Исследование рынка сыра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 00:25, курсовая работа

Описание

Введение – характеристика объекта исследования и краткая классификация. Сыр – один из наиболее питательных и калорийных пищевых продуктов. Питательная ценность его обусловлена высокой концентрацией белка и жира, наличием незаменимых аминокислот, витаминов, солей кальция и фосфора, необходимых для нормального развития организма человека. Сыр полезен для людей любого возраста и особенно для детей.

Содержание

1. Введение: характеристика сыра и краткая классификация
2. Спрос: со стороны потребителей, регионов, отдельных предприятий
3. Товарное предложение: российское производство и внешняя торговля
4. Динамика рыночных цен
5. Обновление ассортимента
6. Конъюнктура рынка: спрос, предложение, оптовая и розничная торговля, насыщенность рынка, реклама
7. Прогноз: производство, импорт, экспорт, степень насыщенности рынка
8. Общие рекомендации по маркетингу
9. Ценовые расчеты
10. Выводы
11. Литература

Работа состоит из  1 файл

Маркетинговое исследование рынка сыра.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

      Другим  направлением, развивающимся на рынке плавленых сыров, является повышение интереса населения к художественному оформлению упаковки. Значительных успехов по удовлетворению спроса на данную продукцию добились немецкие производители, в том числе фирмы Hochland, Kaserei, Champignon, которым удается предлагать плавленые сыры в оригинальной упаковке, сохраняя низкий уровень цен.

      Экзотические  сыры.

      В этот раздел включаются все сыры, входящих в группу элитных и отчасти  дополнительные. Это, как правило, дорогие  сорта, присутствующие в каждой группе по французской классификации. Даже в сегменте твердых сыров существует своего рода знать – Comte, Emmental, Fol Epi. Такие сорта, как сыры с промытой и белой плесневой корочкой и голубые сыры в Украине не производятся. Правда, были попытки наладить свое производство Рокфора. Особой популярности эта идея не имела, а с появлением импортного оригинала сошла на нет.

      Пальма  первенства по производству экзотических и элитных сортов сыра принадлежит  Франции. Французы отличаются не только тем, что имеют свыше 400 сортов сыра, но и тем, что его потребление превратилось для них в особую культуру, почти религию. Представитель компании “Малино-Фудз” Н. Цветков считает: “В настоящее время отмечается насыщение рынка сырами основной группы. Народ начинает искать новые вкусы и лучшее качество. Тут на смену основной приходят сыры элитной и дополнительной групп. Об этом говорит уже то, что сыры с плесенью имеют спрос в экономически развитых регионах”. Представитель Торгового Дома “Сырный дом” подтверждает это: “Спрос на элитные сыры в регионах не высок и сосредоточен, в основном, в крупных промышленных и административных центрах, зато устойчив” . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Товарное предложение  – украинское  производство, внешняя  торговля

      Основные  участники рынка – крупные  дистрибьюторские компании, занимающиеся распространением сыра, - начинают верить в скорое возрождение отечественного сыроварения, но и делают ставку на импорт. Хотя в Украине существуют старые традиции производства сыра, слабая материальная и сырьевая база не позволяет отечественным производителям поддерживать производство в соответствии со спросом. В связи с этим и возникает необходимость импортных поставок.

      В Украине на производстве масла и  сыра специализируются немногим более 40 заводов, а около 20 выпускают только сыр. По оценке представителей Минагропрома, производственные мощности отечественных сыроваренных предприятий сегодня используются, как максимум, на 50%.

      Среди проблем, с которыми по-прежнему не могут справиться наши сыровары, обычно называют недостаток, дороговизну и невысокое качество сырья, устаревание оборудования и нехватку оборотных средств. Сыр созревает в течение 2÷3 месяцев (по меньшей мере), и на этот период средства сыроваренных заводов как бы замораживаются.

      Импорт  сыра в Украину, согласно различным оценкам западных производителей, в 2010 году составил от 600 тонн. Темпы роста импортного сегмента в 2011 году разные наблюдатели оценивают как 15÷25% поставки из-за рубежа заполняют то рыночное пространство, которое освобождается в результате кризиса отечественных предприятий.

      Сезонность  для импортеров определяется летним увеличением производства отечественных  сыров, когда вырастают объемы надоев молока и у отечественных производителей появляется сырье. В холодное время  года надои снижаются и украинские сыровары отдают значительную часть рыночного пространства импортерам. Для последних колебания между летним спадом и зимним пиком продаж, в зависимости от группы и ценовой категории сыра, могут составлять от 20 до 90%.

      Свою  продукцию на украинском рынке представляют такие крупные компании, как немецкие Kaserei Champignon/Hofmeister, Bayernland, Hochland, Zott, MZO/Oldenburger, Kraft Jacobs Suchard, французские Bongrain, Bel и Besnier, финские Valio, Ingman, голландские Friesland Dairy Foods, Vonk, итальянская Parmalat и некоторые другие.

      Импортный сыр – часть бизнеса многих дистрибьюторских компаний.

      Несмотря  на очевидную экспансию иностранных  производителей, в 2011 году отмечалось некоторое оживление потребительского спроса на отечественные сыры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Динамика цен

      Динамика  изменения цен рассмотрена по данным 2010 года. Оценивая уровень цен, складывающихся в оптовом звене, можно говорить о том, что кардинальных изменений не происходило. Связано  это с текущим уровнем конкуренции, с общей инертностью, присущей системе торговли, и с тем, что у некоторых крупных оптовиков пока имеются возможности сохранять цены на прежнем уровне. Однако вряд ли такое положение сохраниться достаточно долго. Уже в первой половине 2011 года оптовые цены на сыры выросли почти на 20%.

      Цены  на сыры продолжают постепенно расти  и сейчас. Это вызвано как сокращением  предложения недорогих сыров  отечественного производства, так и  увеличением отпускных цен иностранными производителями.

      Однако, как показывают данные исследования рынка, дальнейший рост цен вызывает постепенное сокращение спроса со стороны конечных потребителей. В связи с этим можно предполагать, что рост цен на сыры в ближайшее время замедлиться или же прекратиться совсем. Конечно, если не произойдет кардинальных изменений условий торговли.

      Быстрее всего в период первой половины 2010 года росли цены на сыры украинского  производства: Российский, Пошехонский, Голландский. Что касается сыров  иностранного производства, то они  дорожали более медленными темпами.

      Вероятнее всего, в ближайшее время предложение отечественных сортов сыра еще сократиться из-за отсутствия сырья для их производства. Объемы надоев молока в Украине не увеличиваются, а следовательно не следует ждать быстрого возрождения отечественной сыродельной промышленности. Хотя необходимо отметить тенденцию к политике АПК по возрождению фермерских хозяйств КРС.

      Цены  на сыры иностранного производства растут из-за изменения отпускных цен  у фирм-производителей. Как уже  отмечалось, в настоящее время  рынок сыра сильно зависит от импортных поставок (доля отечественной продукции, например, в секторе твердых сыров не превышает 40-45%) и поэтому незамедлительно реагирует на изменения, происходящие на европейских рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Обновление ассортимента

      Обновление  ассортимента. В настоящее время происходит достаточно интенсивное обновление ассортимента сырной продукции. Это касается не только сегмента твердых сыров, который ранее был наиболее распространенным в Украине, но и группы мягких и экзотических сортов сыра. Дело в том, что в Украине изначально мягких сыров как таковых не было, так как под этим наименованием продавался домашний творог и другие аналогичные продукты. А за рубежом этот вид молочной продукции имеет широкое распространение, и поэтому сейчас, в связи с резким увеличением импортных поставок, мы наблюдаем расширение ассортимента по мягким сырам.

      Доля  экзотических сыров также постепенно растет, учитывая некоторое повышение  покупательской способности населения, особенно в крупных городах и  курортных центрах Крыма. Хотя некоторым компаниям все же удается утвердить свои марки в регионах. Хорошие продажи наблюдаются в регионах, где есть обеспеченное население. Часто достаточно дорогие продукты находят в провинции своих потребителей. Однако наиболее перспективными для региональных продаж почти все называют твердые и плавленые сыры с длительным сроком хранения.

      Компания Торговый Дом КАМО в 2010÷2011 годах расширила свой ассортимент за счет 17 наименований деликатесных датских сыров компании Tholstrup, среди которых – редкие для украинского рынка мягкие сыры с красной плесенью и свежие сыры с присыпками из различных специй.

      Работа  с этими сырами, имеющими короткий (до 40 дней) срок реализации, особенно трудна на начальном этапе, когда потребители еще не познакомились с маркой.

      Для продвижения на первом этапе проводились  регулярные презентации в лучших магазинах Киева, Одессы и Харькова. Но сейчас продажи растут из месяца в месяц.

      Если  в конце 2009 года компания Торговый Дом КАМО ежемесячно ввозила 4÷5 тонн датского сыра, то в 2011 году этот объем увеличелся до 20 тонн.

«Сыры Украины» - торгово-производственная компания много лет представляющая на украинском рынке польские сыры и сейчас имеющая в ассортименте почти 60 наименований, заявила о готовности в ближайшее время увеличить число позиций до 100. Как рассказал представитель компании, среди новых наименований польского сыра будут не только привычные плавленые или твердые, но и некоторые оригинальные сорта, до сих пор не известные украинскому потребителю. Тенденция увеличения продаж вселяет в представителей компании оптимизм по поводу будущего новых продуктов. По итогам летних месяцев 2011 г. «Сыры Украины» зафиксировали 40-процентный подъем оборота по сравнению с летом 2010 г.

      Из  вышесказанного следует, что в ближайшее  время надо ожидать продолжения  роста ассортимента и объема сырного  рынка за счет импорт, так как  у отечественного производителя  нет заметного роста ассортимента, и шансы на расширение его в ближайшее время, к сожалению, невелики. 
 
 
 

      5. Конъюнктура рынка:  спрос, предложение,  оптовая и розничная  торговля, насыщенность  рынка, реклама

      Торговые  компании готовы работать не только с  импортными, но и с украинскими сырами. Учитывая постоянный спрос на отечественные сыры, дистрибьюторские компания включают их в свой ассортимент, и уже через два÷три месяца торговли просматриваются прекрасные перспективы. Тем не менее, будущее украинского рынка за славянскими сырами, и поэтому девизом ряда компаний стал девиз: “Время славянских сыров!” крупные дистрибьюторы не отрицают того, что им интересно работать с отечественными сырами, поддерживая при этом наиболее стабильных и качественных производителей.

      Однако, как полагают специалисты, слабость сырьевой базы и неразвитость инфраструктуры сельского хозяйства вкупе с общими рисками капиталовложений в Украину пока удерживают западные компании от инвестиций.

      Торговым  же компаниям пока выгоднее работать с импортными, чем с отечественными сырами. Ситуация с сыром вынуждает отечественные заводы продавать свой сыр слишком дорого.

      Однако  и с импортными сырами возникают  некоторые проблемы. Они связаны  в основном с тем, что сыры с  коротким сроком реализации довольно тяжело входят на рынок. Вот что по этому поводу говорит представитель ЧП Чечик: “У нас хорошо отлажена региональная сеть дистрибуции, но мы считаем, что импортные сыры с коротким сроком хранения (кстати, отнюдь не дешевые) все же безопаснее предлагать магазинам крупных городов. Регионы Украины еще долго будут потреблять ограниченные объемы мягких и свежих сыров”.

      Насыщенность  рынка сыра продолжает расти. Сегодня  свободного пространства и на провинциальных рынках остается все меньше – основные поставщики нашли себе партнеров в лице местных дистрибьюторов и, в основном, распределили зоны влияния.

      Сейчас  наблюдается сдерживание потребления  сыра из-за низкой покупательной способности  украинского населения, и поэтому  проблема сокращения субсидий ЕС остается одной из важных для крупных западноевропейских экспортеров. Субсидии на сыр изменяются с примерной периодичностью раз в три месяца, и каждый раз их сокращение составляет 5-10%.

      В связи с постепенной отменой  западноевропейских субсидий в выигрышном положении могут оказаться польские предприятия, которые не пользовались дотациями и, следовательно, цена продуктов у которых останется неизменной.

      Отмечается, что в последнее время потребительский  спрос “медленно дрейфует в сторону  более дорогих и качественных сыров”.

      Скорее  всего, этому способствуют маркетинговые усилия западных компаний, стремящихся не только сделать более популярными свои марки, но и повысить уровень знаний о сырах среди работников торговли и потребителей.

      Реклама сыра.

      Интересно сложившееся в Украине мнение о том, что сыр – товар повседневного спроса, и поэтому в рекламе не нуждается. Компании-дистрибьюторы, работающие в этом сегменте рынка, предпочитают рекламу в прессе телевизионной и наружной. На телевидении, в основном, представляется реклама продукции зарубежных фирм-производителей. Представитель компании Новозеландские Молочные Продукты в СНГ Джон Мэйн поясняет причины усиленной рекламной поддержки: “Мы пришли на рынок СНГ достаточно поздно, в 1996 г. Но с помощью массированной рекламы на телевидении смогли достигнуть хороших результатов, выразившихся в увеличении объемов продаж и повышении узнаваемости марки”.

Информация о работе Исследование рынка сыра