Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:47, курсовая работа
Конкуренция является необходимым условием существования и фундаментом всей рыночной системы.
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Введение
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Понятие конкурентоспособности и факторы конкурентоспособности торгового предприятия
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ЕЁ СОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Оценка состояния конкуренции в Российской Федерации
2.2. Оценка конкурентоспособности на примере ООО «Евросеть-Ритейл»
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Заключение
Список использованной литературы
25
Федеральное агентство по образованию
Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Кафедра экономического анализа и статистики
по дисциплине «Экономика отрасли» на тему:
Конкурентоспособность торгового предприятия и пути её повышения
Выполнила студентка 2 курса, группы ЭЗ – 21
Специальность «Экономика и управление
на предприятии (по отраслям)»
Чиркова Алёна Игоревна (Ф.И.О. студента)
«_____»____________________ 20__ г.
_________________ (подпись студента)
Оценка ___________________________
_______________________ Пфлюг В.П.
Пермь 2011
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Введение | 3 |
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | 5 |
1.1. Понятие конкурентоспособности и факторы конкурентоспособности торгового предприятия | 5 |
1.2. Методы оценки конкурентоспособности | 11 |
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ЕЁ СОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 17 |
2.1. Оценка состояния конкуренции в Российской Федерации | 17 |
2.2. Оценка конкурентоспособности на примере ООО «Евросеть-Ритейл» | 20 |
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ | 25 |
Заключение | 28 |
Список использованной литературы | 30 |
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция является необходимым условием существования и фундаментом всей рыночной системы.
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Все большую актуальность эта проблема приобретает для российских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда, - в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров. Конкурентоспособность фирмы - это ее реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
Современное содержание такой политики во многом определено глобальным финансово-экономическим кризисом. Неизбежные в условиях кризиса меры избирательной государственной поддержки крупнейших компаний не должны иметь своим результатом полное устранение конкуренции на соответствующих рынках. Именно антимонопольные органы призваны реализовать специальный компонент антикризисной политики: регионализацию мер по защите конкуренции; развитие конкуренции в качестве инструмента повышения эффективности экономики с учетом ее инновационного пути развития, модернизации промышленного потенциала страны, в первую очередь в наукоемких отраслях и отраслях с высоким потенциалом увеличения производительности труда; снятие административных и инфраструктурных барьеров для развития предпринимательской деятельности, развитие системы информационной поддержки ведения бизнеса.
Целью данной работы является выявление основных путей повышения конкурентоспособности.
Задачи данной работы:
изучить сущность понятия конкурентоспособность;
определить основные критерии и факторы конкурентоспособности;
проанализировать современные методы оценки конкурентоспособности;
ознакомиться с основными целями и задачами российской конкурентной политики;
оценить состояние и проблемы российской конкуренции;
определить современные методы повышения конкурентоспособности предприятия.
Предметом исследования проблема конкурентоспособности торгового предприятия.
Теоретической основой настоящего исследования являются работы Портера М., Спиридонова И., Фатхутдинова Р. и других, посвященные проблемам конкурентоспособности.
Структура работы определяется целью исследования и состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе показаны основные характеристики конкурентоспособности. Во второй главе проанализирована конкурентная среда в Российской Федерации. В третьей главе представлены основные пути повышения конкурентоспособности торгового предприятия.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1 Понятие конкурентоспособности и факторы конкурентоспособности торгового предприятия
Конкурентоспособность предприятия (КП) - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые (преимущества) проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).
Понятие «конкурентоспособность организации» является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.
Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [1, с.245].
Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы [1]:
товары,
предприятия (как производители товаров),
отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),
регионы (районы, области, страны или их группы).
В связи с этим принято говорить о таких её видах как:
Национальная конкурентоспособность.
Конкурентоспособность товара.
Конкурентоспособность предприятия.
Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:
потребители,
производители,
инвесторы,
государство.
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции [3, c. 123]:
утверждение суверенитета потребителей;
постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
саморегулирование товаропроизводителей;
дифференциация товаропроизводителей;
распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Реализация функций конкуренции приводит к необходимости создания в экономике конкурентной среды как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.
Конкурентное преимущество предприятия - какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Совокупность конкурентных преимуществ (от 1 до n) позволяет дать интегральную оценку всех конкурентных преимуществ (например, предприятия или товара) и в конечном итоге обеспечить связь понятий «конкурентные преимущества предприятия» или «конкурентные преимущества товара» с понятиями «конкурентоспособность предприятия» или «конкурентоспособность товара» [4, c.26].
Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.
С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы [2, с.211].
Внешними факторами являются [5, c.258]:
уровень открытости экономики страны;
уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;
уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;
уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;
государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;
правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
налоговые ставки;
процентные ставки;
научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;
национальная система стандартизации и сертификации;
качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;
наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;
прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;
климатические условия и географическое положение страны или региона.
В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:
конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;
характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);
развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;
случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);
экономические и организационно-
К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке [6, c.546].
Информация о работе Конкурентоспособность торгового предприятия и пути её повышения