Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:30, курсовая работа
Предмет исследования – конкурентоспособность ЗАО «БурятАвтоСервис».
Целью исследования является рассмотрение основных теоретических аспектов маркетинговых исследований, анализ основных конкурентов исследуемого предприятия, предложения по повышению его конкурентоспособности.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты маркетингового исследования
1.1 Особенности развития рынка сельскохозяйственной техники в России
1.2 Методы проведения конкурентного анализа. Метод экспертных оценок
Глава 2. Отчет по проведенному маркетинговому исследованию
Заключение
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Восточно-Сибирский государственный технологический университет
ГОУ ВПО ВСГТУ
Институт экономики и права
Кафедра «Менеджмент, маркетинг и коммерция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинговые исследования»
на тему: «Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ»
Улан-Удэ, 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты маркетингового исследования
1.1 Особенности развития рынка сельскохозяйственной техники в России
1.2 Методы проведения конкурентного анализа. Метод экспертных оценок
Глава 2. Отчет по проведенному маркетинговому исследованию
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любого предприятия, функционирующего на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любого предприятия. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.
Объектом исследования является ЗАО «БурятАвтоСервис»
Предмет исследования – конкурентоспособность ЗАО «БурятАвтоСервис».
Целью исследования является рассмотрение основных теоретических аспектов маркетинговых исследований, анализ основных конкурентов исследуемого предприятия, предложения по повышению его конкурентоспособности.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты маркетинговых исследований;
2) вывести особенности организации деятельности конкурентов;
3) проанализировать преимущества и недостатки «БурятАвтоСервис» по отношению к основным конкурентам;
4) разработать основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Глава 1. Теоретические аспекты поведения конкурентного анализа
1.1 Особенности развития рынка сельскохозяйственной техники в России
Российский рынок сельхозтехники один из самых быстрорастущих и привлекательных в мире. За период с 2003-го по 2010 г. объем продаж на нем в денежном выражении увеличился в 3,2 раза, а темпы ежегодного роста варьировали от 20 до 50% в денежном эквиваленте и от 10 до 15% – в натуральном.
По оценкам Research.Techart, объем российского рынка сельскохозяйственной техники в рублевом эквиваленте в 2008 г. оценивался в 95-98 млрд. руб. В 2009 г. объемы резко снизились, что связано с кризисными явлениями в экономике, сокращением инвестирования агропромышленного комплекса и недоступностью кредитов.
Значительная доля рынка сельхозтехники принадлежит иностранным поставщикам. Опережающие в сравнении с российским производством темпы роста импорта, стабильное увеличение доли зарубежной сельхозпродукции в общем объеме реализации за последние 5 лет свидетельствуют об очевидной тенденции вытеснения иностранными поставщиками российских компаний с внутреннего рынка. Кризис немного снизил долю импортной техники, так как решающим фактором в ряде сделок оказалась цена.
Можно выделить четыре основных фактора, которые способствуют упрочнению позиций импортеров на внутреннем рынке:
неразвитость собственного предложения сельхозтехники на российском рынке;
льготная политика государства в области налогообложения и таможенно-тарифного регулирования;
недостатки российского таможенного и налогового законодательства;
агрессивная сбытовая политика импортеров.
Больше половины импортных поставок сельхозтехники приходится на крупногабаритные машины. Основные поставки техники идут из Германии (28,4%), США (21,4%) и Украины (7%).
Наименьший объем импорта характерен для рынков простой техники.
Можно говорить о том, что в дальнейшем рынок сельскохозяйственной техники будет развиваться в соответствии со следующими тенденциями:
• рост спроса на новые модели машин и оборудования. Развитие отечественного рынка главным образом обусловлено увеличением числа закупок современных видов сельхозтехники, в то время как потребительский интерес в отношении устаревших дешевых отечественных моделей стремительно сокращается. Интересно отметить, что если в 2005 г. российские заводы протестировали всего 30 новых образцов, то в 2008 г. – не менее 120-ти. За 8 месяцев 2009 г. было представлено на испытательные станции 137 машин. По оценкам экспертов, такой путь развития отечественного машиностроения является единственно верным, позволяющим конкурировать российским компаниям с иностранными поставщиками;
• ориентация производителей на комплексное обслуживание покупателей техники. В вопросах построения сбытовой политики производственных компаний наблюдается переход от простой задачи обеспечения сельхозорганизаций средствами механизации к решению комплекса проблем по адресной поставке селу необходимых высокотехнологичных и технических средств, проведению обучения работе сельских механизаторов на новой технике, обеспечению ее качественного сервисного и гарантийного обслуживания. Больше внимания стало уделяться развитию дилерских сетей, гарантирующих не только поставку сельхозтехники в регионы, но и оперативный доступ к запчастям;
• переход к использованию ресурсосберегающих технологий. Росту интереса различных участников рынка к вопросам ресурсо- и энергосбережения в немалой степени способствовал тот факт, что 2009 г. был объявлен министром сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеевым годом ресурсосбережения как ответ на мировые энергетические и продовольственные вызовы. Так, установлено, что технологии сберегающего земледелия позволяют экономить свыше 1000 руб. на каждом гектаре за счет экономии на ГСМ до 80%, экономии минеральных удобрений до 50%, что в свою очередь ведет к снижению себестоимости, а значит, и цен на сельхозпродукцию. По итогам 2008 г. ресурсосберегающие технологии применялись на 40% посевных площадей. Прирост по сравнению с 2008 г. составил 28%.
Наиболее энергоемкими областями, где политика экономии ресурсов особенно актуальна, являются операции по обработке почвы и внесению минеральных удобрений (требуют 25-68% топлива от общего расхода на все операции), уборка и послеуборочная обработка зерна (31-54%). При этом согласно результатам тестирования, в России мировому уровню энергосбережения соответствуют только 46 и 51% техники в каждом из направлений.
Стоит отметить, что одним из направлений применения ресурсосберегающих технологий является также переход на альтернативные источники энергии, предусматривающий переработку отходов сельскохозяйственной деятельности (биомассы) для производства необходимой селу электрической энергии и биотоплива, а также создание энергоавтономных хозяйств.
Рис. 1. Динамика, %, российского рынка сельхозтехники в 2007–2009 гг. в денежном выражении (источник: оценка Research.Techart)
На сегодняшний день на рынке России представлены около 20 китайских тракторных заводов (под одной маркой мини-трактора зачастую оказывается 3-4 завода). Одни больше, другие меньше. Однако, четкого мнения о качестве, уровне, различиях минитракторов между собой еще не сложилось.
1.2 Методы проведения конкурентного анализа. Метод экспертных оценок
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.
При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т. п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т. п.).
Формирование объектов осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта.
Измерение характеристик объектов требует от экспертов знания теории измерений.
Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во- вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти две особенности отличают метод экспертных оценок от обычной давно известной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.
Экспертные коллективные оценки широко использовались в государственном масштабе для решения сложных проблем управления народным хозяйством уже в первые годы Советской власти. В 1918 году при Высшем совете народного хозяйства был создан Совет экспертов, задачей которого являлось решение наиболее сложных проблем реорганизации народного хозяйства страны. При составлении пятилетних планов развития народного хозяйства страны систематически использовались экспертные оценки широкого круга специалистов.
В настоящее время в нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для решения важных проблем различного характера. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным неформализуемым проблемам.
Все множество плохо формализуемых проблем условно можно разделить на два класса. К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценке заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом методы опроса и обработки основываются на использовании принципа «хорошего» измерителя. Данный принцип означает, что выполняются следующие гипотезы:
1) эксперт является хранилищем большого объема рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации;
2) групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.
Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.
Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для уверенности в справедливости указанных гипотез. При решении проблем из этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как «хороших измерителей». Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для «хороших измерителей», в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнений остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.
Информация о работе Конкурентный анализ рынка китайских мини-тракторов г. Улан-Удэ