Инновационное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:54, контрольная работа

Описание

Развитие рыночных отношении, приватизация государственной и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инновации 4
2. Сущность инновационного предпринимательства 7
3. Инновационный проект 18
4. Инновационные стратегии 21
5. Государственная поддержка инновационной деятельности 24
Заключение 28
Список использованных источников: 30

Работа состоит из  1 файл

Контрольная_работа_по_основам_предпринимательства2.doc

— 152.50 Кб (Скачать документ)

     Стадия  реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации. Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

     При рассмотрении жизненного цикла новой  операции следует учитывать три момента.

     Операция  реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции.

     Операции  реализуются в двух направлениях:

    • внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;
    • на рынке, путем продажи операции другим хозяйствующим субъектам.

     Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа.

     Операции  не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому производитель операции может потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме того, работники других хозяйствующих субъектов могут сами разработать эту операцию, опираясь на какие-то элементы операции, взятые или украденные (промышленный шпионаж) у других хозяйствующих субъектов.

     Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс  включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием [5].

     По  причинам возникновения инновации  можно разделить на реактивные и стратегические. Реактивные инновации - реакция фирмы на нововведения, осуществленные конкурентом. Эти инновации фирма вынуждена производить вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке. Стратегические инновации носят упреждающий инициативный характер, направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе.

     В первом случае ваш конкурент вводит инновацию, в результате для него соотношение между затратами и эффективностью (так называемая точка эффективности) улучшилось, его производство становится более выгодным. Чтобы не отстать, ваша фирма вынуждена произвести дополнительные затраты, обновить процесс и тоже повысить эффективность. Беда в том, что ваша эффективность, как правило, ниже, чем у конкурента: рынок-то уже перехвачен.

     В случае стратегической инновации предприятие  разрабатывает новый процесс, в  котором эффективность достигается  с меньшими затратами.

     Инновация представляет собой материализованный  результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.

     Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

     Результат инновационной деятельности можно  назвать также инновационным продуктом.

     В постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832 дается следующее  определение инновации: "Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности".

     С термином "инновация" тесно связаны  понятия "изобретение" и "открытие".

     Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.

     Под открытием подразумевают процесс  получения ранее неизвестных  данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.

     В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

     Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

     В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

     По  типу новизны для рынка инновации  делятся на: новые для отрасли  в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

     По  стимулу появления (источнику) можно  выделить:

    • инновации, вызванные развитием науки и техники;
    • инновации, вызванные потребностями производства;
    • инновации, вызванные потребностями рынка.

     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

     радикальные (базисные) инновации, которые реализуют  крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;

     улучшающие  инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

     модификационные (частные) инновации, направленные на частичное  улучшение устаревших поколений  техники и технологии.

     Приведенная выше классификация свидетельствует  о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру.

     Непременным свойством инновации является научно-техническая  новизна. Поэтому необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (изменения цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений продукта, а также входящих в него компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке.

     "Новизна"  инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных  позиций. Инновация как экономическая  категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении конкурентоспособности предприятий [7].

     Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

    • воспроизводственную;
    • инвестиционную;
    • стимулирующую.

     Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции  состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

     Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

     Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

     Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители  продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

     Инновация является реализованным на рынке  результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в Вашем бизнесе является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.

     В силу своей специфики малым предприятиям приходится проявлять большую активность на рынке, используя свою гибкость и  способность к быстрой переориентации. Поэтому зачастую именно малые предприятия становятся первооткрывателями новых продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен "деньги - инновация". Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

     Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

     К этим элементам относятся:

    • инициация инновации;
    • маркетинг инновации;
    • выпуск (производство) инновации;
    • реализация инновации;
    • продвижение инновации;
    • оценка экономической эффективности инновации;
    • распространение инновации.

     Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).

     После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

     Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).

     Результаты  реализации инновации и затраты  на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

     Инновационный процесс заканчивается распространением однажды освоенной инновации  в новых регионах, на новых рынках.

     Все экономические процессы, как и  жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Информация о работе Инновационное предпринимательство