Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:03, реферат
Непроизводственная сфера, совокупность отраслей народного хозяйства, удовлетворяющих разнообразные, кроме производства материальных благ, потребности людей и общества в целом. Эти потребности сводятся к организации и осуществлению обмена, распределения и потребления материальных благ, к производству духовных благ и всестороннему развитию личности, включая охрану и укрепление здоровья людей. Кроме этого, Н. с. удовлетворяет социальные потребности человека и общества в целом как единого общественного организма. ЦСУ и Госплан СССР относят к Н. с.: жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения; пассажирский транспорт; связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения); здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение; просвещение; культуру; искусство; науку и научное обслуживание; управление; общественные организации.
Большой удельный вес по числу занятых в Н. с. занимают такие отрасли, как просвещение, культура, здравоохранение, производящие специфические предметы потребления, которые К. Маркс назвал услугами. Эти предметы потребления, не имеющие вещной формы, используются в процессе их производства. Поскольку они не принимают вещной формы, то не могут накапливаться и тем самым участвовать в образованиинационального дохода, но входят в фонд личного потребления общества.
Второй характерной
особенностью неотделимости услуг
является присутствие и некоторое
участие в процессе их предоставления
других потребителей. Студенты в аудитории,
присутствуют при процессе потребления
услуги одним человеком. Их поведение
может определять степень удовлетворения
услугой отдельных людей. Например,
большое скопление людей в
ресторане может испортить
Из-за одновременности
процесса производства и потребления
поставщики услуг испытывают определенные
трудности при повышении
Непостоянство качества
Поскольку процесс
производства и потребления услуги
связан с участием людей, имеется
значительный риск непостоянства качества. Качест
Организации сферы
услуг могут предпринимать
Недолговечность
Недолговечность услуги означает, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. В некоторых странах врачи взимают оплату за пропущенную пациентом встречу, поскольку ценность услуги имеет место только в определенный момент времени и исчезает при неявке пациента. Недолговечность услуг не представляет особых проблем, если спрос на нее довольно устойчивый. Однако, если спрос подвержен различным колебаниям, организации сферы услуг часто сталкиваются с проблемами.
Отсутствие владения
Когда потребители покупают физические товары, такие как автомобили или компьютеры, они получают личный доступ к использованию продукта на неограниченный промежуток времени. В отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. Потребитель услуги часто имеет к ней доступ на протяжении ограниченного промежутка времени. Из-за отсутствия владения, фирмы, предлагающие услуги должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки с помощью одного из следующих методов.
1. Поощрение
потребителей к повторному
2. Создание членских
клубов или ассоциаций с целью
усиления чувства
3. По возможности,
поставщики услуг могут
5.
Классификация
услуг.
Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления,
выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику.
Очевидно, что в принципе могут быть разные подходы классификации
услуг. Самый общий подход предложил Ловелок. Главное в этой классификации -
на кого
(или что) направлены услуги и являются
они осязаемыми или нет.
Таблица
4
|Осязаемые действия, направленные на |Здравоохранение, пассажирский |
|тело человека
|
|
|Осязаемые действия, направленные на |Грузовой транспорт, ремонт и |
|товары и другие физические объекты |обслуживание оборудования, охрана, |
|
|Неосязаемые действия, направленные на |Образование, радио, ТВ, информационные|
|сознание человека |услуги, театры, кино, музеи |
|Неосязаемые действия с неосязаемыми |Банки, юридические и консультационные |
|активами
|
Приведенная классификация
нематериального производства. Ее можно дополнять и развивать.
Предприятие может добиться
потребителей в производстве услуг. Например, организация продажи товаров по
почтовым заказам, магазины и кафе самообслуживания.
Предлагая потребителю
предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги.
Одновременно в мире
Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании.
Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою
конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации.
Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый
комплекс финансовых услуг.
Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство
разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а
также физическими лицами.
Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с
материальным производством.
Во-первых, в отличие от товаров,
услуги производятся и
основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему
регулирования спроса и предложения услуг.
Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в
промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать
ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные
с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге
присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции
присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и
предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг.
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от
иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того
во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука,
образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в
полной или частичной собственности государства или же строго контролируются
и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих
стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету,
поэтому
он регламентируется более жестко по
сравнению с торговлей
Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало
необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и
выявления
уровней регулирования сферы
Существует возможность также
потребителей,
по трудоемкости, по степени контакта
с потребителем.
Таблица
5 Матрица сегментации услуг (потребителей)
|Потребители услуги |Деловые услуги |Личные услуги |
|Только услуга |Франчайзинг, аудит, |Образование, |
| |безопасность, |развлечения, |
| |путешествия и т.д. |путешествия, |
| | |трудоустройство и т.д. |
|Услуга, увеличивающая |Страхование, реклама и |Ремонт, страхование и |
|ценность чего-либо |дизайн, уборка, ремонт |т.д |
|материального |и т.д. | |
|Услуга, дающая что-либо|Перевозка, торговля, |Перевозки, торговля |
|материальное
|наем персонала и т.д |
|
Услуги могут
обслуживании
клиентов и агентов предприятия.
Таблица
6
|Степень
контакта с|Степень участия клиентов
|клиентом
|
| |Низкая |Высокая |
|Высокая |Услуги самообслуживания |Содержание жилья |
|Низкая
|Химчистка, телевидение
|Ремонт бытовой техники
|
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из
его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной
экономики. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей,
Информация о работе Коммуникативная политика в международном маркетинге