Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – освоить теоретический материал по исследованию потребителей и потребительского поведения, изучить отношения потребителей к товару, выяснить мотивы принятия решений о покупке.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
Понятие “потребительский рынок”;
Факторы, оказывающие влияние на совершение покупки;
Исследование процесса принятия решения потребителя о покупке;
Рассмотрение 5 этапов на пути к принятию решения о покупке товара;
Исследование отношений потребителей;
Маркетинговые исследования отношения потребителей к стиральному порошку Ariel методами – опроса, наблюдения и эксперимента;
Введение…………………………………………………………………………..3
Часть 1
Исследование потребителей и потребительского поведения……….……….5
1.1 Характеристика потребителей……………………………..……….5
1.2 Исследование процесса принятия потребителем решения о покупке…………………………………………………………………..……… 11
1.3 Изучение отношения потребителей к товарам………….……….17
Часть 2
Методы маркетингового исследования на примере моющего средства AOS ………………………………………………………………………………24
2.1 Метод маркетингового исследования – опрос..…………...………24
2.2 Метод маркетингового исследования – эксперимент……………..28
2.3 Метод маркетингового исследования - наблюдение……………..33
Заключение………………………………………………………………..……..35
Список использованной литературы…………………………
Можно выделить три типа известности:
1.
Известность-узнавание. В
2.
Известность-припоминание. Подразумевается,
что потребность в покупке
товара определенной категории
предшествует выбору марки и
приводит к ней. Способность
припомнить является более
3.
Приоритетная известность
При опросе потребителей по данной проблеме используются вопросы двух типов:
Открытый тип вопроса предлагает указать марки товара определенной категории.
В закрытом вопросе приводится перечень марок товара и респондентов просят отметить те, о которых они слышали ранее.
Респондентов можно также попросить уточнить уровень знакомства с марками товара, используя шкалу с тремя или пятью градациями.
Определение
степени информированности, осведомленности
может быть проведено путем опроса
по телефону. Задается вопрос, знает
ли или нет опрашиваемый о существовании
данного товара. Процент положительных
ответов рассматривается в
Принятие решения о пробной покупке зависит не только от осведомленности о новой марке, но также от ее отличительных свойств, на которые обычно указывается в рекламе. Изучение степени согласия или несогласия с рекламируемыми свойствами обычно производится путем выявления мнения опрашиваемого по исследуемому свойству с помощью следующей шкалы:
Сильно согласен +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Сильно не
Информация, которую дает анализ собранных данных об известности марок товаров определенной категории, может использоваться для:
— определения доли потенциальных покупателей, называющих определенную марку товара (или фирму) в качестве первой марки (фирмы);
— определения на основе первых названных марок товара (фирм) главных товаров (фирм) конкурентов;
— определения уровня запоминаемости марок и названий фирм;
некоторые марки и названия фирм плохо запоминаются, хотя они легко узнаваемы;
—
сравнения соотношения между
показателем известности и
— измерения расстояния между отдельными марками (фирмами) на шкале известности, если она носит интервальный характер;
— выявления рынков с наименьшей известностью марки (фирмы).
Следующий шаг в исследовании марок отдельных товаров заключается в изучении мнений потребителей об этих товарах. Самый простой (и наиболее поверхностный) подход основан на использовании единственной шкалы, типа приведенной ниже:
Товар данной +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Товар нравится марки не нравится
При использовании данной шкалы следует помнить, что нейтральные оценки могут являться следствием плохой информированности респондента.
Данные исследования можно развить в направлениях получения следующей информации:
— о потребностях, которые удовлетворяет изучаемый товар;
— о требованиях пользователей к продукции и уровню сервиса;
—
о мотивациях, которые следует
реализовать для покупке
— об источниках информации, определяющей выбор покупки (выставки, ярмарки, техническая пресса, советы отдельных лиц, реклама и т.д.).
Более сложным подходом является оценка марок отдельных товаров по их характеристикам. Часто совокупность потребительских характеристик товара и набора благ, предоставляемых потребителям при покупке и эксплуатации (использовании) товара, называется его атрибутами.
Возможен прямой опрос потребителей с целью определение их отношения к отдельным атрибутам (характеристикам) изучаемого товара, совокупность значений которых определяет его имидж. Например, изучается степень согласия или несогласия относительно следующих утверждений об изучаемой модели легкового автомобиля:
Я считаю, что данная модель является:
— спортивной
— просторной
— экономичной
— надежной
— легкой в управлении.
Имидж марки может быть определен путем выявления типичного владельца автомобиля данной марки: немолодой возраст, достаточно состоятельный, самостоятельный в жизни, интеллигентный.
Далее выясняется, для какого типа поездок данная модель автомобиля в наибольшей мере является предпочтительной: поездки по городу, поездки за город, поездки по стране.
Часть 2
Методы маркетингового исследования на примере моющего средства AOS
2.1 Метод маркетингового исследования – опрос.
"AOS"
- это серия средств для
мытья посуды, производимая компанией
«Нэфис Косметикс», одним из крупнейших
в России производителей
Популярность "AOS" растет год от года, так как производитель идет в ногу со временем и отвечает на изменчивые запросы потребителя: совершенствуя рецептуру, дизайн, форму упаковки, запускает новые ароматы.
Серия средств "AOS" включает:
Разнообразие ассортимента и качество с положительный стороны характеризуют этот товар.
Кроме
того, данный продукт неоднократно
являлся победителем
Для того чтобы понять, какими критериями руководствуются при выборе моющего средства, и из каких источников получают информацию, можно провести опрос. Для проведения опроса была составлена анкета, включающая в себя следующие вопросы:
Покупаете ли Вы AOS?
Какую марку моющего средства Вы предпочитаете?
Что обычно влияет на Ваше желание приобрести данный товар?
Ознакомились ли Вы с информацией на упаковке?
Какие факторы повлияли на выбор моющего средства AOS?
Довольны ли Вы покупкой?
Результаты анкетирования по моющему средству.
На
вопрос «Покупаете ли Вы моющее средство
AOS?» 53% респондентов ответили - да, 22% –
нет, предпочитаю другую марку, 21% – редко
и 4% - затруднились ответить. Результаты
опроса представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
На вопрос “Какую марку моющего средства вы предпочитаете?” 30% респондентов ответили - AOS – 30%, Капля сорти – 23%, Fairy – 20%, Лотос - 17%, Dosia – 10%. Результаты этого опроса представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Далее был задан вопрос “Что обычно влияет на Ваше желание приобрести товар?”. На выбор порошка обычно влияет свой опыт (56%). Тем не менее, были выявлены и другие факторы: проводимые акции (19%), советы друзей (17%), запоминающаяся реклама (8%). Результаты представлены в диаграмме 3.
Диаграмма 3.
На
вопрос “Ознакомились ли Вы с информацией
на упаковке?”. С информацией на упаковке
обычно ознакомляются - 34%, берут товар
- 58%, 8% респондентов - иногда интересуются
инструкцией и составом. Результаты представлены
в диаграмме 4.
Диаграмма 4.
Следующим был вопрос, “Какие факторы повлияли на выбор марки моющего средства AOS?”. Больше всего на выбор порошка влияют такие его характеристики, как: цена (47%), качество (32%), универсальность (11%), известность марки (10%). Результаты представлены в диаграмме 5.
Диаграмма 5.
“Довольны ли Вы покупкой?” - 87% респондентов отметили, что покупкой они довольны и претензий не имеют, 6% пожаловались на низкое качество купленного порошка, 4% заявило, что ожидало большего эффекта, 3% отметили, что цена слишком завышена. Результаты представлены в диаграмме 6.
Диаграмма 6.
Вывод:
1. Производителям необходимо добиться оптимального соотношения цены и качества, т.к. на эти факторы обращают внимание 79% респондентов.
2.
Как показало исследование, предпочтения
потребителей довольно
2.2 Метод маркетингового исследования – эксперимент.
Для определения состава и моющей способности моющих средств было проведено экспериментальное исследование, устанавливающие состав наиболее часто используемых моющих средств и зависимости качества стирки от состава порошка.
Задачи исследования:
1.
Определить наличие
2. Определить моющие качества исследуемых моющих средств.
ТЕСТИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Тестирование
средств для мытья посуды проводилось
в Научно-исследовательском
Оценка
потребительских характеристик (дизайна
упаковки, удобство использования, запаха
и т.д.) проводилась нашими экспертами.
ТЕСТ 1. «ТАРЕЛОЧНЫЙ»
Цель «тарелочного теста» — определить, какое число тарелок можно отмыть с помощью одной чайной ложки средства (5 мл). На этот раз мы проверяли, как действуют средства для мытья посуды в горячей (44 градуса) воде. В весеннем номере будут опубликованы результаты мытья в холодной воде (23 градуса). Тест проводился в соответствии с рекомендациями International Standard (ISO) 4198 по средствам для мытья посуды.
Информация о работе Исследование отношения потребителей к товару