  государства, в котором работают рестораны сети, рабочими местами, принципиальной доктриной компании «Макдоналдс» является приоритетное использование местных продуктов. Практически все продукты, продающиеся в ресторанах сети «Макдоналдс» в какой-либо стране, произведены в этой стране. В процентном соотношении количественный состав местных продуктов колеблется в пределах между 70 и 85 процентов, в зависимости от определенной страны (в России, согласно данным компании, эта цифра составляет более 80 %, на Украине — 83).

    Общая численность персонала  компании на 2008 год составила около 400 тыс. человек. Выручка компании в 2008 году составила $23,5 млрд (в 2007 году — $22,8 млрд), операционная прибыль — $4,3 млрд ($2,4 млрд), чистая прибыль — $2,6 млрд ($2,3 млрд).

  Клоун Рональд Макдональд — символ сети

  McDonald’s  в различных странах  мира:

  1. Россия

Первый  российский ресторан компании (на тот момент — самый большой в мире, ныне остается самым большим в Европе) открылся в Москве на Пушкинской площади (Большая Бронная, 29) 31 января 1990 года, став настоящей сенсацией: чтобы попасть в него, нужно было отстоять несколько часов в очереди. В день открытия в ресторане побывало 30 тыс. посетителей, что стало рекордом для сети McDonald’s. Сеть ресторанов в России была открыта Джорджем Кохоном (George A. Cohon), который владеет Канадским представительством «Макдоналдса». Второй и третий рестораны — на улице Огарева (теперь Газетный переулок) и Старом Арбате, открылись летом 1993 года.

Первый  ресторан за пределами Москвы —  в Санкт-Петербурге — открылся в  мае 1996 года. Первый «Макдоналдс» в  России с функцией «МакАвто» (обслуживание клиентов, подъезжающих на автомобилях) — открылся 2 сентября 1996 года в Москве у Северянинского путепровода.

На начало января 2010 года в России работают 235 ресторанов «Макдоналдс». 95 ресторанов обслуживают посетителей по системе МакАвто, в 35 есть МакКафе. Интересы сети в России обеспечивают дочерние компании — ЗАО «Москва-Макдоналдс» и ООО «Макдоналдс». Франчайзинговая схема открытия ресторанов в России не применяется. В московском районе Ново-Переделкино действует производственный комплекс «Макдоналдс», поставляющий полуфабрикаты ресторанам сети.

В 2009 году компания планировала открытие новых  ресторанов только в Москве, Санкт-Петербурге и городах с населением свыше  миллиона человек, однако в Астрахани, городе с населением чуть более 500 тысяч  жителей, открыт первый ресторан и идет активное строительство второго. Восточнее Тюмени открывать новые рестораны пока не планируется.

Годовой оборот компании в России на 2009 год  оценивался её представителями как минимум в $800 млн.

Wi-Fi в  ресторанах «Макдоналдс» в России: 17 августа 2007 года стало известно, что компания «Вымпелком» подписала с сетью ресторанов быстрого обслуживания договор о предоставлении услуг связи в ресторанах компании McDonald’s. В соответствии с договором, «Вымпелком» берёт на себя обязательство обеспечить беспроводной Wi-Fi-доступ для всех посетителей сети ресторанов «McDonald’s» в России, правда, далеко не во всех ресторанах организован доступ в интернет.

  1. Украина

 Украина  была 102-й страной, где начала  развиваться сеть McDonald’s. 24 мая 1997 года в Киеве открылся первый на Украине ресторан «Макдоналдс».

  1. Молдавия

В Молдавии действуют четыре ресторана «Макдоналдс». Все они расположены в столице  страны — Кишинёве. Расположение ресторанов по очерёдности их открытия: в секторе  Чентру, на Рышкановке и на Ботанике два ресторана (в том числе в торговом центре «MallDOVA»). На Рышкановке кроме ресторана «Макдоналдс» действует круглосуточно McDrive для обслуживания клиентов, приезжающих на автомобилях.

  1. Латвия

 В  стране работают семь ресторанов  «Макдоналдс»; все они расположены в Риге. Самый большой ресторан находится в Старой Риге на бульваре Мейеровица, напротив знаменитых «Лаймовских» часов. Второй по величине находится в центре города, на улице Марияс, напротив центрального вокзала. Оставшиеся четыре — на Югле, в Пурвциемсе, в Плявниеках и на набережной Даугавы на улице Краста. В мае 2009 года открылся новый ресторан внутри торгового центра «Spice» в микрорайоне Риги Шампетера\Плескодале.

  1. Израиль

В стране открыто 130 ресторанов фирмы «Элониаль», работающих под торговой маркой «McDonald’s», из них 25 кошерных. Отделения сети есть практически во всех городах, во многих торговых центрах, на многих перекрёстках междугородних шоссе. Общее количество служащих — более 3000 человек. Все рестораны предоставляют бесплатный доступ к Интернету посредством беспроводного подключения WiFi.

  1. Эстония

В Эстонии  семь ресторанов «Макдоналдс»: пять расположены  в Таллине, по одному в Тарту и  Нарве.

  1. Белоруссия

В Белоруссии на данный момент работают пять ресторанов «Макдоналдс».

Все они  расположены в Минске. 

  1. Азербайджан

В Азербайджане на данный момент работают пять ресторанов «Макдоналдс». Все они расположены в Баку и его пригородах.

  1. Грузия

В Грузии на данный момент работают три ресторана  «Макдоналдс». Все они расположены в Тбилиси.

  Самый старый из ныне действующих ресторанов «Макдоналдс» в мире (Дауни, штат Калифорния, США). «Макдоналдс» часто показывается как негативный пример глобализации. Часто эти рестораны становятся целью атак антиглобалистов. 
 

Информация о работе Франчайзинг в международном маркетинге или зарубежной деятельности