Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики Республики
Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.docx

— 443.21 Кб (Скачать документ)

Глава 2

   Основные  направления бюджетной политики Республики Беларусь

    Бюджетные отношения в Республике Беларусь регулируются: Бюджетным кодексом РБ, принятыми на его основе законами («О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год); указами, декретами и распоряжениями Президента РБ; постановлениями Правительства РБ; другими нормативными правовыми актами.

     В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех уровней (областные, городские, районные бюджеты в городах, сельские и поселковые). Вместе с тем различают первичный (сельские, поселковые, городские без районного деления, районы в городах), базовый (городские с районным делением, районные Советы) и областной территориальные уровни бюджетной системы (областные Советы).

  Порядок распределения доходов и расходов между отдельными видами и уровнями бюджетов определяется решением следующих  задач:

• сбалансированность доходной и расходной частей каждого  из бюджетов;

• заинтересованность местных органов власти в выполнении планов поступлений общегосударственных  доходов и расходов;

• равномерность  поступлений доходов в ГБ;

• приоритетность республиканского бюджета в финансировании программ и мероприятий.

  В основу распределения положены следующие  принципы:

1. Принцип значимости, который предполагает зачисление доходов в республиканский и местные бюджеты, а также определяет закрепленные, собственные и регулирующие виды доходов за соответствующими бюджетами;

2. Принцип  подчиненности, в соответствии  с которым подведомственные предприятия  перечисляют налоги и другие  виды доходов в соответствующие  бюджеты. 

3. Принцип  территориальности – значительная  часть доходов и налогов зачисляется  в бюджет по территориальной  принадлежности плательщиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 – Структура консолидированного бюджета за 2006-2009 гг..

  Показатель 2006 2007 2008 2009
Доходы  консолидированного бюджета, %

 в  том числе:

100 100 100 100
республиканского  бюджета, %. 67,3 66,8 67,7 68
местных бюджетов, % 32,7 33,2 32,3 32
 

  Доминирующее  значение в бюджетной системе  Республики Беларусь имеет республиканский бюджет, где аккумулируется более половины бюджетных ресурсов государства, а также перераспределяются финансовые ресурсы между областями республики, выделяются дотации, субсидии и субвенции местным бюджетам.

  Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных (закрепленных) доходов  и налогов, отчислений от общереспубликанских  доходов и налогов, дополнительных источников доходов, устанавливаемых  местными Советами, дотаций, субвенций  из республиканского бюджета.      Минимальный размер местных бюджетов определяется на основе норматива бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов исходя из текущей экономической ситуации в регионах республики.

    В настоящее время согласно ст.4 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 г.» установлены нормативы отчислений от следующих налоговых доходов:

1) налога  на прибыль и налога на доходы  иностранных организаций, не осуществляющих  деятельность в Республике Беларусь  через постоянное представительство:

- получаемых на территории соответствующей области, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 50%, в доход консолидированного бюджета области - в размере 50%.

- получаемых на территории г. Минска, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70%, в доход бюджета г. Минска – 30%.

2) налога  на добавленную стоимость, получаемого  на территории Республики Беларусь, в доход республиканского бюджета  - в размере не менее 70 %, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджет г. Минска - 30 %, в том числе в консолидированный бюджет Брестской области - 4,44%, Витебской - 3,93%, Гомельской - 4,56%, Гродненской - 3,42 %, Минской - 4,5%, Могилевской области - 3,48%, бюджет г. Минска - 5,67%.

3) экологического  налога в части платежей:

- за  выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух, за сброс  сточных вод или загрязняющих  веществ в окружающую среду,  за хранение, захоронение отходов  производства, за производство и  (или) импорт товаров, содержащих  в своем составе 50 и более  процентов летучих органических  соединений, за производство и  (или) импорт пластмассовой тары  и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару - получаемого на территории соответствующей области и г. Минска, в размере 20% в доход республиканского бюджета, не более 30% в доход областных бюджетов, не менее 50% в доход бюджетов базового уровня, 80% в доход бюджета

г. Минска;

 - за производство или импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;

- за  переработку нефти и нефтепродуктов  организациями, осуществляющими  переработку нефти, - в размере  100 процентов в доход областных  бюджетов и бюджета г. Минска;

4) сбора  при ввозе на территорию Республики  Беларусь озоноразрушающих веществ, за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств - в размере 100% в доход республиканского бюджета;

5) налога  за добычу (изъятие) природных  ресурсов:

- лимиты  добычи (изъятия) которых устанавливаются  Советом Министров Республики Беларусь, в размере 100% в доход областных бюджетов;

- лимиты  добычи (изъятия) которых определяются  местными Советами депутатов  в установленном порядке, а  также за изъятие объектов  животного мира, лимиты на изъятие которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, - в размере 100% в доход бюджетов базового уровня;

6) доходов  от продажи земельных участков  в собственность иностранным  государствам и международным  организациям, от реализации конфискованных  или иным образом обращенных  в доход государства орудий  охоты и добычи рыбы и других  водных животных, а также от  продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета.

  Республиканский бюджет на 2010 год по доходам был  утвержден в сумме 35522,4 млрд. руб., или 120,7% к ожидаемому исполнению 2009 года. Доходы консолидированного бюджета  на 2010 год прогнозируются в объеме 53 трлн. рублей, или 30,4% к ВВП. Республиканский  бюджет рассчитан исходя из планируемого реального роста валового внутреннего  продукта в будущем году в размере 111-113% по отношению к уровню 2009 года и показателя инфляции 9% за год.

  Однако  это все прогнозные показатели. В  целом же для исполнения республиканских  бюджетов ряда последних лет характерна практика корректировки его доходной и расходной частей. Заметим, что, хотя процесс уточнения показателей бюджета осуществлялся в соответствии с действующим законодательством, в то же время это указывает на отдельные просчеты разработчиков и парламентариев.

    В объеме доходов консолидированного бюджета доходы республиканского бюджета составляют около 66%, доходы местного бюджета – около 34%. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего анализируемого периода, что говорит о стабильности в принципах распределения всех государственных доходов.

    Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (таблица 2) 

Таблица 2 – Структура доходов бюджета  Республики Беларусь 

Показатель 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010год
Доходы, в том числе 100 100 100 100 100
-налоговые  доходы 92,48 93,1 91,53 89 91,3
-неналоговые  доходы 7,52 6,92 8,47 10,8 8,5
 
 

  В Республике Беларусь, как и в странах  с развитой рыночной экономикой основной доходной статьей бюджета являются налоговые поступления (около 90). Значительная часть налоговых доходов поступает  за счет косвенных налогов: налога на добавленную стоимость и акцизов. Эти поступления дают гарантированный  доход в государственную казну  в условиях нестабильной экономической  ситуации и инфляции. Также значительная часть поступлений приходится на налоги на прибыль и доходы (таблица 3).

  Неналоговые поступления также являются неотъемлемой частью бюджетных доходов. Доля их за период 2006-2010 год несколько возросла (с 7,52% до 8,5%), как и некоторое снижение доли налоговых поступлений.

Более детальный анализ структуры поступлений  в консолидированный бюджет за 2006-2009 гг. (таблица 4), показал, что доходная часть бюджета Республики Беларусь характеризуется высокой долей  косвенных налогов, среди которых  налог на добавленную стоимость  и акцизы, которые в условиях кризисных  явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной  казны. Их доля в структуре доходов  составляет около 35%. Доля налога на прибыль  составляет в анализируемом периоде  около 9%. Так же значительные поступления  происходят за счет налогов от осуществления  внешнеэкономической деятельности. Их доля с 2006 года возросла с 7,6% до 15,6 % в 2009 году.

На долю неналоговых доходов приходится незначительная часть в структуре  доходов бюджета, однако стоит отметить, что за анализируемый период поступления  по этой статье доходов постепенно увеличиваются, 

Таблица 3 – Состав доходов консолидированного бюджета

Республики  Беларусь за 2006- 2010 год

      
      Показатель       Доходы, млрд. руб.
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
Доходы- всего 29103,5 36792,3 51166,9 47008,2
Налоговые доходы, из них: 26929 34235,6 46808,4 41304,7
  • Подоходный налог
2480,1 3081, 4182,9 4305,3
  • Налог на прибыль
3140,8 3837,1 5993,3 4607,7
  • Налоги на собственность
1268,4 1519,2 2004,8 1626,7
  • НДС
7364,8 8669,6 11399,2 12083,1
  • Акцизы
2829,7 3045,9 3900,8 3637,4
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 2068,7 6281,3 10612,6 7969,5
Неналоговые доходы 2174,5 2556,7 4358,4 5703,5

Информация о работе Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь