Конкуренция и конкурентная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание

Согласно концепции маркетинга, успеха добьется та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и которая удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Поэтому недостаточно просто адаптировать свои товары и услуги к нуждам целевого рынка, необходимо добиться стратегического преимущества, позиционируя свои товары или услуги так, чтобы потребителям они казались более привлекательными, чем предложения конкурентов.

Содержание

Введение
1. Конкуренция и конкурентная среда.
1.1. Теоретические основы возникновения конкуренции
1.2. Конкурентная среда фирмы.
1.3. Конкурентные отношения между предприятиями
2. Оценка конкурентоспособности фирмы «Цифровые окна» на рынке пластиковых окон.
2.1. Методы оценки конкурентов.
2.2. Выявление конкурентов на рынке пластиковых окон. План исследования рынка пластиковых окон. Задачи.
2.3. Сбор данных и результаты.
3. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

на печать.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

НОУ  ВПО «МОСКОВСКАЯ  ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ» (ОМСКИЙ ФИЛИАЛ) 
 
 
 

Специальность:  ___менеджмент организации______

                                          
 

Дисциплина: _стратегическое планирование_____ 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

на  тему: «Конкуренция и конкурентная среда» 
 
 
 
 
 
 

                                                             Выполнил:  Шипицына С.В.

                                                         № группы ЗФМ-3103

№ зач. книжки ОМ ЭМО 1-1164     
 

          Проверил:   Заякин А.С. 
 
 

                                                                                             Оценка: ____________ 
 
 
 
 
 

                                                           Омск 2010 

Содержание 

Введение 

1.   Конкуренция и конкурентная среда.

    1.1. Теоретические  основы возникновения конкуренции

   1.2. Конкурентная среда фирмы.

   1.3.  Конкурентные отношения между предприятиями

2.  Оценка конкурентоспособности фирмы «Цифровые окна» на рынке пластиковых окон.

    2.1. Методы оценки конкурентов.

    2.2. Выявление конкурентов на рынке пластиковых окон. План исследования рынка пластиковых окон. Задачи.

    2.3. Сбор данных и результаты.

3.    Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.

 Выводы и рекомендации. 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Согласно  концепции маркетинга, успеха добьется та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и которая  удовлетворит потребителя лучше, чем  конкуренты. Поэтому недостаточно просто адаптировать свои товары и услуги к нуждам целевого рынка, необходимо добиться стратегического преимущества, позиционируя свои товары или услуги так, чтобы потребителям они казались более привлекательными, чем предложения конкурентов.

    В своей работе мне было интересно узнать о конкуренции в целом, разобраться в понятие конкурентной среды, а так же  провести оценку конкурентоспособности салона пластиковых окон «Цифровые окна», который  я  взяла в качестве примера.

    Конкуренция – это одна из главных движущих сил рынка. Не зная своих конкурентов, не владея информацией о том, каковы их сильные и слабые стороны, нельзя получить выгоды в конкурентной борьбе. Но, помимо знания своих конкурентов, необходимо учитывать и влияние конкурентных сил, действующих на рынке. А также необходимо изучение субъектов рынка, взаимодействие которых вызывает соперничество и отношений между этими субъектами, которые образуют конкурентную среду предприятия.

    Одним из самых динамично развивающихся и характеризующийся  высоким уровнем конкуренции на сегодняшний день, является оконный рынок, в связи с этим и был выбран объект исследования компания «Цифровые окна», занимающаяся производством и установкой изделий ПВХ.

    В условиях постоянного роста числа  компаний, занимающихся производством и установкой окон, участники оконного рынка вынуждены искать новые конкурентные преимущества. Для повышения конкурентоспособности необходима своевременная и достоверная информация о представлениях и предпочтениях потребителей. Становится важным, какой информацией владеет покупатель о производителях и продавцах ПВХ - окон и комплектующих, из каких источников население получает сведения о компаниях, чем руководствуется при выборе компании и т.д.

    Анализ  материалов этих данных позволит установить истинное положение фирмы на рынке, определить ключевые факторы успеха. Информация о конкурентах, сгруппированная по определенным показателям, поможет фирме лучше уяснить стратегию конкурентов, методы их производственно-сбытовой, торговой, ценовой, рекламной, деятельности, позволит оценить эффективность затраченных на рекламу средств, понять, каким образом можно улучшить положение компании, и в итоге выстроить оптимальную стратегию позиционирования фирмы на рынке, сократить издержки и увеличить прибыль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Конкуренция и конкурентная среда фирмы.

1.1. Теоретические основы  развития конкуренции.

     Конкуренция это жесткое соперничество людей, прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики, конкуренция это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой - неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.  
     У нас в стране о конкуренции заговорили лишь в связи с проведением рыночных реформ. Поэтому очевидно, что опыта ведения конкурентной борьбы у наших производителей и посредников пока не хватает.  
     Конкурентная борьба на рынке ведется двумя основными методами:

  1. ценовая конкуренция.
  2. неценовая конкуренция.

     В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой товар. Фирмы-продавцы двигаются по кривой спроса, снижая или увеличивая цену. Цены представляют собой гибкий инструмент маркетинга, так как ими можно легко маневрировать под воздействием множества факторов. Ценовую конкуренцию вправе начать не только фирма, занимающая господствующее положение на рынке, но и небольшое предприятие с целью выжить в условиях конкуренции. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенство производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства. Ценовой метод конкурентной борьбы малоэффективен, так как конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо финансовой стабильности,  осложняет планирование и управление предприятием. В современных условиях ценовой метод продолжает применяться,  особенно при внедрении на новые рынки (например, японцы при проникновении на новые рынки практикуют снижение цен на  10 %).

     В современных условиях развитого  рынка предпочтение отдается  методу неценовой конкуренции.  При неценовой конкуренции роль  цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.  Для  этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания. При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовой метод конкуренции является более эффективным, так как  конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, предпринять ответные шаги. Поэтому неценовую конкуренцию называют еще эффективной конкуренцией. Неценовой метод конкуренции требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой конкуренцией, но он с лихвой окупается в случае успеха.  
     В зависимости от целей и возможностей фирмы она может выбрать один из нескольких вариантов конкурентного поведения:  
     1) создание новых продуктов, технологий, методов сбыта, сервиса и рекламы;  
     2) копирование в минимальные сроки и с минимальными затратами результатов тех, кто создает что-то новое;  
    3) сохранение достигнутых позиций в течение максимально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и   т. п. мер.                                                                                                                             

     В рыночной экономике фирмы  действуют в условиях конкуренции.  Необходимо тщательно изучать  и анализировать конкурентную  среду, в которой действует  фирма.

     Обычно выделяют четыре возможные  конкурентные структуры, или типы  рынков. В зависимости от конкурентной структуры фирмы выбирают маркетинговую стратегию.

     Чистая или совершенная конкуренция  имеет место на рынке, где  представлено множество продавцов  и покупателей одинакового товара  или услуги (например, пищевые продукты, сырье, ценные бумаги). Здесь ни одна фирма не может влиять на положение на рынке, так как ее доля на нем невелика. Отсутствует контроль цен. Требования маркетинговой деятельности фирмы минимальны. В современных условиях рынки чистой конкуренции встречаются довольно редко и только по ограниченному кругу товаров или услуг. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны. По степени убывания конкурентности выделяют следующие типы несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.                

          Монополистическая конкуренция  возникает на рынках с большим  числом продавцов, предлагающих  схожие, но не идентичные товары. В этих условиях важно добиться отличительных преимуществ за счет комбинирования факторов маркетинга. Прежде всего, следует приложить усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента. Для этого фирма может разъяснять и рекламировать «новые», «улучшенные» качества товара, его «уникальность», «самую низкую цену». Маркетинговая стратегия фирмы строится на товарной дифференциации и сегментации рынка.

     Олигополистическая конкуренция  существует на рынках, где господствует несколько крупных фирм, причем товары могут быть как одинаковыми, стандартными, так и различными по своим параметрам. Для такого рынка характерна высокая степень концентрации производства.

     На олигополистический рынок  проникнуть новым конкурентам затруднительно в силу наличия высоких барьеров, в частности, высокой стоимости выхода на рынок, патентной защищенности продукции или технологии.

     При олигополии менее эффективна  и ценовая конкуренция, поскольку  затраты на нее часто бывают  значительными, но не производительными. Вместо ценовой конкуренции олигополии используют лидерство в ценах, соглашения или традиции в определении ценовой политики. Здесь конкуренция складывается как правило, в традиционных, технологически передовых отраслях (например, автомобильная, машиностроительная, алюминиевая, химическая, электронная).

     В случае монополии или чистой  монополии на рынке представлена  всего одна фирма, продающая  конкретный товар или услугу, что позволяет ей выбирать  любую цену из возможных в  соответствии с кривой спроса. Монополистическую фирму отличают следующие черты: она единственный продавец; нет близких заменителей данного монопольного товара; существуют барьеры для выхода на данный рынок. Благодаря уникальности своего продукта (или условий функционирования) фирма-монополист способна контролировать рынок и проводить свою маркетинговую стратегию.

     Роль силы, сдерживающей монополию,  в этом случае выполняет государство,  контролируя деятельность монополистов. В России существует антимонопольный комитет и антимонопольное законодательство.

     Как отмечалось, чистая монополия  в чистом виде так же, как  и совершенная конкуренция, редка.

К незаконным методам неценовой конкуренции  относятся:

    • промышленный шпионаж;
    • переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
    • выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на 50% дешевле;
    • закупка образцов с целью их копирования.

1.2. Конкурентная среда фирмы

  Первым этапом изучения конкурентной среды является оценка характеристики рынка, на котором работает или предполагает действовать фирма. Далее следует изучить, кто является реальным или потенциальным конкурентом. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию фирмы в отношении товара, поставщиков, посредников, покупателей. Исследование позиций конкурентов охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объема информации. Она может быть получена из различных источников: общеэкономических, отраслевых, рекламных проспектов, буклетов, каталогов. Нередко важной информацией о конкурентах располагают сбытовики, посредники. Всестороннее и постоянное изучение конкурентов, приносит заметные результаты.

     Чаще всего приоритетными элементами  конкуренции между фирмами выступают  товар и товарный шлейф. При  этом различают функциональную, видовую и предметную форму  конкуренции. Подобное разграничение  необходимо проводить для более  четкой ориентации фирмы в удовлетворении разнообразных потребителей рынка.

Информация о работе Конкуренция и конкурентная среда