Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 10:39, курсовая работа
Согласно концепции маркетинга, успеха добьется та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и которая удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Поэтому недостаточно просто адаптировать свои товары и услуги к нуждам целевого рынка, необходимо добиться стратегического преимущества, позиционируя свои товары или услуги так, чтобы потребителям они казались более привлекательными, чем предложения конкурентов.
Введение
1. Конкуренция и конкурентная среда.
1.1. Теоретические основы возникновения конкуренции
1.2. Конкурентная среда фирмы.
1.3. Конкурентные отношения между предприятиями
2. Оценка конкурентоспособности фирмы «Цифровые окна» на рынке пластиковых окон.
2.1. Методы оценки конкурентов.
2.2. Выявление конкурентов на рынке пластиковых окон. План исследования рынка пластиковых окон. Задачи.
2.3. Сбор данных и результаты.
3. Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Выводы и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Как отмечалось ранее, конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Обратим внимание на то, что конкурентоспособность связана не отличными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для делающих покупку клиентов. Так проявляется в этой сфере суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если объективно не прав. В истории бизнеса немало примеров, когда товары, получавшие наивысшие оценки экспертов, не нравились потребителям. Во-первых, не устраивающие клиентов (и, следовательно, неконкурентоспособные) продукты могут активно продаваться при дефиците или отсутствии выбора. Слабость их конкурентных позиций объективно существует, но проявится только тогда, когда на рынке реально появятся более хорошие товары. Во-вторых, вполне конкурентоспособные товары могут быть ориентированы на узкие слои потребителей. Они хороши, но не для всех (как, скажем, автомобили с ручным управлением для инвалидов). А потому никогда не будут пользоваться массовым спросом.
Анализ конкуренции на рынке осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на фирме. Существует большое количество открытых источников информации о деятельности конкурирующих фирм:
Кроме того, исследование деятельности конкурентов должно опираться на оперативные источники информации, в том числе сведения, полученные от потребителей, экспертов рынка, государственных правовых и экономических учреждений, с биржи. Важный момент получения данных о деятельности конкурентов – опросы потребителей, дилеров по сбыту продукции.
2.2. Выявление конкурентов на рынке пластиковых окон. План исследования рынка пластиковых окон. Задачи.
Если говорить о рынке пластиковых окон, то можно сказать, что в данный момент развивается жесткая конкуренция, так как рынок находится в состояние насыщения. Деятельность большинства оконных компаний направлена на взаимодействие с частными потребителями. Конечный потребитель является ключевой фигурой, вокруг которой строится функционирование компании. Взаимоотношения с потребителем становятся все сложнее. Он уже не просто покупатель, готовый приобрести что-нибудь новое или необходимое, а эксперт на рынке потребления. В условиях постоянного роста числа компаний, занимающихся производством и установкой окон, участники оконного рынка вынуждены искать новые конкурентные преимущества. Для повышения конкурентоспособности необходима своевременная и достоверная информация о представлениях и предпочтениях потребителей.
Информация, полученная от потребителей, позволит оценить эффективность затраченных на рекламу средств и рекламной кампании в целом, понять, каким образом можно улучшить положение компании, и в итоге выстроить оптимальную стратегию позиционирования фирмы на рынке, сократить издержки и увеличить прибыль.
В настоящее время фирма «Цифровые окна» по производству пластиковых окон осуществляет свою деятельность в условиях довольно жесткой конкуренции, так как на рынке города Омска около 100 фирм, реализующих пластиковые окна. Лидерами на рынке являются компании «Евро Окно Стандарт», «БФК», «Века», «ПВХ Сибирь», «Мир ПВХ».
Целесообразно начинать анализ со сбора вторичной информации, в которой необходимо описать сильные стороны конкурентов и доступность информации для потребителей. А также другие силы, существующие на рынке.
Задачи:
1.
Определить значение фирм-
2. Изучение рекламы конкурентов.
3. Выявление их сильных и слабых сторон.
4. Определение объема информации: прессовая реклама – газеты и печатная реклама.
В процессе исследования рынка были использованы и обработаны следующие источники: прессовая реклама фирм-конкурентов, бесплатные издания газеты «Домовой», «Без названия», «Новый курс». Таким образом отсутствие доступа к внутренним источникам информации (коммерческая тайна) не позволяет использовать полные вторичные данные, поэтому используем первичные данные, полученные в ходе полевого исследования.
План
маркетингового исследования рынка
пластиковых окон представлен в таблице
1.
Таблица 1– План исследования
Этап исследования | Содержание этапа |
1
Разработка концепции | |
1.1 Определение проблемы | Получение адекватной характеристики рыночной ситуации, оценка позиций фирм-конкурентов, характерных для рынка пластиковых окон города Омска. |
1.2 Постановка целей и задач | Цель: определение
уровня удовлетворенности покупателей
пластиковых окон.
Для достижения поставленной цели перед маркетинговым исследованием ставятся следующие задачи:
|
| |
1.3. Формирование рабочей гипотезы исследования | В основе исследования
лежит предположение о |
2. Отбор источников информации | |
2.1 Вторичная маркетинговая информация | 1. Статьи «Окна
с видом на Европу» в газете
«Стройка» от 3.12.2009 года № 95, Отраслевой
Центр O.K.N.A. Marketing http://oknamar.ru/.
«Выбираем правильные окна» в журнале
«На все 100» от 12.2009 года.
2. листовка фирмы «КБЕ», выдана 12.12.2009 года; 3 рекламные объявления из газеты «Стройка» от 26.12.2009 года № 96 и, «Евро Окно Стандарт», «БФК», «Века», «ПВХ Сибирь», «Мир ПВХ». |
2.2.
Первичная маркетинговая |
Источники первичной
маркетинговой информации – результаты
опросов покупателей |
5. Анализ информации, разработка выводов и рекомендации | |
Результаты
анализа представлены в виде диаграмм.
Данные анкетного опроса обрабатывались ручным способом. | |
2.3
Сбора данных и результаты
Сбор первичных данных осуществлялся при помощи опроса. Рабочий инструментарий – анкета. Результаты представлены в виде диаграмм
Рис. 1. Предпочтение потребителей к фирмам- конкурентам
В результате анализа сведений, получения путем проведения опроса, получены следующие данные: большинство (36%) предпочитают другие фирмы предложенным в анкете, «Цифровые окна» предпочли - 2% опрошенных, «ЕвроОкно Стандарт» - 15%, «БФК» - 10%, «Veka» - 9%, «Евроокно-Гарант» - 8%, «Барс» - 7%, «Луна-Евроокно» - 6%, «ПВХ Сибирь» - 4%, «Мир ПВХ» - 2%, а меньшинство (1%) отдали предпочтение фирме «Доступные окна».
Рис.
2. Анализ уровня удовлетворенности потребителей
пластиковых окон.
Результат
анализа показал, что качеством полностью
удовлетворены 36% потребителей, 61% опрошенных
удовлетворены, а 3% неудовлетворенны.
Быстротой выполнения удовлетворены 83%
опрошенных, полностью удовлетворены
15%, неудовлетворенны 2%. Дизайном удовлетворены
80 % опрошенных, 16% полностью удовлетворены,
4% неудовлетворенны. Ценой удовлетворены
55% опрошенных, 13% полностью удовлетворены
и 32% неудовлетворенны. Послепродажным
обслуживанием полностью удовлетворены
35% опрошенных, 48% удовлетворены и 7% неудовлетворенны.
Рис.
3. Анализ неудовлетворенности потребителей
по цене
Анализ опроса показал, что 59 % опрошенных неудовлетворенны ценой потому, что вскоре в фирме, в которой они приобретали окна, были скидки. 12% неудовлетворенны потому, что потом оказалось, что в фирме неподалеку цена на окна ниже, 29% ответили, что недовольны потому, что цена была высокой, а качество оказалось средним.
Результат анализа показал, что для 4% потребителей не важна цена, для 6% не важен дизайн.
Не очень важно послепродажное обслуживание 2% потребителей, 10% не очень важна цена, 63% – дизайн, 17% - быстрота выполнения заказа, а 15 не очень важно качество.
Для 67% важно послепродажное обслуживание, 17% – цена, дизайн – 18%, 76% важно послепродажное обслуживание, а 47 – качество.
Довольно важно для потребителей оказалось качество(32%), для 7% - послепродажное обслуживание, для 5% - быстрота исполнения, а для 7% - качество.
Очень важно послепродажное обслуживание 17% потребителей, 21% - качество, 4% - дизайн, 2% - быстрота выполнения и 39% - качество.
Крайне важным оказалась цена для 16% опрошенных, 7% - послепродажное обслуживание, 1% - дизайн, качество – 6%.
4. Каким способом Вы расплачивались за покупку пластиковых окон?
Рис.5.
Анализ формы оплаты за покупку пластиковых
окон
Анализ опроса показал, что наиболее распространена форма оплаты в виде кредитования(46%), 31% предпочитают расплачиваться наличным платежом, а наименьшими предпочтением является рассрочка платежа(23%).
5.
С каким интервалом времени
Вы установили или установили
бы пластиковые окна?
Рис.6.
Анализ периода установки пластиковых
окон
Наиболее высокий процент(63%) получила категория «другое», наименьший процент получила категория «сразу все»(11%), 12% категория «по одному через каждые 3 месяца», 14% - «через каждые полгода».
6.Согласны ли Вы с утверждением: пластиковые окна долговечнее деревянных!?
Рис.7.
Анализ согласия с утверждением
В результате анализа самый высокий процент потребителей(31%) не согласны с утверждением,10% - полностью согласны,29% согласны,26% затруднились ответить, наименьший процент(4%) – полностью не согласны.
7. Ваши медиа-предпочтения.
Рис.8.
Анализ медиа-предпочтения потребителей
(телевидение)
Анализ
опроса показал, что наиболее предпочитаемый
канал «Первый» - 23%, 15% - «Рен-ТВ», 18% предпочитают
канал «Россия», 17% - «ТНТ», 21% - «СТС»,
20% - «НТВ» и 12% предпочитают другие каналы.
Рис.11.
Анализ медиа-предпочтения (радио)
Анализ опроса показал, что наиболее предпочитаемой радиостанцией является «Динамит FM»(25%), 21% - «Шансон», 8% - «Love», 18% - «Ретро FM», 10% - другие радиостанции, а наименее предпочитаемой – «Серебряный дождь»(4%).
Рис.10.
Анализ медиа-предпочтения (пресса)
Анализ
опроса показал, что наиболее предпочитаемой
прессой является «Вечерний Омск неделя»
(31%), «Омский вестник» предпочитают - 5%,
другие – 8%, 20% - «Ваш Ореол», «Вести» - 14%,
«Выбирай» - 12%, «Телесемь» - 14%.
8.
Ваш пол?
Рис.11.
Распределение респондентов по полу
Анализ опроса показал, что большинство опрошенных (61%) – женщины, а меньшинство(39%) – мужчины.
9.
Семейное положение
Рис.12.
Анализ семейного положения респондентов
Анализ показал, что большинство опрошенных (71%) - женаты или замужем, 20% не женаты или не замужем, наименьшее число опрошенных (9%) не женаты, но это какие-то другие категории семейного положения.
10.
Ваш возраст?
Рис.13.
Анализ возраста респондентов
Анализ показал, что большинство опрошенных (45%) в возрасте 36-и более лет, 42% в возрасте 25-35 лет, меньшинство опрошенных (13%) в возрасте 18-24 лет.
11. Ваш среднемесячный доход на человека?
Рис.15.
Анализ среднемесячных доходов респондентов
Анализ опроса показал, что у большинства респондентов(65%) доход составляет от 5000 рублей и выше, 31% - от 2000-5000 рублей, у меньшинства(4%) – от 1500-2000 рублей.
12.
Ваш стиль жизни?
Рис.15.
Анализ стиля жизни респондентов
Анализ опроса показал, что большинство (45%) – либералы, 34% - новаторы, меньшинство(21%) – консерваторы.