Исследование конкурентоспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 18:44, реферат

Описание

Основной причиной возникновения конкуренции является соперничество между людьми, предприятиями, которые стремятся к одной цели. Предметом конкуренции является товар, с помощью которого фирма стремится завоевать потребителя, являющегося объектом конкуренции.

Целью данной работы и является: 1) Определение и анализ тех факторов, за счет которых формируется конкурентоспособность товара, 2) Определить, что же это собственно такое – конкурентоспособность товара и 3) Каковы пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых предприятием.

Содержание

Введение
Понятие конкурентоспособности товара
Анализ конкурентоспособности товара
Пути повышения конкурентоспособности товара

Вывод

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)
 
 

План:

Введение 

  1. Понятие конкурентоспособности товара
  2. Анализ конкурентоспособности товара
  3. Пути повышения конкурентоспособности товара

Вывод

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

             Основной причиной возникновения конкуренции является соперничество между людьми, предприятиями, которые стремятся к одной цели. Предметом конкуренции является товар, с помощью которого фирма стремится завоевать потребителя, являющегося объектом конкуренции.

             Целью данной работы и является: 1) Определение и анализ  тех  факторов, за счет которых формируется  конкурентоспособность  товара,  2)  Определить, что же это собственно такое – конкурентоспособность товара и 3) Каковы  пути повышения конкурентоспособности товаров, выпускаемых предприятием.

       О конкурентоспособности продукции сегодня начинают говорить все больше и больше руководителей предприятий. Однако до сих пор для многих из них точное значение этого понятия остается неопределенным.

       Термин  конкурентоспособность применяют  относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности занимаются специалисты в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро- и макроэкономики. Тем не менее, главным элементом конкуренции на рынке выступает продукция или товар. С помощью этой рыночной категории потребитель удовлетворяет имеющиеся у него потребности, а производитель получает требуемую ему прибыль. Следовательно, конкурентоспособность именно продукции является базовым понятием конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТОВАРА.

      Товар - главный объект на рынке.  Он имеет стоимость  и   потребительную стоимость  (или   ценность),  обладает  определенным  качеством,  техническим уровнем  и надежностью, задаваемой  потребителями   полезностью,  показателями эффективности   в  производстве  и  потреблении,   другими   весьма   важными характеристиками. Именно  в  товаре  находят  отражение  все  особенности  и противоречия  развития  рыночных  отношений  в  экономике.  Товар  -  точный индикатор  экономической  силы  и  активности  производителя.        Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических  и  эксплуатационных  параметров,  который  позволяет  выдержать соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными  товарами  на  рынке.

Кроме того, конкурентоспособность  -  сравнительная  характеристика  товара, содержащая   комплексную   оценку   всей   совокупности    производственных, коммерческих,  организационных  и  экономических  показателей   относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

      Она определяется совокупностью  потребительских свойств данного  товара-конкурента  по  степени   соответствия  общественным  потребностям  с  учетом затрат  на  их  удовлетворение,  цен,  условий   поставки  и  эксплуатации  в процессе производительного и (или) личного потребления.

      Рассмотрим отдельно  все составляющие  показатели  конкурентоспособности  товара.

      Технические показатели товара определяются  оценкой соответствия  его

технического  уровня, качества и надежности современным требованиям,  которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее  полно  отражают их   общественные   и    индивидуальные    потребности    при    достигнутом (прогнозируемом)  уровне   социально-экономического   развития   и   научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.

      Основные требования потребителей  к  техническим  показателям   находят отражение в национальных  и международных стандартах.

Соответствие  стандартам  -   регламентируемый   потребительский   параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

      В  каждой  стране  существует  своя  система  стандартизации  товаров,

соответствующая степени развития национальной экономики,  науки,  техники  и технологии.

      Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный.  Он  перманентно  меняется  в  соответствии  с  темпами  научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны,  так  и  у  ведущих мировых производителей той или иной продукции.

      Коммерческие   условия.   К   основным    показателям,    определяющим

коммерческие  условия конкурентоспособности  товаров, относятся:

  • Ценовые показатели;
  • Показатели, характеризующие условия поставок и платежей  за  поставляемые товары;
  • Показатели,   характеризующие   особенности   действующей   на    рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • Показатели, отражающие степень ответственности продавцов за  выполнение обязательств и гарантий.

      Уровень цены производства непосредственным образом определяет  ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже этот  уровень,  тем  при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции  на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве  с другими производителями аналогичной продукции.  И  наоборот,  более  высокий уровень  цены  снижает  ценовую  конкурентоспособность  товаров,  сводя   ее нередко к нулю. С учетом данных условий и  формируется  ценовая  политика  в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

      Организационные   условия   приобретения   и   использования    товара

потребителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей  его конкурентоспособности. К ним относятся:

  •   Обеспечение максимально возможного  приближения продавцов товара   к покупателям, влияющего на  снижение  издержек  обращения  и,  значит,  на уровень его цены;
  • Доставка товара до мест потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через  складские  предприятия.  В  основе  экономичной доставки  товаров  лежит  умение  грамотно   пользоваться   транспортными уставами,  кодексами,  правилами  перевозок,  транспортными  тарифами   и другими основополагающими документами в этой области;
  • Расширение  послепродажного   сервиса,  оказываемого   потребителям   гарантийным  и  послегарантийным   обслуживанием. В   настоящее   время покупатель предъявляет продавцу товара  обязательное  требование:  сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока  службы.

  Продавец  со своей стороны  всемерно  способствует  тому,  чтобы   ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы  и ее эффективное функционирование  является  первоочередной  заботой  любой промышленной фирмы, желающей  успешно  выступить  на  рынке.  Организация сервиса должна  следовать  основным  правилам  эффективного  обслуживания потребителей. Для этого необходимы: 1) хорошо  подготовленная  стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса  для  каждого  сегмента рынка; 2) умелое  использование  рекламы,  доносящей  до  покупателя  все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем; 3)  четкая  система  поставки  запчастей;  4)   система   правил   вызова сотрудников сервисной службы к клиенту; 5) обучение персонала,  связанное с доведением до каждого исполнителя стандартов обслуживания.

      Развитие рекламы и технической информации на  высоком качественном  и организационном уровнях. Необходимо помнить, что главным элементом  рекламы, определяющим  ее  эффективность  для  товара  производственного  назначения, является   прежде   всего   содержательность    рекламного    текста,    его информативность и доказательность, безусловная достоверность  в  отличие  от рекламы для товаров индивидуального  потребления.  В  ней  рекламный  текст, более эмоциональный, несложный для  восприятия,  зачастую  приукрашенный,  а "имидж" товара, его образ нередко не связан в общем с его потребительскими свойствами. Главная цель рекламной  работы  -  привлечь  к  товару  максимум деловых людей и повысить его конкурентоспособность.

      Формирование спроса и стимулирование  сбыта  - как ключевое направление в конкурентной борьбе за прочное место на  рынке  сбыта  товара. Формирование спроса заключается в том, чтобы  сообщить  потенциальному покупателю о существовании товара, осведомить его  о  потребностях,  которые удовлетворяются этим товаром, максимально  снизить  недоверие  к  товару  со стороны покупателей и довести до них гарантии защиты  интересов  покупателей в  случае,  если  они  не  будут  удовлетворены  покупкой.  Главная   задач организации  ФОС  -  введение  на  рынок  нового  товара,  обеспечение   его конкурентоспособности и намеченного объема продаж.

      Задача же  стимулирования  сбыта  -  побуждение  покупателя  к последующим  покупкам  данного  товара,  к  приобретению   больших   партий, регулярным коммерческим связям. Деятельность по  организации  стимулирования сбыта особенно важна, когда  на  рынке  имеется  много  конкурирующих  между собой товаров, мало отличающихся по своим потребительским свойствам, а  СТИС обещает покупателю ощутимую выгоду за счет предлагаемых скидок  при  условии покупки больших партий  товара,  регулярности  покупок  определенного  числа изделий ("бонусные" скидки). При  стимулировании  сбыта  часто  используются послепродажные,   сопутствующие   "подарки",   бесплатное    распространение образцов товара, бесплатная передача товара  во  временное  пользование  "на пробу" за реализацию крупных партий товара,  прием  подержанного  изделия  в качестве первого взноса за новую вещь. Большое  значение  имеет  организация презентаций, пресс-конференций и  других  организационных  мер  по  введению нового товара на рынок и обеспечению его конкурентоспособности.

      Экономические   условия   потребления.   По   экономическим   условиям

потребления   конкурентоспособность   товара   включает   большое   число

показателей, к основным следует отнести:

  • Энергоемкость и экономичность в потреблении сырья на единицу  выпускаемой продукции или совершаемой работы;
  • Стоимость сырья и эксплуатационных материалов;
  • Уровень безотходности используемых технологий;
  • Надежность,  периодичность и стоимость ремонтов,  стоимость  запасных частей;
  • Численность обслуживающего персонала и его квалификация.

      Путем совокупного подсчета затрат  на оплату энергии  и   сырья,  оценки

стоимости   обслуживания   и   ремонтов,   расчета   расходов   на    оплату

обслуживающего  персонала и других  статей  затрат  определяются  совокупные издержки потребления товара. Для  готовой  продукции,  и  прежде  всего  для машин и оборудования,  издержки  потребления  определяются  на  весь  период эксплуатации, а для  сырьевых  товаров  -  на  единицу  их  веса,  объема  и стоимости.

      В  результате   воздействия   всей   совокупности   приведенных   выше показателей складывается полная цена потребления  товара,  решающим  образом влияющая на его конкурентоспособность.

      Полная цена потребления складывается из цены, уплаченной  потребителем при приобретении  товара,  и  издержек  потребления.  При  этом  учитываются выплачиваемые покупателем  таможенные  пошлины,  налоги  и  сборы,  а  также выплаты по полученным кредитам.

      Общая эмпирическая формула конкурентоспособности товара имеет вид:

      конкурентоспособность = качество + цена + обслуживание

      Конкурентоспособность  товара  —  понятие  относительное,   ее   можно

прогнозировать   в   процессе   разработки   образцов,    однако    реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при  сопоставлении  как  с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса  аналогичных  товаров-конкурентов.

      На рынке товаров конкурентоспособность  рассматривается с точки  зрения потребителя. При этом  совершенно  очевидно,  что  покупателя  прежде  всего интересует  эффективность  потребления  (Эп),  определяемая  как   отношение суммарного полезного эффекта, т.е. суммарных потребительских свойств  товара(Р)  к  полным  затратам  на  приобретение  и использование   товара   (С).

Информация о работе Исследование конкурентоспособности товара