Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики Республики
Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.docx

— 443.21 Кб (Скачать документ)
 

Таблица 4– Динамика структуры доходов  консолидированного бюджета

Республики  Беларусь

Показатели  2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
1. Налоговые доходы - всего  92,48 93,1 91,53 89
в том числе:
Налоги  на доходы и прибыль  21,11 20,23 21,82 21,2
  • подоходный налог
8,58 8,36 8,22 9,6
Налоги  на собственность  4,35 4,18 3,98 3,6
Налоги  на товары и услуги 50,66 45,69 40,05 43,9
  • НДС
25,33 23,5 22,34 26,7
  • акцизы
9,76 8,22 7,57 7,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 7,12 17,1 20,80 15,6
2. Неналоговые доходы 7,52 6,92 8,47 10,8
Итого доходов  100 100 100 100

Окончание таблицы 4

  Таким образом, в структуре бюджета  в республике преобладают косвенные  налоги. С позиции государства  косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет.

  Выступая  в форме надбавки к цене, они  не зависят от результатов финансово-хозяйственной  деятельности отдельных производителей и оплачиваются потребителями соответствующих  товаров и услуг. Вместе с тем, превалирование косвенных налогов  в доходных источниках может иметь  негативные последствия, поскольку  включение последних в стоимость  продукции приводит к необоснованному  росту цен, выводу на определенное время  из оборота средств производителей названных товаров и услуг

  Сопоставляя данные о структуре доходов за 2006-2010г. становится очевидным, что мировой финансовый кризис, пик которого пришелся на четвертый квартал 2009 года – первый квартал  2010 года, негативно сказался на экономику Республики Беларусь, тесно вовлеченную в международные торгово-экономические связи. Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.

  Макроэкономическая  ситуация в Республике Беларусь в 2010 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста, темпов роста инвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, ухудшением финансового состояния предприятий на фоне замедления инфляционных процессов.

Все происходящие в этот период экономические процессы нашли свое отражение в бюджетной сфере страны. В 2010 году в консолидированный бюджет поступило доходов на 9% меньше по сравнению с 2009 годом. Особенно это сказалось на поступлениях от налога на прибыль и налогов от осуществления внешнеэкономической деятельности.

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности представляют собой поступления  от экспортных и импортных пошлин, причем большая часть доходов  приходится на экспортные пошлины, т.е. в основном на пошлины на нефтепродукты, увеличенные в 2007 году. Рост цен на последние в 2008 г. спровоцировал более чем на 50% рост доходов от экспортных пошлин. Соответственно, и резкое падение цен на нефть, пришедшееся на конец 2008г. – начало 2009 г., что вызвало падение данных доходов бюджета. Доходы же от взимания импортных пошлин не подвержены таким перепадам, и они существенно не снизились, не смотря на падение импорта.

  Доходы  бюджета от прямых налогов на доходы и прибыль формируются в основном за счет поступлений от налога на прибыль  и подоходного налога. Поступления  от налога на прибыль являются намного  менее устойчивыми по сравнению с налогами на доходы. Их колебания напрямую связаны с изменением экономической конъюнктуры. Экономический рост в 2008 г., привел к ощутимому увеличению поступлений от налога на прибыль. Замедление роста и последовавший спад в 2009 г. привели к стремительному росту числа убыточных предприятий, снижению общей рентабельности по экономике. Результатом этого стало падение поступлений от налогов на прибыль за 2009 г. на 23%.

  Поступления от подоходного налога, наоборот, несколько  выросли. Этому поспособствовал  переход на плоскую шкалу налогообложения  и на более высокие ставки налога.

В 2010 году наблюдается некоторое оживление  экономики. Основные экономические  показатели за январь- сентябрь 2010 года наблюдаются выше чем за аналогичный период 2009 года(таблица 5). Все эти процессы находят свое отражение в тенденциях в бюджетной сфере.

  В 2010 году, с принятием Особенной  части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года были отменены следующие налоги и сборы: сбор в  республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; местный налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на приобретение автотранспортных средств; местный сбор с пользователей  за парковку (стоянку) транспортных средств  в специально оборудованных местах.

  Однако  реализация этих мероприятий по упрощению  налоговой системы повлекла за собой  выпадение этих доходов в бюджет страны, поэтому в Республике Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС  с 18 до 20 процентов, что нашло свое отражение в увеличении доли поступлений  в 2010 году от этого источника доходов(таблица 6).

С января по сентябрь 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении).  Основными доходными источниками в 2010 году остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, фактические поступления по которым за январь-сентябрь 2010 возросли по сравнению с аналогичным периодом 2009 годом. 
 
 
 
 

Таблица 5 – Поступления в консолидированный  бюджет Республики

Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей

Показатель 9 месяцев

2009 года

2009 год 9 месяцев

2010 года

Доходы- всего 32 961,6 46 740,8 34 638,7
Налоговые

Доходы, из них:

29 330,6 41 304,7 31 625,6
  • Подоходный налог
3 168,2 4 305,3 3 709,7
  • Налог на прибыль
3 314,6 4 607,7 4 107,0
  • Налоги на собственность
1 190,5 1 626,7 1 321,9
  • НДС
8 786,7 12 083,1 11 232,2
  • Акцизы
2 613,8 3 637,4 3 183,9
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5 145,5 7 969,5 3 912,7
Неналоговые доходы 3 552,2 5 322,0 2 941,9
Безвозмездные поступления 78,8 114,1 71,2
 

Наиболее  значительно увеличились поступления  налога на добавленную стоимость  – на 19,5%, налога на прибыль –  на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении (таблица 5). 

Таблица 6 – Динамика структуры доходов  консолидированного бюджета за  январь – сентябрь 2009-2010г, % 

Показатели    2009 год  2010 год
1. Налоговые доходы – всего, в том числе 89,0 91,3
  • Налоги на доходы и прибыль  
21,2 24,3
  • Подоходный налог  
9,6 10,7
  • Налоги на собственность  
3,6 3,8
  • Налоги на товары и услуги
43,9 46,6
  • НДС  
26,7 32,4
  • Акцизы  
7,9 9,2
  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности  
15,6 11,3
2. Неналоговые доходы 10,8 8,5
3. Безвозмездные поступления    0,2 0,2
Итого доходов   100,0 100,0
 

     Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета за этот период составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в  бюджет обеспечено за счет налога на добавленную  стоимость, 11,3% - налоговых доходов  от внешнеэкономической деятельности (таблица 6).

В целом  тенденции в бюджетной сфере  страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. В текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ, в которой определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну. Государственный бюджет играет важную роль в финансовой системе  страны. За счет бюджетных средств  удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Государственный бюджет исполняет следующие функции: контрольную, информационную, регулирующую, способствует институционализации общественных предпочтений. Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие явления: а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета. Бюджетное регулирование реализуется через: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних и др.

Информация о работе Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь