Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:25, курсовая работа
Введение – характеристика объекта исследования и краткая классификация. Сыр – один из наиболее питательных и калорийных пищевых продуктов. Питательная ценность его обусловлена высокой концентрацией белка и жира, наличием незаменимых аминокислот, витаминов, солей кальция и фосфора, необходимых для нормального развития организма человека. Сыр полезен для людей любого возраста и особенно для детей.
1. Введение: характеристика сыра и краткая классификация
2. Спрос: со стороны потребителей, регионов, отдельных предприятий
3. Товарное предложение: российское производство и внешняя торговля
4. Динамика рыночных цен
5. Обновление ассортимента
6. Конъюнктура рынка: спрос, предложение, оптовая и розничная торговля, насыщенность рынка, реклама
7. Прогноз: производство, импорт, экспорт, степень насыщенности рынка
8. Общие рекомендации по маркетингу
9. Ценовые расчеты
10. Выводы
11. Литература
Другим направлением, развивающимся на рынке плавленых сыров, является повышение интереса населения к художественному оформлению упаковки. Значительных успехов по удовлетворению спроса на данную продукцию добились немецкие производители, в том числе фирмы Hochland, Kaserei, Champignon, которым удается предлагать плавленые сыры в оригинальной упаковке, сохраняя низкий уровень цен.
Экзотические сыры.
В этот раздел включаются все сыры, входящих в группу элитных и отчасти дополнительные. Это, как правило, дорогие сорта, присутствующие в каждой группе по французской классификации. Даже в сегменте твердых сыров существует своего рода знать – Comte, Emmental, Fol Epi. Такие сорта, как сыры с промытой и белой плесневой корочкой и голубые сыры в Украине не производятся. Правда, были попытки наладить свое производство Рокфора. Особой популярности эта идея не имела, а с появлением импортного оригинала сошла на нет.
Пальма
первенства по производству экзотических
и элитных сортов сыра принадлежит
Франции. Французы отличаются не только
тем, что имеют свыше 400 сортов сыра,
но и тем, что его потребление превратилось
для них в особую культуру, почти религию.
Представитель компании “Малино-Фудз”
Н. Цветков считает: “В настоящее время
отмечается насыщение рынка сырами основной
группы. Народ начинает искать новые вкусы
и лучшее качество. Тут на смену основной
приходят сыры элитной и дополнительной
групп. Об этом говорит уже то, что сыры
с плесенью имеют спрос в экономически
развитых регионах”. Представитель Торгового
Дома “Сырный дом” подтверждает это:
“Спрос на элитные сыры в регионах не
высок и сосредоточен, в основном, в крупных
промышленных и административных центрах,
зато устойчив” .
2. Товарное предложение – украинское производство, внешняя торговля
Основные участники рынка – крупные дистрибьюторские компании, занимающиеся распространением сыра, - начинают верить в скорое возрождение отечественного сыроварения, но и делают ставку на импорт. Хотя в Украине существуют старые традиции производства сыра, слабая материальная и сырьевая база не позволяет отечественным производителям поддерживать производство в соответствии со спросом. В связи с этим и возникает необходимость импортных поставок.
В Украине на производстве масла и сыра специализируются немногим более 40 заводов, а около 20 выпускают только сыр. По оценке представителей Минагропрома, производственные мощности отечественных сыроваренных предприятий сегодня используются, как максимум, на 50%.
Среди проблем, с которыми по-прежнему не могут справиться наши сыровары, обычно называют недостаток, дороговизну и невысокое качество сырья, устаревание оборудования и нехватку оборотных средств. Сыр созревает в течение 2÷3 месяцев (по меньшей мере), и на этот период средства сыроваренных заводов как бы замораживаются.
Импорт сыра в Украину, согласно различным оценкам западных производителей, в 2010 году составил от 600 тонн. Темпы роста импортного сегмента в 2011 году разные наблюдатели оценивают как 15÷25% поставки из-за рубежа заполняют то рыночное пространство, которое освобождается в результате кризиса отечественных предприятий.
Сезонность
для импортеров определяется летним
увеличением производства отечественных
сыров, когда вырастают объемы надоев
молока и у отечественных
Свою продукцию на украинском рынке представляют такие крупные компании, как немецкие Kaserei Champignon/Hofmeister, Bayernland, Hochland, Zott, MZO/Oldenburger, Kraft Jacobs Suchard, французские Bongrain, Bel и Besnier, финские Valio, Ingman, голландские Friesland Dairy Foods, Vonk, итальянская Parmalat и некоторые другие.
Импортный сыр – часть бизнеса многих дистрибьюторских компаний.
Несмотря
на очевидную экспансию
3. Динамика цен
Динамика
изменения цен рассмотрена по
данным 2010 года. Оценивая уровень цен,
складывающихся в оптовом звене,
можно говорить о том, что кардинальных
изменений не происходило. Связано
это с текущим уровнем
Цены
на сыры продолжают постепенно расти
и сейчас. Это вызвано как сокращением
предложения недорогих сыров
отечественного производства, так и
увеличением отпускных цен
Однако, как показывают данные исследования рынка, дальнейший рост цен вызывает постепенное сокращение спроса со стороны конечных потребителей. В связи с этим можно предполагать, что рост цен на сыры в ближайшее время замедлиться или же прекратиться совсем. Конечно, если не произойдет кардинальных изменений условий торговли.
Быстрее всего в период первой половины 2010 года росли цены на сыры украинского производства: Российский, Пошехонский, Голландский. Что касается сыров иностранного производства, то они дорожали более медленными темпами.
Вероятнее всего, в ближайшее время предложение отечественных сортов сыра еще сократиться из-за отсутствия сырья для их производства. Объемы надоев молока в Украине не увеличиваются, а следовательно не следует ждать быстрого возрождения отечественной сыродельной промышленности. Хотя необходимо отметить тенденцию к политике АПК по возрождению фермерских хозяйств КРС.
Цены
на сыры иностранного производства растут
из-за изменения отпускных цен
у фирм-производителей. Как уже
отмечалось, в настоящее время
рынок сыра сильно зависит от импортных
поставок (доля отечественной продукции,
например, в секторе твердых сыров не превышает
40-45%) и поэтому незамедлительно реагирует
на изменения, происходящие на европейских
рынках.
4. Обновление ассортимента
Обновление ассортимента. В настоящее время происходит достаточно интенсивное обновление ассортимента сырной продукции. Это касается не только сегмента твердых сыров, который ранее был наиболее распространенным в Украине, но и группы мягких и экзотических сортов сыра. Дело в том, что в Украине изначально мягких сыров как таковых не было, так как под этим наименованием продавался домашний творог и другие аналогичные продукты. А за рубежом этот вид молочной продукции имеет широкое распространение, и поэтому сейчас, в связи с резким увеличением импортных поставок, мы наблюдаем расширение ассортимента по мягким сырам.
Доля экзотических сыров также постепенно растет, учитывая некоторое повышение покупательской способности населения, особенно в крупных городах и курортных центрах Крыма. Хотя некоторым компаниям все же удается утвердить свои марки в регионах. Хорошие продажи наблюдаются в регионах, где есть обеспеченное население. Часто достаточно дорогие продукты находят в провинции своих потребителей. Однако наиболее перспективными для региональных продаж почти все называют твердые и плавленые сыры с длительным сроком хранения.
Компания Торговый Дом КАМО в 2010÷2011 годах расширила свой ассортимент за счет 17 наименований деликатесных датских сыров компании Tholstrup, среди которых – редкие для украинского рынка мягкие сыры с красной плесенью и свежие сыры с присыпками из различных специй.
Работа с этими сырами, имеющими короткий (до 40 дней) срок реализации, особенно трудна на начальном этапе, когда потребители еще не познакомились с маркой.
Для продвижения на первом этапе проводились регулярные презентации в лучших магазинах Киева, Одессы и Харькова. Но сейчас продажи растут из месяца в месяц.
Если в конце 2009 года компания Торговый Дом КАМО ежемесячно ввозила 4÷5 тонн датского сыра, то в 2011 году этот объем увеличелся до 20 тонн.
«Сыры Украины» - торгово-производственная компания много лет представляющая на украинском рынке польские сыры и сейчас имеющая в ассортименте почти 60 наименований, заявила о готовности в ближайшее время увеличить число позиций до 100. Как рассказал представитель компании, среди новых наименований польского сыра будут не только привычные плавленые или твердые, но и некоторые оригинальные сорта, до сих пор не известные украинскому потребителю. Тенденция увеличения продаж вселяет в представителей компании оптимизм по поводу будущего новых продуктов. По итогам летних месяцев 2011 г. «Сыры Украины» зафиксировали 40-процентный подъем оборота по сравнению с летом 2010 г.
Из
вышесказанного следует, что в ближайшее
время надо ожидать продолжения
роста ассортимента и объема сырного
рынка за счет импорт, так как
у отечественного производителя
нет заметного роста
5. Конъюнктура рынка: спрос, предложение, оптовая и розничная торговля, насыщенность рынка, реклама
Торговые компании готовы работать не только с импортными, но и с украинскими сырами. Учитывая постоянный спрос на отечественные сыры, дистрибьюторские компания включают их в свой ассортимент, и уже через два÷три месяца торговли просматриваются прекрасные перспективы. Тем не менее, будущее украинского рынка за славянскими сырами, и поэтому девизом ряда компаний стал девиз: “Время славянских сыров!” крупные дистрибьюторы не отрицают того, что им интересно работать с отечественными сырами, поддерживая при этом наиболее стабильных и качественных производителей.
Однако, как полагают специалисты, слабость сырьевой базы и неразвитость инфраструктуры сельского хозяйства вкупе с общими рисками капиталовложений в Украину пока удерживают западные компании от инвестиций.
Торговым же компаниям пока выгоднее работать с импортными, чем с отечественными сырами. Ситуация с сыром вынуждает отечественные заводы продавать свой сыр слишком дорого.
Однако и с импортными сырами возникают некоторые проблемы. Они связаны в основном с тем, что сыры с коротким сроком реализации довольно тяжело входят на рынок. Вот что по этому поводу говорит представитель ЧП Чечик: “У нас хорошо отлажена региональная сеть дистрибуции, но мы считаем, что импортные сыры с коротким сроком хранения (кстати, отнюдь не дешевые) все же безопаснее предлагать магазинам крупных городов. Регионы Украины еще долго будут потреблять ограниченные объемы мягких и свежих сыров”.
Насыщенность рынка сыра продолжает расти. Сегодня свободного пространства и на провинциальных рынках остается все меньше – основные поставщики нашли себе партнеров в лице местных дистрибьюторов и, в основном, распределили зоны влияния.
Сейчас
наблюдается сдерживание
В
связи с постепенной отменой
западноевропейских субсидий в выигрышном
положении могут оказаться
Отмечается,
что в последнее время
Скорее всего, этому способствуют маркетинговые усилия западных компаний, стремящихся не только сделать более популярными свои марки, но и повысить уровень знаний о сырах среди работников торговли и потребителей.
Реклама сыра.
Интересно сложившееся в Украине мнение о том, что сыр – товар повседневного спроса, и поэтому в рекламе не нуждается. Компании-дистрибьюторы, работающие в этом сегменте рынка, предпочитают рекламу в прессе телевизионной и наружной. На телевидении, в основном, представляется реклама продукции зарубежных фирм-производителей. Представитель компании Новозеландские Молочные Продукты в СНГ Джон Мэйн поясняет причины усиленной рекламной поддержки: “Мы пришли на рынок СНГ достаточно поздно, в 1996 г. Но с помощью массированной рекламы на телевидении смогли достигнуть хороших результатов, выразившихся в увеличении объемов продаж и повышении узнаваемости марки”.