Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:04, контрольная работа
Изучение потребителей началось с 60-х годов, когда потребовалось
объяснить, почему люди предпочитают одни товары другим. В странах
США. Великобритании и Западной Европы производители товаров перенесли свое внимание с продажи произведенных ими товаров на разработку продукции, которую они могли бы произвести и предложить конкретным сегментам потребителей.
При изучении камеры мы будем реагировать не только на ее эксплуатационные свойства, но и на прочие мелкие раздражители. Форма камеры, ее размеры, вес, материал, из которого она сделана, цвет, футляр - все это вызывает определенные эмоции. Камера, производящая впечатление прочности и надежности, может возбудить у нас желание быть независимым, с которым мы либо справимся, либо постараемся избежать его.
При разработке конструкции камеры производитель должен представлять себе влияние ее внешнего вида и фактуры на возбуждение y потребителя эмоций, которые в состоянии либо способствовать, либо препятствовать совершению покупки.
Исследователи
мотивации сделали ряд
- Потребители противятся покупке чернослива,
потому что он сморщенный и по своему виду
напоминает стариков.
- Мужчины курят сигары в качестве взрослой
альтернативы сосанию пальца. Им нравятся
сигары с сильным запахом, подчеркивающим
их мужское начало.
- Женщины предпочитают растительный комбижир
животным жирам, которые пробуждают у
них чувство вины перед забитыми животными.
- Женщина очень
серьезно подходит к процессу выпечки
кексов, потому что для нее он подсознательно
ассоциируется с процессом родов. Ей не
нравятся легкие в употреблении смеси
для кексов, поскольку легкая жизнь пробуждает
чувство вины.
Покупатель преодолевает несколько этапов на пути к принятию решения о покупке и ее совершению. Существует пять этапов, через которые проходит потребитель: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Из этой модели следует, что процесс покупки начинается задолго до совершения акта купли-продажи, а ее последствия проявляются в течение долгого времени после совершения этого акта. Модель нацеливает деятеля рынка на внимание к процессу в целом, а не только к этапу принятия решения.
Судя по модели, потребитель преодолевает все пять этапов при любой покупке. Однако при совершении обыденных покупок он пропускает некоторые этапы или меняет их последовательность.
Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними и внешними раздражителями.
На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые подталкивают человека к осознанию проблемы. Следует выяснить:
1. какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли;
2. чем вызвано их возникновение;
3. каким образом вывели они человека на конкретный товар.
Собирая
подобную информацию, деятель рынка
получает возможность выявлять раздражители,
которые чаще других привлекают интерес
индивида к товару. После этого
можно разработать
Поиск информации. Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель, скорее всего, совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками.
При слабо выраженной активности потребитель может просто усилить внимание.
В поисках информации потребитель может обратиться к источникам:
1. Личные источники (семья, друзья, соседи, знакомые).
2. Коммерческие (реклама, продавцы, дилеры, упаковка, выставки).
3. Общедоступные (СМИ, организации, занимающиеся изучением и классификацией потребителей).
4. Источники эмпирического опыта (осязание, изучение, использование товара).
Относительное влияние этих источников информации варьируется в зависимости от товарной категории и характеристик покупателя. Потребитель получает наибольший объем информации о товаре из коммерческих источников, т. е. из источников, находящихся под сильным влиянием деятеля рынка. Самыми эффективными являются личные источники. Каждый вид источников может по-разному сказываться на принятии решения о покупке.
В результате сбора информации повышается осведомленность потребителей об имеющихся на рынке марках и их свойствах.
В практическом
смысле фирма должна разработать
такой комплекс маркетинга, который
вводил бы ее марку и в комплект
осведомленности, и в комплект выбора
потребителя. Если марке не удастся
проникнуть в эти комплекты, фирма
упустит возможность продажи
своего товара. Необходимо, кроме того,
выяснить, какие еще марки входят
в состав комплекта выбора, чтобы
знать своих конкурентов и
разработать соответствующую
Потребитель использует информацию для того, чтобы составить для себя комплект марок, из которого производится окончательный выбор. Вопрос заключается в том, как именно совершается выбор среди нескольких альтернативных марок, каким образом потребитель оценивает информацию.
Пролить свет на оценку вариантов помогают несколько основных понятий. Во-первых, существует понятие о свойствах товара. Каждый потребитель рассматривает любой данный товар как определенный набор свойств. Некоторые свойства, интересующие покупателей в ряде товаров общеизвестных классов:
1. Фотоаппараты: резкость, диапазон, увеличение, размеры, цена.
2. Гостиницы: местоположение, чистота, атмосфера, стоимость.
3. Зубной эликсир: цвет, эффективность, цена, вкус и аромат.
4. Губная помада: цвет, упаковка, стойкость, престижность, аромат.
5. Шины: безопасность, долговечность, плавность езды, цена.
Вышеназванные
свойства обычно интересуют всех, но разные
потребители считают
Во-вторых,
потребитель склонен придавать
разные весовые показатели значимости
свойствам, которые он считает актуальными
для себя. Можно провести различие
между важностью того или иного
свойства и его характерностью, т.е.
заметностью. Характерные свойства
- это те, что в первую очередь
приходят на ум потребителю, когда его
просят подумать о качествах товара.
Деятель рынка никоим образом
не должен считать, что именно эти
свойства обязательно и являются
самыми важными. Некоторые из них
могут оказаться характерными потому,
что потребитель только что подвергся
воздействию коммерческого
В-третьих, потребитель склонен создавать себе набор убеждений о марках, когда каждая отдельная марка характеризуется степенью присутствия в ней каждого отдельного свойства. Набор убеждений о конкретном марочном товаре известен как образ марки.
В-четвертых,
считается, что каждому свойству
потребитель приписывает
В-пятых, отношение к марочным альтернативам складывается у потребителя в результате проведенной им оценки. А осуществляют выбор марок потребители по-разному.
Оценка
вариантов ведет к ранжированию
объектов в комплекте выбора. У
потребителя формируется
Первый фактор - отношения других людей. Степень изменения зависит от двух факторов:
1. Интенсивности негативного отношения другого лица к предпочтительному варианту потребителя.
2. Готовности потребителя принять пожелания другого лица. Чем острее негативный или позитивный настрой другого лица и чем ближе это лицо к потребителю, тем решительнее пересмотрит он свое намерение совершить покупку в ту или другую сторону.
Намерение совершить покупку оказывается также под воздействием непредвиденных факторов обстановки. Намерение формируется на основе ожидаемого семейного дохода, ожидаемой цены товара и ожидаемых выгод от его приобретения. Непредвиденные факторы обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить покупку в тот самый момент, когда потребитель был уже готов к действию.
Реакция на покупку. Купив товар, потребитель будет либо удовлетворен, либо не удовлетворён им. У него проявится ряд реакций на покупку, которые представляют интерес для деятеля рынка.
Удовлетворение покупкой. Если товар соответствует ожиданиям, потребитель удовлетворен, если превышает их - потребитель весьма удовлетворен, если не соответствует им - потребитель не удовлетворён.
Ожидания
потребителя формируются на основе
информации, получаемой им от продавцов,
друзей и прочих источников. Если продавец
преувеличивает эксплуатационные характеристики
товара, у потребителя сложатся слишком
высокие ожидания, которые в результате
обернутся разочарованием. Чем больше
разрыв между ожидаемыми и реальными
эксплуатационными свойствами, тем
острее неудовлетворенность
Действия после покупки. Удовлетворение или неудовлетворение товаром отразится на последующем поведении потребителя. В случае удовлетворения он, вероятно, купит товар и при следующем случае.
Неудовлетворенный потребитель может отказаться от пользования товаром, возвратить его продавцу или попытаться найти какую-то благоприятную информацию о предмете покупки. У недовольных потребителей есть выбор действий или бездействия. Они могут направить фирме жалобу, обратиться к юристу или к каким-то группам, которые, возможно, в состоянии помочь покупателю добиться удовлетворения. Кроме того, он может просто перестать приобретать данный товар в будущем или высказать свое неблагоприятное впечатление о нем друзьям и прочим лицам.
Конечная судьба купленного товара. Если потребитель приспособит товар для использования в каких-то новых целях, продавец, должен заинтересоваться, поскольку цели эти можно обыграть в рекламе. Если потребители откладывают товар про запас, почти не пользуются им или избавляются от него, это означает, что товар не очень удовлетворяет их и что благоприятная молва в его пользу будет не слишком активной. В равной мере интересно и то, как потребитель избавится от товара. Если он продаст его или совершит с ним товарообменную сделку, это снизит объем продаж новых товаров.
Понимание
нужд потребителя и процесса покупки
является основой успешного маркетинга.
Выяснив, каким образом потребители
преодолевают этапы осознания проблемы,
поиска информации, оценки вариантов
и принятия решения о покупке,
а также их реакции на покупку,
деятель рынка может собрать
немало сведений о том, как лучше
удовлетворить нужды своих
Прежде
чем разрабатывать
На поведение покупателя оказывают влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура и социальное положение), факторы социального порядка (референтные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они дают представление о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.
Информация о работе Изучение потребительских рынков и покупательского поведения потребителей