Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики Республики
Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………
Таблица 4– Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
Республики Беларусь
|
Окончание таблицы 4
Таким образом, в структуре бюджета в республике преобладают косвенные налоги. С позиции государства косвенные налоги служат наиболее стабильным и гарантированным источником поступлений в бюджет.
Выступая
в форме надбавки к цене, они
не зависят от результатов финансово-
Сопоставляя данные о структуре доходов за 2006-2010г. становится очевидным, что мировой финансовый кризис, пик которого пришелся на четвертый квартал 2009 года – первый квартал 2010 года, негативно сказался на экономику Республики Беларусь, тесно вовлеченную в международные торгово-экономические связи. Одним из основных каналов влияния внешних кризисных явлений на экономику страны стало сокращение спроса на белорусскую продукцию на экспортных рынках. Это было обусловлено в первую очередь общим падением деловой и инвестиционной активности в странах, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь, прежде всего в Российской Федерации и Европейском союзе. Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны.
Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2010 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста, темпов роста инвестиций в основной капитал и денежных доходов населения, ухудшением финансового состояния предприятий на фоне замедления инфляционных процессов.
Все происходящие в этот период экономические процессы нашли свое отражение в бюджетной сфере страны. В 2010 году в консолидированный бюджет поступило доходов на 9% меньше по сравнению с 2009 годом. Особенно это сказалось на поступлениях от налога на прибыль и налогов от осуществления внешнеэкономической деятельности.
Налоговые
доходы от внешнеэкономической
Доходы
бюджета от прямых налогов на доходы
и прибыль формируются в
Поступления от подоходного налога, наоборот, несколько выросли. Этому поспособствовал переход на плоскую шкалу налогообложения и на более высокие ставки налога.
В 2010 году
наблюдается некоторое
В 2010 году, с принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года были отменены следующие налоги и сборы: сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; местный налог с продаж товаров в розничной торговле; налог на приобретение автотранспортных средств; местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.
Однако
реализация этих мероприятий по упрощению
налоговой системы повлекла за собой
выпадение этих доходов в бюджет
страны, поэтому в Республике Беларусь
с 1 января 2010 года повышена ставка НДС
с 18 до 20 процентов, что нашло свое
отражение в увеличении доли поступлений
в 2010 году от этого источника доходов(
С января
по сентябрь 2010 года доходы консолидированного
бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что
на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009
года (в реальном выражении). Основными
доходными источниками в 2010 году остаются
налог на добавленную стоимость, доходы
от внешнеэкономической деятельности,
налог на прибыль и акцизы, фактические
поступления по которым за январь-сентябрь
2010 возросли по сравнению с аналогичным
периодом 2009 годом.
Таблица
5 – Поступления в
Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей
Показатель | 9 месяцев
2009 года |
2009 год | 9 месяцев
2010 года |
Доходы- всего | 32 961,6 | 46 740,8 | 34 638,7 |
Налоговые
Доходы, из них: |
29 330,6 | 41 304,7 | 31 625,6 |
|
3 168,2 | 4 305,3 | 3 709,7 |
|
3 314,6 | 4 607,7 | 4 107,0 |
|
1 190,5 | 1 626,7 | 1 321,9 |
|
8 786,7 | 12 083,1 | 11 232,2 |
|
2 613,8 | 3 637,4 | 3 183,9 |
Налоговые
доходы от внешнеэкономической |
5 145,5 | 7 969,5 | 3 912,7 |
Неналоговые доходы | 3 552,2 | 5 322,0 | 2 941,9 |
Безвозмездные поступления | 78,8 | 114,1 | 71,2 |
Наиболее
значительно увеличились
Таблица
6 – Динамика структуры доходов
консолидированного бюджета за
январь – сентябрь 2009-2010г, %
Показатели | 2009 год | 2010 год |
1. Налоговые доходы – всего, в том числе | 89,0 | 91,3 |
|
21,2 | 24,3 |
|
9,6 | 10,7 |
|
3,6 | 3,8 |
|
43,9 | 46,6 |
|
26,7 | 32,4 |
|
7,9 | 9,2 |
|
15,6 | 11,3 |
2. Неналоговые доходы | 10,8 | 8,5 |
3. Безвозмездные поступления | 0,2 | 0,2 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета за этот период составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (таблица 6).
В целом
тенденции в бюджетной сфере
страны адекватны экономическим процессам,
происходящим в государстве. В текущем
году бюджетно-финансовая и налоговая
политика ориентирована на стимулирование
высоких темпов экономического роста
и обеспечение повышения благосостояния
граждан, сохранение стабильности, устойчивости
и сбалансированности бюджетов всех уровней,
обеспечение безусловного исполнения
социальных обязательств государства
перед обществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Государственный
бюджет представляет собой основной
финансовый план государства, совокупность
финансовых смет всех ведомств, государственных
служб, правительственных программ,
в которой определяются потребности,
подлежащие удовлетворению за счёт государственной
казны, равно как указываются
источники и размеры ожидаемых
поступлений в государственную
казну. Государственный бюджет играет
важную роль в финансовой системе
страны. За счет бюджетных средств
удовлетворяются