Инновационное управление персоналом на примере компании IBM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 07:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить инновационные подходы к управлению персоналом в организациях в общем виде, а так же на примере компании IBM.
Задачи работы:
- изучить теорико-методологические подходы к управлении персоналом;
- рассмотреть инновацию, как процесс;
- выявить проблеммы инновации в сфере управления персоналом;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический подход к инновациям в управлении персоналом 5
1.1 Теоретико-методические подходы к управлению персоналом. 6
1.2 Инновации, как процесс. 10
1.3 Проблемы инноваций в сфере управления персоналом. 15
Глава 2. Инновационный подход к управлению персоналом в IBM. 21
2.1 Принципы управления персоналом в IBM. 26
Заключение 37
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

курсовик мой.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

 


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 


Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Тверской государственный  университет»

 

Факультет управления и социологии

Кафедра менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ IBM

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 .

 

Проверил:   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. ТВЕРЬ 2011 г.

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность работы на тему инновационного управления персоналом в организации, обуславливается особенной важностью этого вопроса в изменяющемся рыночном мире. Как известно, управление персоналом является неотъемлемой частью (интегральным компонентом) общего процесса управления и конкурентоспособность любой организации зависит от эффективности управления персоналом.

Цель данной работы –  изучить инновационные подходы  к управлению персоналом в организациях в общем виде, а так же на примере компании IBM.

Объект исследования – система управления персоналом.

Предмет исследования –  инновационные методы в управлении персоналом.

Задачи работы:

  • изучить теорико-методологические подходы к управлении персоналом;
  • рассмотреть инновацию, как процесс;
  • выявить проблеммы инновации в сфере управления персоналом;
  • исследовать инновационный процесс к управлению персоналом на примере компации IBM.

Инновационный тип управления основан на разработке и внедрении  организационных нововведений и  направлен на коренное совершенствование  организации труда, обеспечение  более полного соответствия параметрам технико-технологической базы производства.

Каждая организация, которая  хочет выжить в условиях жесткой  конкуренции, должна постоянно искать пути усовершенствования своей деятельности. В такой ситуации следует уделять  внимание рациональному использованию  всех видов ресурсов, находящихся в распоряжении компании. Одним из важнейших ресурсов является персонал организации. Залог успешной деятельности организации – это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Постоянное развитие персонала, поиск новых подходов к управлению им являются необходимыми атрибутами успешного функционирования организации.

Большинство компаний осознают значимость инновационного процесса и  не боятся идти по пути внедрения инноваций, которые перестают быть разовыми, превращаясь в непрерывный процесс, обеспечивающий компании более выгодную позицию в долгосрочной перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                         

 

Глава 1. Теоретический подход к инновациям в управлении персоналом

 

 

Персонал является важнейшей функциональной подсистемой  предприятия и представляет собой ценнейший ресурс инновационного развития. Обладая особыми стратегическими и оперативными функциями, человеческий фактор играет центральную роль в интеллектуализации и информатизации производства.

Противоречия  между массовым традиционным производством  и непреложностью инновационного развития особенно обостряются при переходе к рыночным отношениям. Это обстоятельство требует перестройки всей системы управления персоналом и отношений к человеческому ресурсу. До последнего времени само понятие "управление персоналом" вообще отсутствовало в управленческой практике. Несмотря на то, что каждая организация имела функциональную подсистему управления кадрами, само это управление входило в компетенцию руководителя подразделения. Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, выполняющий функции планирования трудовых ресурсов, приема и увольнения кадров, организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Однако эти традиционные службы организационно не связаны с подразделениями организации труда и заработной платы, отделом охраны труда и т.д.

Традиционные  службы управления персоналом не обладают профессионализмом и организационным статусом для обеспечения оптимального функционирования персонала в инновационных системах. Поэтому задачи социально-психологической диагностики коллектива, анализа и регулирования групповых и межличностных отношений, управления конфликтами и стрессами, учета профессиональных особенностей и социально-психологической адаптации работников, управления трудовой мотивацией и т.д. отделами кадровой работы вообще не решались. В инновационных коллективах они решаются инновационным менеджером, в то время  как традиционные элементы управления составляют технологию управления трудовыми ресурсами.

Как известно, управление трудовыми ресурсами включает функции планирования, отбора и перемещения персонала, а также оценки трудовой деятельности, определения размера заработной платы, разработки системы поощрений и льгот. Руководство трудовыми ресурсами включает систему профориентации и адаптации, обучения, продвижения, понижения и увольнения кадров.

1.1 Теоретико-методические подходы к управлению персоналом.

 

Наверняка ни для кого не секрет, что персонал является важнейшей и неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация это совокупность людей, которые взаимодействуют между собой для достижения целей организации. Управление персоналом как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия. В отечественной литературе нет единого мнения по поводу определения управления персоналом, но можно выделить несколько подходов:

  1. Институциональный подход. С позиций этого подхода управление персоналом рассматривается как разнообразная деятельность различных субъектов (среди которых чаще всего выделяют специализированные службы управления персоналом, линейных и высших руководителей, выполняющих функцию управления по отношению к своим подчиненным), направленная на реализацию целей стратегического развития организации и выполнение тактических задач по наиболее эффективному использованию занятых на предприятии работников.
  2. Содержательный (функциональный) подход. Данный подход основывается на выделении функций управления персоналом, его целей и задач функционирования в рамках организации, он показывает какие действия, процессы должны быть осуществлены для того, чтобы достичь этих целей, в отличие от институционального подхода, который акцентирует внимание на том, что должно дать управление персоналом для организации. Это позволяет говорить об управлении персоналом как об особом виде деятельности, как о целостной системе, имеющей свое специфическое содержание.
  3. Организационный подход. С точки зрения этого подхода управление персоналом можно определить как комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий. Здесь речь идет о взаимодействии объекта и субъекта, рассматриваются механизмы, технологии, инструменты и процедуры реализации функций управления персоналом.
  4. Интересен подход, полагающий объектом системы управления персоналом процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния в совместной продуктивной деятельности управленцев и персонала. Данный подход определяет систему управления как единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в сложных социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. При этом объектом управления выступают социальные отношения, процессы, группы, а также социальные ресурсы и сам человек, неизбежно вступающий в социальные отношения, участвующий в социальных процессах и группах, в реализации ресурсов.[10]

Исходя из этого, можно  говорить об управлении персоналом как  системе, которая имеет объект и  субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов.

Управление персоналом является социальным понятием и может содержать следующие аспекты управления персоналом:

  • Организационно-экономический – включает вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т.д.;
  • Правовой – содержит вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом;
  • Технико-экономический – отражает уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологий, производственные условия и т.д.;
  • Социально-психологический – отражает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом, внедрения различных социологических и психологических процедур в практику работы;
  • Педагогический – предполагает решение вопросов, связанных с воспитанием персонала, наставничеством и др.

Помимо того, что управление персоналом имеет множество аспектов, оно может основываться на различных концептуальных положениях. Концепции отражают ту философию и исходные принципы в управлении персоналом, на которых базируется согласование интересов организации и работников.

Они существуют объективно, могут быть осознаны и организационно оформлены, а могут реализовываться интуитивно, без определенного организационного оформления.

Концепция управления персоналом содержит базовые принципы управления и его общую направленность, ее положения уникальны в отдельно взятой организации, но, тем не менее, содержание управления персоналом включает в себя элементы, которые являются общими. Так, в содержание управления персоналом включают:

  • Кадровую политику (принципы подбора и расстановки персонала, условия найма и увольнения, обучение и повышение квалификации, оценку персонала и его деятельности);
  • Формирование численного и качественного состава кадров (набор, отбор и расстановка персонала);
  • Определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия;
  • Организационную культуру фирмы, а также межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями;
  • Систему общей и профессиональной подготовки кадров;
  • Оплату и стимулирование труда (формы оплаты труда, пути повышения производительности труда и т.д.);
  • Оценку деятельности и аттестацию кадров;
  • Адаптацию работников на предприятии;
  • Систему развития кадров (обучение, планирование трудовой карьеры и т.д.);
  • Формирование кадрового резерва.

Система управления персоналом является непременной составляющей управления и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления персоналом определяет успех ее развития.

Чтобы как можно лучше  понять, что же представляет собой  система управления персоналом и  как добиться наиболее эффективного ее функционирования, необходимо рассматривать  ее в непротиворечивом единстве всех подходов к управлению персоналом.

Для эффективного функционирования система управления персоналом должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные  методы и технологии, соответствующие  принципам, лежащим в ее основе, а  также не противоречить общей концепции развития организации.

 

1.2 Инновации, как процесс.

Изменение, усовершенствование системы управления персоналом представляет собой сложный процесс, требующий учета многих переменных. При этом само изменение системы управления персоналом целесообразно рассмотреть с точки зрения инновации. Рассмотрим инновацию вообще и особенности инновационного процесса. В настоящее время ни в экономической литературе, ни в законодательно-нормативной базе не имеется общепринятой терминологии в области инновационной деятельности. В связи с этим, для раскрытия понятия "инновационная деятельность предприятия" необходимо проанализировать существующие литературные и законодательные источники. В зависимости от целей и предметов исследования каждый экономист по-своему рассматривает инновации:

  • как процесс (Б.Твисс, А.Койре, И.П. Пинингс, В. Раппопорт, Б. Санта, В.С. Кабаков, Г.М. Гвишиани, В.Л. Макаров и др.);
  • как систему (Н.И. Лапин, Й.Шумпетер);
  • как изменение (Ф.Валента, Ю.В. Яковец, Л.Водачек и др.);
  • как результат (А.Левинсон, С.Д. Бешелев, Ф.Г. Гурвич, Д. В. Соколов, А.Б. Титов, М.М. Шабанова).

Ю.П. Морозов под инновациями  в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера [14, с. 18].

А.И. Пригожин считает, что  нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, диффузии на других объектах [24, с. 23].

М. Хучек отмечает, что  в словаре польского языка  инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу [27, с. 12].

Информация о работе Инновационное управление персоналом на примере компании IBM